Рефераты. Педагогика

p align="left">Наряду с советом школы в соответствии с «Временным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в Российской Федерации» создается педагогический совет. Его состав и полномочия определены в уставе школы. Составляют педагогический совет педагоги школы, что вытекает из самого названия. Члены совета выбирают председателя. Педагогический совет и совет школы работают в тесном сотрудничестве. Однако деятельность педагогического совета направлена на управление учебно-воспитательным процессом на высшем профессиональном уровне и призвана решать следующие задачи:

1) определение средств и методов учебно-воспитательной работы, выбор планов и программ обучения;

2) регулирование вопросов, связанных с работой коллективов школы;

3) организация работы по повышению уровня профессионализма и квалификации сотрудников школы, введение инноваций педагогической науки, стимулирование творческого подхода к педагогической практике, организация деятельности по обмену опытом с педагогами других школ, городов, регионов и т. д.;

4) проведение аттестации педагогов и способствование присвоению им определенного статуса;

5) организация активного взаимодействия школы с учебными заведениями следующих этапов образовательной структуры, налаживание контактов с научно-производственными организациями, общественными органами разного рода.

Большую роль в усилении роли общества в управлении образованием играют органы школьного самоуправления и общественных организаций в школе. Такую деятельность нужно стимулировать и поощрять со стороны высших органов управления как общественных, так и государственных. Директор школы, его заместители, а так же педагоги школы должны принимать активное участие в организации подобных органов школьной системы управления, давать советы и рекомендации по вопросам организации самих органов и мероприятий, планируемых ими, учить основам управления. При этом важно тактичное отношение к членам подобных организаций, то есть, не нужно вмешиваться в деятельность организации без особых причин, брать выполнение их функций на себя, наоборот, нужно учить ребят самостоятельно делать правильный выбор, принимать решения, осуществлять анализ, прогнозирование, планирование и контроль и нести ответственность за результаты своей деятельности.

51. Школьное дело и зарождение педагогической мысли в первобытном обществе

Основой педагогической мысли древнего мира является воспитание. Его зарождение рассматривалось разными учеными в разное время с разных позиций, выдвигая свои теории основ зарождения этого типа человеческой деятельности. Основными традиционными концепциями считаются эволюционно-биологическая теория, разработанная педагогами-исследователями Ш. Летурно, Дж. Симпсоном и А. Эспинасом, и психологическая теория П. Монро. Обе эти теории, при их принципиальном различии, имеют общий вывод - воспитание зародилось как средство приспособления человека к окружающей среде. Согласно эволюционно-биологической теории, воспитание явилось следствием инстинктивного процесса заботы о потомстве. Теория Монро объясняет воспитание с точки зрения инстинктивного подражания детей взрослым. Зарождение и развитие воспитания, как особого вида деятельности, объясняется особенностями человеческого мышления и сознания, их социальной направленностью.

Первоначальное воспитание было продиктовано жизненной необходимостью. В условиях постоянной опасности со стороны животного мира и природных явлений, а так же необходимости добывать себе пищу, взрослые учили детей способам выживания, которые включали обучение охоте, собирательству, изготовлению одежды и оружия, физической силе и выносливости, знаниям об окружающем мире, необходимым действиям при определенных ситуациях. Воспитание происходило стихийно, по мере возникновения потребности в его элементах. По мере накопления человечеством опыта по разным жизненно важным вопросам, возникали общественные традиции, фольклор. Их возникновение сделало воспитание более эффективным и организованным. Важнейшим средством передачи опыта и накопленных знаний была возникшая у людей речь. Таким образом, долгое время воспитание было процессом передачи накопленного опыта предков, содержание которого постоянно пополнялось и корректировалось, благодаря развитию человеческого сознания и углублению изучения окружающего мира.

Большое значение в воспитании играло возникновение и постепенное усложнение орудий труда. Без помощи взрослых дети не могли овладеть способностью их производства и рационального использования. Дифференциация первобытного воспитания относилась только к полу и возрасту детей, в остальном оно было одинаковым для всех, социальных различий еще не делалось. Дети воспитывались по образу и подобию взрослых.

Социальное расслоение общества, повлекшее за собой значительные изменения в воспитании, относится к 9 - 8-му тысячелетию до н. э. основной социальной ячейкой общества становится семья и, соответственно, возвышается роль семейного воспитания. Семьи более высоких социальных слоев воспитывали детей более гуманно с современной точки зрения. Их позже приучали к труду, причем сама трудовая деятельность имела принципиальные отличия от труда низших слоев общества. Менее состоятельные семьи с раннего детства включали свое потомство в посильные виды работы, так как это являлось необходимым условием выживания для них. Семейное воспитание основывалось на подражании взрослым, передаче опыта, причем форма воспитания зачастую имела магический смысл, сопровождалась секретными ритуалами и заклинаниями. Причиной этого послужило отношение к опыту и знаниям как к великой ценности, передаваемой по наследству от старшего поколения к младшему.

Приемы первобытного воспитания были весьма скудны, так как воспитание являлось лишь следствием необходимости приобретения навыков выживания. Основным приемом было повторение. Старшие показывали детям определенные действия, необходимые для усвоения, а дети многократно повторяли их, пока умение не переходило в навык.

