Технологический компонент включает методы, средства и приемы управленческой деятельности. Культура руководителя во многом определяется уровнем знаний и владений им технологией управления в целом и применительно к учебным заведениям. Руководитель должен уметь организовывать, регулировать, контролировать, планировать и анализировать все процессы, протекающие в школе.
Личностно-творческий компонент необходим при управлении коллективами людей, так как общие методы не могут быть применены в чистом теоретическом виде. В задачи руководителя входит адаптация их к конкретным условиям, особенностям коллектива, направлениям школьной деятельности. Директор школы, сам являясь личностью со своими особенностями делает собственные поправки и вносит модификации, на его взгляд наиболее подходящие для конкретной ситуации и наиболее естественные для применения им самим.
49. Основные функции педагогического управления: педагогический анализ, планирование и контроль
Управление педагогическим процессом складывается из последовательности взаимосвязанных действий педагогического анализа, планирования и контроля. В связи с этим имеет смысл остановиться на их рассмотрении более подробно.
Педагогический анализ содержит три основных направления: параметрический, тематический и итоговый.
Параметрический анализ представляет собой действия директора учебного заведения и его заместителей, направленные на сравнение, обобщение, исследование и поиск причин возникновения различных явлений педагогического процесса. К предметам параметрического анализа относится успеваемость, посещаемость, общая дисциплина как учеников так и педагогов. В рамках педагогического анализа осуществляется так же прогнозирование результатов управленческой деятельности, выявление ее влияния на предметы параметрического анализа, разработка действий по улучшению этих предметов и их реализация.
Тематический анализ содержит деятельность по изучению, анализу, прогнозированию и планированию действий, направленных на управление наиболее устойчивыми элементами педагогического процесса. Такими элементами являются методы и средства учебно-воспитательной работы, их эффективность и актуальность, способы и периодичность организации внеклассной деятельности, организация деятельности педагогов, направленной на повышения уровня квалификации и развитии в направлении своей профессиональной деятельности и т. д. В ходе тематического анализа учитываются данные, полученные в результате параметрического анализа.
Итоговый анализ сводится к изучению результатов параметрического и тематического анализов за определенный период времени. Источниками информации итогового анализа являются контрольные работы, экзамены, зачеты, статистические данные по дисциплине и соблюдению правил учебного заведения, отчеты педагогов и руководителей всех уровней. Результатом итогового анализа является оценка общего состояния дел по разным направлениям деятельности учебного заведения, причины получения таких результатов, фиксирование положительно и отрицательно влияющих факторов с целью учета их в будущем.
Педагогическая деятельность целенаправленна. Из этого следует, что любая педагогическая работа начинается с постановки целей и, на их основе, определения задач, требуемых решения в процессе предстоящей работы. Эта функция педагогического управления называется целеполаганием. Цели деятельности учебного заведения определяются на основе требований общества к их членам, а так же с учетом возрастных и психологических особенностей учеников. Таким образом, глобальной целью учебного заведения является формирование полноценных членов современного общества, социально адаптирванных и всесторонне подготовленных, посредством методов учебно-воспитательной работы, применимых в конкретных условиях для конкретных людей.
Планирование в педагогической деятельности является следующим этапом после целеполагания и производится на основе результатов педагогического анализа в направлении определенных целей. Планирование может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промежуточных задач воспитания, обучения, организации и т. д. А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления.
В управлении педагогическими системами выделяют перспективный план, который составляется по результатам анализа деятельности учебного заведения за истекший период сроком на пять лет. Его структура такова:
1) задачи школы на планируемый срок;
2) перспективы развития контингента учащихся по годам;
3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций;
4) кадровые перестройки и количество предполагаемых учащихся;
5) повышение уровня профессионализма и квалификации педагогов учебного заведения;
6) обновление оборудования и оснащения учебного заведения;
7) социальная защита педагогов и учащихся, задачи по улучшению их быта, труда и отдыха.
В общеобразовательных учреждениях разрабатывается так же годовой план, охватывающий весь временной период от начала учебного года до начала следующего, включая летние каникулы. Разработка годового плана - сложный многоуровневый процесс, подготовкой которого занимается специально назначенная группа людей из числа педагогического состава учебного заведения. Годовой план на следующий год составляется на протяжении всего текущего года и состоит из следующих уровней:
1) изучение нормативов и нововведений в области образования;
2) сбор необходимой информации;
3) анализ полученной информации, выявление и устранение затруднений на пути решения педагогических задач;
4) составление проекта плана и утверждение его советом учебного заведения.
