Рефераты. Особенности развития интеллектуальной одаренности детей старшего дошкольного возраста

p align="left">Цель занятия: реализация живописных колористических задач, приобретение навыков работы по сырой бумаге, навыки вливания одной краски в другую, получение новых цветов.

Материалы и оборудование: бумага, вода, акварель, кисточки.

Ход занятия:

Мы все художники-волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я вам покажу, как это делается. У меня на столе два листа бумаги, один из них смочен волшебной водой. У вас на столах есть вода в стаканчике. Я беру бумагу и кистью нарисую три лепестка малиновой краской, (цветы поручаются от расплывания), бумага должна находится в стадии подсыхания. Затем три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краска сливается одна с другой. Дорисуем листочки. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем бумагу, которая лежит у вас на столе, волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду и смочим бумагу. Взяв кисточку, держим руки над бумагой и говорим: "Раз, два, три бумага волшебная, смотри". Теперь мы можем создать волшебные цветы. Нарисуем три лепестка желтой, а потом три красной, стебли и листочки зеленой краской. Еще сегодня нарисуем елочную ветку при помощи приложения ниточки к бумаге (тонкой кисточки), делаем приложение так, как растут иголки на елочке. Таким же способом рисуем елочку.

Занятие № 11 "Иллюстрирование сказки".

Это комплекс занятий, т.к. в одно занятие дети не смогут выполнить качественно и полно.

Цель занятия: научить передавать пропорции человеческой фигуры, научить передавать эмоции человека и его характер с помощью изображения мимики и жестов, научить выделять главное в композиции с помощью размера, цвета, местоположения.

Материал и оборудование: простой карандаш, ластик, акварель или гуашь, лист бумаги, палитра, вода. Наглядные пособия: иллюстрации к сказке "Гуси-лебеди", пособие "Пропорции человеческой фигуры", "Строение тела гуся и полет птицы", "мимика человечков".

Ход занятия №1

Занятие начинается с чтения сказки "Гуси-лебеди", показа иллюстраций. Беседа по сказке и иллюстрации. Дети распределяют эпизоды между собой. За тем воспитатель проводит индивидуальную работу с каждым ребенком о выделении главного в эпизоде, о том, что будет изображено на первом плане, и на втором, выделение места расположения, каких размеров будут изображаемые предметы и зарисовка. На данном занятии проходит зарисовка эпизода карандашом.

Ход занятия №2

Воспитатель работает с детьми по прорисовке человеческой фигуры в движении. Наглядный материал - "веселые человечки". Сначала строится каркас фигуры с помощью простых линий, передается движение человека. За тем, по каркасу прорисовывается объем и детали фигуры. После этого учимся передавать эмоции человека с помощью изображения мимики. Для наглядного материала используется "мимика человечков". Прорисовываются части лица, эмоции отображаются с помощью бровей, уголков губ. Далее четкая прорисовка всего рисунка.

Ход занятия №3

Весь рисунок прорабатывается в цвете. Для начала дети закрашивают фон: небо, земля, и др. Затем рисуются фигуры людей. После прорисовываются детали лица, узоры на одежде, отдельные мелкие детали (листочки на деревьях и клин гусей). Занятие окончено.

Занятие проводится с малой группой детей численностью от трех до шести человек. При этом осуществляется индивидуальный подход к каждому ребенку. Это далеко не полный список занятий, которые можно использовать для обучения одаренных детей. Также необходимо проводить занятия лепки и аппликации.[33]

2.3 Методические рекомендации по развитию одаренности в области художественной деятельности

Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребёнка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отображать свои впечатления в графической и пластической форме. Методика руководства изобразительной деятельностью детей основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствоведения. [41]

Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребёнка, с формированием его чувств и сознания. В круг вопросов методики изобразительной деятельности входят определение таких методов и приёмов воспитания и обучения, которые наилучшим способом влияли бы на развитие одаренности детей. Для этого надо хорошо знать своеобразие и закономерности развития психики ребёнка. Знание процессов восприятия, мышления, воображения у детей от 2 до 7 лет даёт основание правильно строить работу с детьми, то есть определить содержание, методы и приёмы его воспитания и обучения. [45]

Занятия изобразительной деятельностью в детском саду является эффективных средством познания действительности, и одновременно помогают развитию и формированию зрительного восприятия, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знание психологии ребёнка помогает педагогу лучше понять его склонности, желания, выявить способности.

Система обучения детей изобразительному искусству и развития одаренности предусматривает наряду с приобретениями ими изобразительных умений и навыков творческой активности. Эта система включает в себя программу требований к изобразительным навыкам дошкольников и методику, основанную на воспитании у них наблюдательности, умении видеть в окружающей жизни многообразие красок, форм, движений. Методика должна включать применение разнообразных приёмов в зависимости от правильных задач, возраста и общего развития детей. [24]

Большое внимание в построении всей системы обучения одаренных детей изобразительному искусству должно уделяться воспитание умственной активности ребёнка. Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников. [27]

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением, передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. [27]

Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом. [23]

В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребёнка о предмете, но по рисунку, лепке не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. д. В этих случаях не надо делать замечаний ребенку, им руководит желание создать образ значительнее, ярче.

Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления -- наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операции может представить результат своей работы и затем начать действовать. [26]

Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения. Исследования известного педагога Н П. Саккулиной показали, что успешное овладение приёмами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи. [38]

Ребенок старшего дошкольного возраста способен создавать такие реальные и фантастические образы, которые он чувственным путем не воспринимал. Исследования в этой области показывают, что образное начало в детских рисунках проявляется уже в младшем дошкольном возрасте при соответствующей воспитательной работе. Исследование В. А. Езикеевой показывает, как изменяется образ, создаваемый детьми 5--7 лет, в связи с приобретением ими опыта и повышения умственной активности в процессе творчества.

Не случайно с тех самых пор, как начали серьезно относиться к искусству детей, возникла и проблема пресловутого "подросткового кризиса" в их творчестве. Если создать детям благоприятные условия для занятий искусством (помещение, хорошие краски, листы бумаги достаточного размера, доброжелательная приподнятая атмосфера, помощь в преодолении элементарных технических трудностей на первых порах) - то уже этого достаточно, чтобы через некоторое время появились радующие глаз и душу работы, которыми заполняются экспозиционные залы детских выставок. Поистине - все дети талантливы.[12]

Задача педагога - это необходимость правильно распознавать детей, которые действительно связаны с искусством и одарены в этой области.

В преподавании изобразительного искусства издавна соперничают два основных подхода, которые можно для краткости определить как академическое обучение и свободное воспитание.

В первом случае детей учат изображать объекты в соответствии с требованиями профессионального реалистического искусства. При такой системе обучения дети могу приобрести некоторые изобразительные навыки, полезные во многих специальностях и житейских ситуациях. Но они не получают опыта решения художественных задач, не приобщаются к искусству. Это - обучение без творчества.

Во втором случае детям создают благоприятную среду и условия для творчества, не оказывая целенаправленного педагогического воздействия. Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественными материалами. Но это - творчество без обучения.

Очевидно, нужен третий путь целенаправленного руководства творческим развитием детей. Можно ли учить творчеству? Ведь научить в первоначальном смысле слова - значит, передать другому то, что уже известно тебе самому. Так передаются правила и способы изобразительной деятельности, которые в свое время выработались как средство решения творческих задач и сохраняют свое значение на протяжении какого-то периода истории искусства. Так дети приобретают знания, умения и навыки, и в этой области педагогика не испытывает как будто принципиальных трудностей. [2]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.