Со временем сущность воспитания менялась, переломным моментом воспитания явилось постепенное изменение мировосприятия. Теперь человек не только приспосабливался к окружающей среде, но и влиял на нее. С ростом социального опыта возникают зачатки организованного воспитания. Дети раннего возраста находятся под присмотром женщин, обучаются элементарным навыкам повседневной жизнедеятельности, играют и перенимают опыт ведения домашнего хозяйства. В более старшем возрасте мальчики проводят основную часть времени с мужчинами, обучаясь охоте, рыболовству, развивая физическую силу и выносливость, перенимая навыки и умения производства орудий труда и предметов быта.

Девочки углубленно изучают быт и ведение хозяйства, заботу о детях.

Дальнейшее социальное расслоение приводит к ужесточению системы воспитания древних общин. В этот период появляются физические наказания и угрозы.

Первыми прототипами школ являются дома молодежи, в которых воспитывались и обучались дети и подростки. Спектр деятельности таких школ охватывал все необходимое для жизни, что есть в существующем обществе. С развитием общества менялось и устройство домов молодежи. Они стали делиться по половому и социальному признакам.

По достижении подростками 10 - 15-ти летнего возраста. Они должны были проходить инициацию, то есть посвящение во взрослые. Инициация носила характер экзамена, однако сопровождалась причинением боли в целях лучшего усвоения материала.

52. Воспитание и школа в Античном мире

Основными направлениями воспитания детей этого исторического региона были грамота, арифметика и музыка. Большое значение уделялось трудолюбию и физическому воспитанию, что связано с большим количеством войн в тот период времени. В раннем детстве воспитанием детей занимались наставники-старцы, которые должны были воспитывать настоящих воинов (Афины), или няньки-кормилицы (Спарта). Хотя греческое и спартанское воспитание имеют принципиальные различия в методах и направлениях, оба они характеризуются индивидуальным воспитанием ребенка до определенного возраста схожее с современным воспитанием в семье.

Школы в Древней Греции зародились с возникновением городов-полисов, культурой которых было предусмотрено получение образования для получения статуса достойного гражданина. Обучение не прекращалось даже в дни войн. Каникул не было, ученики занимались целый день с перерывом на обед. Учитель был один на всю школу, численность учеников обычно не превышала пятидесяти человек, которые составляли один класс, независимо от возраста. Дети сидели на низких складных табуретках вокруг учителя, писали на коленях, воспринимали информацию по всем предметам на слух. Письму учились с помощью вощеных дощечек и палочки (стило), арифметика включала изучение четырех основных действий и чисел в разрядном представлении, пение было только в унисон и сопровождалось игрой на кифаре.

Социальный статус учителя был низким и приравнивался к статусу ремесленника среднего уровня.

Особенностями воспитания выделялись Афины и Спарта, принципы воспитания в которых были ярко выраженными и во многом противоположными.

Воспитание в Спарте было направлено на выращивание воинов, о чем говорит отбор новорожденных по признакам крепости и здоровья. Младенцы, не удовлетворяющие установленным канонам, росли вне общества и не считались полноправными гражданами. Организованное полисом воспитание начиналось с семи лет и делилось на три этапа.

7-15 лет: Минимальное обучение грамоте, красноречие было наказуемо, немногословие поощрялось Основной упор на развитие выносливости, воли, физической силы. Воспитание происходит в суровых условиях с акцентом на умение выживать при максимальных лишениях и неудобствах. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены - члены общины. Посвящение сопровождалось болезненными испытаниями, выдержав которые подросток допускался к практике в военных отрядах Спарты.

15-20 лет: Ужесточаются приемы воспитания, к изучаемым дисциплинам добавляется музыка.

20-30 лет: В течение последних десяти лет воспитания физическая подготовка еще более ужесточалась, человек уже считался воином, но только по окончание этого этапа становился полноправным членом военной общины. К особенностям воспитания этого периода можно отнести свободную половую жизнь спартанцев, зато большое внимание уделялось пресечению пьянства.

Воспитание спартанских девочек и девушек тоже было направлено на развитие физической силы и выносливости.

Таким образом, жители Спарты были малообразованны и способны только к ведению войн, однако многие традиции физического воспитания и закалки нашли отражение в воспитательных системах следующих поколений.

Принципиально другим было воспитание в Афинах. Здесь стремились к формированию как интеллектуальной, так и физической сторон человека. До семилетнего возраста все дети воспитывались в семье или специально предназначенными для этого людьми. С семи лет мальчики простых граждан могли учиться в платных школах, где их обучали чтению, письму, арифметике и музыке, а так же они занимались гимнастикой. В соответствии с направлением развития школы делились на два типа: мусические (7 - 16 лет), в которых осуществлялось интеллектуальное обучение, и палестры, где занимались физическим развитием. Оптимальным вариантом считалось посещение обеих школ одновременно.

Большое значение в обучении Афинян ИМЛИ произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые служили материалом для чтения, пения и письма. Достигнув шестнадцатилетнего возраста и окончив обучение в мусической и гимнастической школах, юноши могли продолжить обучение в гимнасии. В Афинах V-IV вв. до н. э. было всего три гимнасии, носивших названия: Академия, Ликей и Киносарг. Элитное воспитание получали юноши 18-20 в эфебии, где учились тонкостям военного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.