Рефераты. Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

p align="left">В ходе оценки достижений учитывались не только интеллектуальные, но и творческие достижения, что априорно ставило под вопрос правильность выводов. Если методика учитывает не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи интеллекта и творческих способностей, являются артефактами метода. Тем не менее, результаты К. Кокс получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии.

Сравнения возраста овладения знаниями и навыками знаменитыми людьми с аналогичными данными выборки обычных детей показало, что коэффициент интеллекта знаменитостей значительно выше среднего (158,9). Отсюда Л. Термен сделал вывод, что гении - это те люди, которых ещё в раннем детстве по данным тестирования можно отнести к категории высоко одарённых. Выяснилось, что интеллектуально одарённые дети опережают своих сверстников в среднем на два класса.

Надо сказать, что дети, отобранные Термином, отличались ранним развитием (рано начали ходить, говорить, читать, писать и п.р.). Все интеллектуальные дети закончили успешно школу, 2/3 получили университетское образование, а 200 человек стали докторами наук.

Однако, что касается творческих достижений, результаты не так однозначны. Ни один ранний интеллектуал из выборки Термина не проявил себя как исключительно талантливый творец в области науки литературы, искусства и так далее. Никто из них не внёс существенного вклада в развитие мировой культуры. Высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом. [5]

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и творчеством являлось аргументом для сторонников указанных подходов. Согласно третьему подходу, творческая способность (креативность) является самостоятельным фактом, независимым от интеллекта. В более "мягком" варианте это теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является "теория интеллектуального порога"

Е. Торренса: если IQ ниже 115 - 120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

Предположение Е. Торренса на удивление хорошо совпадает с данными Д.Н. Перкинса: для каждой профессии существует нижний допустимый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определённого уровня не могут овладеть данной профессией, но если IQ выше этого уровня, то прямой связи между интеллектом и уровнем достижений нет. Главную роль в определении успешности работы играют личностные ценности и черты характера. [19]

Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей со способностями к обучению и интеллектом. Одним из первых на различие творческой способности и интеллекта обратил внимание Л. Терстоун. Он отметил, что в творческой активности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи, сосредоточения над решением проблем.

Основную критику работ Гилфорда, Торранса и их последователей дали М. Воллах и Н Коган. В исследованиях Торранса и Гилфорда получилась зависимость между уровнем IQ и уровнем креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя при высоком интеллекте могут встречаться низкие показатели креативности.

М. Воллах и Н. Коган считают, что перенос Гилфордом, Торрансом и их последователями тестовых моделей измерения интеллекта на измерение креативности привёл к тому, что тесты креативности попросту диагностируют IQ, как и обычные тесты интеллекта. Они в своей работе изменили систему проведения диагностики креативности, представляя испытуемым, столько времени, сколько им было необходимо для решения задачи или для формулирования ответа на вопрос. Тестирование проводилось в ходе игры, при этом соревнования между участниками сводилось к минимуму, а экспериментатор принимал любой ответ испытуемого. Если соблюсти эти условия, то корреляция креативности и тестового интеллекта будет близка к нулю.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям. [22]

М. Воллах и Н. Коган предложили в виде таблице личностные особенности дошкольника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей

Интеллект

Высокий

Низкий

Творческие способности

В

Ы

С

О

К

И

Е

Вера в свои возможности. Хороший самоконтроль. Хорошая социальная интеграция. Высокая способность к концентрации внимания большой интерес ко всему новому.

Постоянный конфликт между собственным представлением о мире и требованиями к дошкольнику. Недостаточная вера в себя и недостаточное самоуважение. Боязнь оценки со стороны окружающих.

Н

И

З

К

И

Е

Энергия направлена на достижение успеха в учёбе. Неудача воспринимается как катастрофа. Боязнь риска и высказывания своего мнения. Пониженная общительность, боязнь самооценки.

Хорошая адаптация. Недостаточный интеллект компенсируется социальной общительностью или некоторой пассивностью.

Дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, были уверены в своих способностях, имели адекватный уровень самооценки. Они обладали внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. При этом они могут казаться маленькими детьми, а через некоторое время, если того требует ситуация, вести себя по-взрослому. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

Дети с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к успехам, которые должны выразиться в форме похвалы. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, можно сказать, что у них преобладает не надежда на успех, а страх перед неудачей. Они избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли. Они сдержаны, скрыты и дистанцируются от своих сверстников. У них мало друзей. Они не любят быть представлены самим себе и страдают без внешней адекватной оценки своих поступков, результатов деятельности.

Дети, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности часто попадают в позицию "изгоев". Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечение "на стороне" (занятия в кружках, хобби и так далее), где они в свободной обстановке могут проявить свою творческую натуру. Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя, "комплекс неполноценности". Части педагоги характеризуют их как тупых, невнимательных, поскольку они с неохотой выполняют задание и не могут сосредоточиться.

Дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "средниках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируются развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью на занятиях. [22]

Выводы по I главе

В данной главе раскрыто понятие одаренность с познанием различных психолого-педагогических подходов. Существуют следующие виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, математическая, творческая, социальная, музыкальная, способности к музыкальному творчеству. Выделение многих видов одаренности служит важной цели - привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.

Одаренность помогает ребенку раскрыть себя в различных видах деятельности. Очень важно обнаружить в нем свою способность, которая, как известно, выражается в его индивидуальности, то есть необходимо подчеркивать эту индивидуальность.

Под одарённостью ребёнка понимается более высокое, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие "одарённость" происходит от слова "дар" и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Иногда умного не по годам ребенка называют вундеркиндом. Это выражение пришло из немецкого языка ("вундер" -- чудо, "кннд" -- ребенок). Чаще этим словом называют ребенка с чрезвычайными успехами в каком-нибудь определенном виде деятельности -- в музыке, рисовании, математике. Но иногда и у детей с высоким общим развитием обнаруживается такой уровень интеллекта, что и к ним вполне применимо это слово.

Основными условиями сохранения одаренности являются: внимательное отношение к особенностям психики ребенка, тактичный подход к его индивидуальности, к его мироощущению со стороны воспитателя.

Остановимся кратко на возрастном развитии умственной активности, этого существеннейшего условия роста интеллекта у всех детей. На первом этапе перехода из периода новорожденности к младенчеству у ребенка начинает обнаруживаться готовность всматриваться, вслушиваться -- потребность во внешних впечатлениях. С этих дней начинает развиваться познавательная активность.

Со второго полугодия младенец уже овладевает хватательными движениями целенаправленного характера. Начинается активное и постепенно усложняющееся манипулирование предметами.

В раннем детском возрасте ребенок, как известно, научается ходить, а затем и говорить, что чрезвычайно расширяет его деятельные контакты с взрослыми, со средой и возможности проявлять свою активность.

Уже к концу раннего детства у него обнаруживается стремление действовать самостоятельно. Сознание собственного желания ("я хочу"), попытки справиться своими силами ("я сам") приводят к новому уровню отношений к людям, вещам, занятиям. Все это -- формирующийся внутренний мир, влияющий на степень и своеобразие активности ребенка.

Такова начальная школа ребенка, где познание неразрывно связано с воображением и действованием, совершаемым свободно, по внутреннему побуждению.

В нашем исследовании рассмотрено подробно интеллектуальная одаренность детей и ее соотношение с творческой одаренностью.

Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности рассматривали многие психологи. Сторонники сведения творческих способностей к интеллекту опираются на результаты эмпирических исследований, к числу которых относится классическая работа Л. Термина и К. Кокс. Они утверждали, если методика учитывает не только интеллектуальные, но и творческие показатели, выводы о связи интеллекта и творческих способностей, являются артефактами метода. Тем не менее, результаты К. Кокс получили широкую известность и вошли во многие учебники психологии.

Подход Воллаха и Когана позволил по-иному взглянуть на проблему связи между креативностью и интеллектом. Упомянутые исследователи, тестируя интеллект и креативность дошкольников, выявили 4 группы детей с разными уровнями развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям. Это группы детей с высокой креативностью и высоким интеллектом, с высокой креативностью и низким интеллектом, с низкой креативность и высоким интеллектом, с низкой креативность и низким интеллектом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.