Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«Орловский Государственный Университет»
Факультет педагогики и психологии.
Кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии.
Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Выпускная квалификационная работа
по специальности: 050715 - Логопедия.
Афанасьева Ольга Сергеевна
Научный руководитель: старший
преподаватель кафедры коррекционной
педагогики и специальной психологии
Трошкина О. В.
Дата регистрации:
Орел, 2010г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи
1.1 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста
1.2 Психолого - педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.3 Особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Глава 2. Методика экспериментального изучения особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2.1 Цель, задачи, описание эксперимента
2.2 Анализ и интерпретация полученных данных
Глава 3. Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
3.1 Организация работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.2 Оценка эффективности работы по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Заключение
Список литературы
Приложения
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р. Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии в 50 - 60 годах XX века. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. Правильное понимание системы общего недоразвития речи, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. В процессе становления речи у дошкольников происходит нравственное, эстетическое, умственное воспитание, ребенок познает окружающую среду, предметный мир и развивается как личность в целом.
Актуальность проблемы очевидна, так как без глубокого знания особенностей развития словаря трудно представить дальнейшее развитие научных и практических вопросов в специальной педагогике, создание адекватных эффективных средств воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи. Необходимость изучения лексической стороны речи диктуется недостаточно глубокими разработками в данной проблеме.
Анализ литературных источников свидетельствует о том, что вопрос активизации словарного запаса дошкольников вызывает большой интерес у исследователей в различных областях научного познания. Так О. С. Ушакова [19] рассматривает развитие речи у детей в норме поэтапно, разработав программу развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Н. С. Жукова[7], Л. Н. Ефименкова [8], С. Н. Сазонова [16] рассматривали вопрос формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи.
Методики обследования словаря предлагают В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева [15]. Ф. Г. Даскалова разработала комплексный вербальный тестовый метод, основным приемом которого являются свободные словесные ассоциации. В. И. Яшина, Т. А. Ткаченко[18], В. В. Юртайкин, В. П. Балобанова[1] разработали методики по выявлению состояния словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Словарной работой занимались М. М. Алексеева[14], А. М. Бородич [2].
Цель исследования - выявить особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - лексическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза: у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будут следующие особенности развития словаря:
1) трудности в назывании многих прилагательных;
2) в глагольном словаре преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет;
3) трудно усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.;
4) неточность употребления слов.
Задачи:
1) изучить и проанализировать теоретические основы проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого - педагогической и специальной литературе;
2) изучить и проанализировать особенности развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3) подобрать дидактические игры, направленные на развитие активного словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы: изучение и анализ литературы по данной проблеме, психолого-педагогический эксперимент, качественный анализ полученных данных.
Теоретическое значение исследования заключается в обобщении имеющихся материалов по проблеме исследования в специальной педагогике, в выделении развития словаря как одной из задач словарной работы.
Практическое значение заключается в разработке и апробации комплекса коррекционно-развивающих игр и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на коррекцию речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и активизацию их словарного запаса.
Глава I. Теоретические обоснования проблемы особенностей развития словаря детей старшего дошкольного возраста
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Дошкольный возраст - период быстрого развития словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10 - 12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Огромный скачек в развитии словаря происходит не только и не столько за счет заимствования слов из речи взрослых, сколько за счет овладения способами образования слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К четырем годам количество слов доходит до 1900, в пять лет - до 2000 - 2500, а в шесть - семь лет до 3500- 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды [14]. По словам Д. Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития»[14,С.-24].
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди существительных названия предметов обихода составляют 36%, названия объектов живой природы - 16,5%; названия средств передвижения - 15,9%. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Однако важно не само по себе количественное накопление словаря, а его качественное развитие - развитие значения слов, по словам Л. С. Выготского, представляющее «грандиозную сложность».[3 С.-56] Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова [14]. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает жесты, интонацию и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней:
первая степень обобщения - слово замещает чувственный образ только одного предмета. Слово несколько раз совпало с ощущениями от данной вещи, и между ними образовалась прочная связь.
вторая степень обобщения - слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов. Значение слова здесь шире.
третья степень обобщения - слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение.
четвертая степень обобщения - слово достигает стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения. Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием ребенком предмета или действия, которое оно обозначает.
Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом.
После 4 - 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет.
Наблюдаются многочисленные факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применения. Сужение или расширение значения слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называются данными словами. Причем понимание и употребление слов детьми 3 - 5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9