Как правило, временные рамки этапов разработки годового плана совпадают с учебными четвертями и к концу последней учебной четверти план на следующий год оказывается сформированным.
Контроль деятельности учебного заведения имеет несколько видов. Одним из них является тематический контроль. Его сущность заключается в углубленном, детальном изучении какого-либо узко-направленного вопроса, входящего в педагогический процесс.
Фронтальный контроль направлен на исследование деятельности педагогического коллектива в целом, его подгрупп по разным направлениям или одного педагога. При этом изучаются все стороны его жизнедеятельности, как профессиональной, так и вне работы.
В зависимости от объекта контроля принято выделять следующие его виды: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий и комплексно-обобщающий.
Персональный контроль, как вытекает из самого названия. Направлен на контроль деятельности одного педагога, он может быть как тематическим или фронтальным, так и комплексным, то есть включающим совокупность этих двух форм. Персональный контроль проводится с целью стимулирования деятельности педагога и правильной ориентации в направлении его профессионального развития.
Классно-обобщающий контроль охватывает деятельность педагогов, работающих с одним классом и их деятельность по формированию, развитию и стимулированию ученического коллектива в классе, его классной и внеклассной деятельности, внутриколлективных отношений.
Предметно-обобщающий контроль имеет своим объектом отдельную дисциплину и может рассматриваться с точки зрения преподавания ее в отдельном классе, в параллели классов или в учебном заведении в целом. Такой контроль осуществляется с привлечением компетентных лиц со стороны.
Тематически-обобщающий вид контроля заключается в изучении отдельного направления педагогической деятельности одного или нескольких педагогов, одного или нескольких, сгруппированных по какому-либо признаку классов.
Комплексно-обобщающий контроль направлен на изучение вопросов преподавания ряда дисциплин в одном или нескольких классах.
50. Роль организации в управлении
Современная система образования во многом опирается на потребности общества в этой области, оставаясь при этом государственно управляемой. В связи с этим, в задачи управления образовательными системами входит организация различных обществ и мероприятий для того, чтобы в процессе решения проблем образования учитывались общественные потребности, мнения и выбор. Таким образом, наряду с органами государственной власти, создаются общественные органы, имеющие полномочия влияния на организацию учебно-воспитательной деятельности, что открывает возможность выбора способов, форм и методов обучения, адаптации их к реальным условиям учебного процесса и ученикам. Педагоги и родители, более глубоко знающие особенности классного коллектива, имеют возможность повлиять на выбор программы обучения, методов учебно-воспитательной работы, составление расписания классной и внеклассной деятельности. Такой подход к управлению системой образования делает ее объектов активными участниками этого процесса, что повышает их заинтересованность в своей деятельности, а так же повышает эффективность обучения и воспитания.
Наиболее ярким и широко распространенным примером общественного органа управления является школьный совет. В законодательстве Российской Федерации существует специальный документ: «Временное положение о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации», положения которого регламентируют действия этого органа. Членами школьного совета могут быть ученики, их родители, педагоги и другие работники учебного заведения. Совет школы может создавать временные или постоянные органы управления более низкого уровня по разным ситуациям, вопросам и направлениям и определять их правовые основы и границы. Состав совета школы, его председатель и срок его действия определяются на общешкольной конференции, которая является высшим руководящим органом школы и проводится, как минимум, один раз в год. Кроме того, на конференции принимается устав учебного заведения, основа которого разработана органами государственного управления и прописана во «Временном положении о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации». Несмотря на общую основу уставов разных школ, конференция может вносить в него поправки, модификации, изменять некоторые нюансы, максимально приспосабливая его к условиям конкретного учебного заведения. Устав формируется в соответствии с результатами анализа всех сторон деятельности, имеющей место в учебном заведении, учитывая планы и цели государственных органов управления и внутришкольных, определенных ранее. В отсутствие конференции, совет школы выступает в роли высшего органа управления школы. Основная деятельность совета школы сводится к следующему: защита интересов учащихся, определение особенностей правил поведения в школе и формы приема учеников в школу, контроль и управление исполнения положений, установленных высшими органами управления школы, регулирование финансовых и учебно-воспитательных организационных вопросов, активная педагогическая помощь родителям в воспитании детей. Работа школьного совета организуется по демократическим принципам, и каждый член совета имеет строго определенные его местом в совете права и обязанности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35