Рефераты. Особенности игровой деятельности у дошкольников с нарушениями зрения

У детей с выраженными нарушениями речи игровая деятельность затруднена. Это проявляется, по данным многочисленных исследований, в сложностях установления межличностных контактов в игре, ограниченности сюжетов бытовой тематикой, в недостатке творческого подхода таких дошкольников к игре, повышенной отвлекаемости и т.п. Однако, как отмечают дефектологи, в условиях специального обучения возможно некоторое исправление недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями.

Выводы по главе 2.

Экспериментальное исследование проводилось нами на базе старшей группы МДОУ г. Энгельса "Детский сад №76" с помощью двух методик - "игра со взрослыми" и "Индивидуальная ролевая игра" (по Е.А. Стребелевой). В исследовании участвовали 10 дошкольников 5-6 лет с диагнозом "Общее недоразвитие речи III уровня" и "ОНР IV уровня".

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

§ Исследование особенностей совместной игры дошкольников страдающих ОНР, со взрослыми, показало, что эти дети в целом способны включаться в такого рода деятельность, но зачастую не проявляют инициативы, речевой активности, затрудняются даже в условиях помощи со стороны взрослого развернуть полноценный сюжет, иногда вовсе ограничивались предметной деятельностью "рядом со взрослыми".

§ Индивидуальная ролевая игра вызывала еще более значительные трудности у дошкольников с ОНР, проявившиеся в отсутствии организационного этапа, неспособности к самостоятельному развертыванию подчас даже элементарного сюжета, в преобладании интереса к игрушкам, которые в норме предназначены для более младшего возраста (игрушки в воде).

§ При этом, как нам удалось выяснить, действия с предложенными игрушками были вполне адекватными (соответствующими их изначальному предназначению), что еще раз подтверждает первичную сохранность интеллекта таких детей.

§ Исследование показало, что дети с более выраженными речевыми нарушениями (ОНР III уровня) испытывали в процессе игровой деятельности (и совместной со взрослыми, и индивидуальной) большие трудности, чем их сверстники, у которых, согласно логопедическому заключению, недоразвитие всех сторон речи выражено менее ярко (ОНР IV уровня).

§ Для коррекции недостатков игровой деятельности дошкольников с речевыми нарушениями нами был разработан комплекс игровых упражнений, конструктивное назначение которого предстоит доказать в дальнейшем исследованиях.

То есть гипотеза нашего исследования подтвердилась. Игровая деятельность дошкольников с выраженными нарушениями речи (а особенно - индивидуальная деятельность) оказалась несовершенной.

в дальнейшем, для получения более полных и точных сведений об особенностях игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи мы планируем, во-первых, расширить экспериментальную группу, во-вторых, дополнить исследование диагностикой более сложной (как мы полагаем) для таких детей формы игровой деятельности - совместное ролевой игры.

Также мы планируем опробировать предложенный в данной работе комплекс игр и заданий, направленных на формирование и совершенствование интересующего нас вида деятельности, чтобы выявить характер ее динамики у детей дошкольного возраста с ОНР.

То есть, несмотря на то, что цель курсовой работы достигнута, исследования по проблеме необходимо продолжить.

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека. СПб., 2000;

2. Большая книга афоризмов / Сост. К.В. Душенко. Изд. 7-е исправленное. - М.: Изд-во Эксмо, 2002 - с.1056;

3. Возрастная и педагогическая психология. Учебник для студентов пед. институтов. В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др.; Под редакцией А.В. Петровского - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979 - с.288;

4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопеда. М.: просвещение. 1983 - с.114;

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995;

6. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа вне занятий в группе дошкольников с общим недоразвитием речи. Дефектология, 1995, №1, с.88-91;

7. Герасимова О.В., Бочкарева Т.А. Нарушение темпо-ритмической организации речи и игра как метод коррекции // Проблемы специального образования: Сборник научных трудов студентов и преподавателей факультета коррекционной педагогики и спец. психологии ПИ СГУ им.Н.Г. Чернышевского. Вып.1 - Саратов: слово, 2002 - с.12-15;

8. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников // Дефектология, 1993, №4 - с.37-42;

9. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" - М. Владос-Пресс, 2005 - с.264;

10. Диагностика умственной отсталости в дошкольном и младшем школьном возрасте: учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова. - Саратов, 2005;

11. Дошкольная грамматика. Учебное пособие для студентов пед. институтов. В 2 ч. Ч.2 Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду. Под редакцией В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой - 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988 - с.270;

12. Дьяченко М.И., Кандыдович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Мн.: Хелтон, 1998 - с.399;

13. Игры в логопедической работе с детьми. / Под ред.В.И. Селиверстова, 2-е изд. - М.: просвещение. 1979 - с. 192;

15. Козырева О.А. Лексико-грамматичесие игры // Логопед. 2004. №6. с.89-93;

15. Кордуил М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с английского К.С. Ткаченко - М.: Фаир-Пресс, 2000 - с.448;

16. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко. - М.: Политизат, 1985 - с.431;

17. Логопедия. Учебное пособие для студентов деф. фак. пед. вузов / под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской, 3-е изд., перераб. и доп., М.: Владос, 2002 - с.680;

18. Лысенко Е.М., Тареева А.Ю. Возрастная психология: Учебное пособие - Саратов. 2000 - с.84;

19. Мухина В.С. возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов.5-е изд., стереотип. - М., 2000;

20. Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975;

21. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. Под редакцией Т.В. Власовец. - М.: Академия, 2002 - с. 200;

22. Основы специальной психологии: Учебное для студентов средних пед. учеб. заведений / Под редакцией Л.В. Кузнецовой, М., 2002 - с.235-240;

23. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в школе. М., 1988;

24. Петричук И.И. Еще раз об игре [Педагогика. 2007. № 7. с.55-61.];

25. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, №2;

26. Психология. Словарь. /Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Хрошевского, 2-е изд., испр. и доп., М.; Политиздат, 1990 - с.494;

27. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование: Учебное пособие. Под редакцией Л.В. Шиповой, Саратов, 2004 - с.44;

28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 - с.720;

29. Смирнова Е., Галигузова Л., Мещерякова С. Делайте как я // Обруч, 2007, №6 - с.30-32;

30. Солнцева О.А. играем в сюжетные игры. Дошкольное воспитание. 2005. № 4. - с.33-37;

31. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебных заведений / Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др., под ред.Н.М. Назаровой, 2-е изд., стеретип. М.: Академия, 2001 - с.400;

32. Специальная психология. Учебное пособие. Составитель Л.В. Шипова - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003 - с.64;

33. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Под редакцией В.И. Лубовского - 3 изд., стер. - М.: Академия, 2006 - с.464];

34. Трофимова Н.М. Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии. С-Пб.: Питер, 2006 - с.304;

35. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004 - с.224;

36. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 1981 - с.304;

37. Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическому исследованию игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг. / Под ред.И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис - М.: Изд-во Московского университета, 1981 - с.73-79;

38. Эльконин Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа речевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советский психологов периода 1946-1980 гг. /Под. ред. ИИ. Ильясова, В.Я. Ляудис. - М.: Изд-во Московского университета, 1981 - с.61-65

39. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Приложение

ТАБЛИЦА 2

Результаты исследования игровой деятельности у детей с нарушениями речи (с ОНР III и IV уровней)

№ п/п

Имя

Уровень ОНР

Возраст

Результаты исследования (в баллах)

Совместная игра со взрослыми

Индивудуальная ролевая игра

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Аня И.

Катя С.

Марина П.

Оля Ф.

Вадим Д.

Стас Ш.

Максим К.

Ваня И.

Леша Л.

Сергей М.

III

III

IV

III

IV

III

III

III

IV

III

5 л.11 мес.

5 л.8 мес.

6 л.1 мес.

5 л.5 мес.

5 л.10 мес.

6 л.

5 л.10 мес.

5 л.11 мес.

6 л.

5 л.10 мес.

3

3

4

2

4

2

2

3

4

2

2

2

3

1

3

2

2

3

3

2

Средний показатель

3

2,3

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.