«Пралеска» ориентирует педагога на широкое ис-пользование такой особенности игры, на создание благоприятных условий для развития через игру сен-сорики, памяти, речи, мышления... и движений. Дело в том, что когда ребенок берет на себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он созна-тельно воспроизводит определенные движения, харак-терные для изображаемого персонажа. «Игра, -- под-черкивал А.В. Запорожец, -- представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятель-ности, которая предполагает сознательное воспро-изведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершае-мое дошкольником в игре, является настоящим про-логом к сознательным физическим упражнениям дошкольников» (11, 166).
В процессе игры как ведущей деятельности дош-кольника, зарождаются и дифференцируются новые виды деятельности. «Пралеска» ориентирует воспи-тателя на широкую реализацию и этой возможности игры: на использование, в частности, в работе со стар-шими дошкольниками игр с правилами для формиро-вания предпосылок учебной деятельности. Ведь именно в таких играх ребенок начинает обращать внима-ние на способы, средства достижения результата, а не только на собственно результат. В них он научает-ся сознательно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью. Широкое ис-пользование игры, игровых приемов в процессе обу-чения дошкольника позволяет сделать его «сообраз-ным природе ребенка», гуманизировать.
ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ
ПРОГРАММА нацеливает педагогов на исполь-зование богатых возможностей игры и для формиро-вания «детского общества». Ведь игровая группа мо-жет стать «играющим коллективом» (А.П. Усова), в котором осуществляются такие отношения ответ-ственной зависимости, как взаимный контроль, вза-имная требовательность и оценка, общественное мне-ние. В таких условиях уже на уровне дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как члена определенного коллектива, чувство «Мы». Важно содействовать этому процессу, а тем самым - развитию детской группы на пути становления ее как коллектива.
«Пралеска» предусматривает широкое использо-вание игры и в диагностико-коррекционных целях. В числе любимых игр «фантазеров» нередко мы наблю-даем игру в школу. Использование художественно-игрового образа значительно облегчает обучение дошкольников не только рисова-нию, конструированию, математике. Такой подход в организации детской деятельности делает возможным и приобщение дошкольников к музыкальной грамо-те, формирование их музыкально-творческих способ-ностей (26).
И практика, и специальные исследования свиде-тельствуют: использование с этой целью в работе с дошкольниками «школьных» методов и приемов ока-зывается, как правило, безуспешным.
...Кипит работа в группе «Почемучки». Сегодня - это палуба корабля, на которой под руковод-ством боцмана (воспитателя Анны Павловны) «на-водится блеск» матросами, ее питомцами. С удо-вольствием трудятся и «фантазеры» в ателье «Ве-селый портняжка» под руководством «мастера» -- мамы Саши (воспитанника этой группы) над изго-товлением новой одежды для кукол, починяют ее...
Выявлено: если в процессе общения взрослого с детьми устанавливаются игровые отношения, то об-ращения взрослого воспринимаются дошкольниками положительно значительно чаще, нежели при сохра-нении между ними реальных отношений.
Эффективность использования игры как средства организации дошкольников, особенно младших, по-вышается, если педагог берет на себя роль любимого детьми сказочного героя и, занимая игровую пози-цию, руководит детской деятельностью.
Дети ценят игрушку не с той точки зрения, с которой ценим ее мы, взрослые; детям в игрушке дороги побуждения, толчки и гиб-кий материал для выражения смысла. Проблема со-временной детской игрушки имеет и свои нюансы (2; 4 и др.), она актуальна, сложна и требует особого разго-вора, который, надеюсь, состоится в ближайшем буду-щем на страницах журнала «Пралеска». Здесь же, к вы-шесказанному добавим: немало забавных, будящих дет-скую фантазию, игрушек, поделок можно изготовить самим -- совместно со своими детьми (15 и др.). Мы будем способствовать развитию игры, если поможем родителям овладеть технологией их изготовления вмес-те с детьми и подскажем возможные направления в их использовании в домашних условиях, если поможем овладеть искусством руководства игрой, разными ро-лями в этом процессе -- наблюдателя, партнера, соуча-стника и др., общаться с детьми посредством игры.
Опыт дошкольных учреждений республики, рабо-тающих по программе «Пралеска», свидетельствует об эффективности при этом таких форм работы, как:
практикумы-семинары для родителей (по из-готовлению игрушек, поделок из природного и бро-сового материала, разучиванию детских музыкаль-ных игр и др.);
студии (например, «Пчелка» - - по изготовле-нию персонажей и декораций для кукольного теат-ра, театральной и других видов деятельности), уча-стниками которых (а порой и руководителями) яв-ляются родители;
подготовка совместно с родителями (другими родственниками воспитанников) спектаклей куколь-ного театра, музыкального и др.;
наблюдение за процессом детских игр в дош-кольном учреждении, руководством их со стороны профессионала;
непосредственное участие в детских играх и руководстве ими, в развлечениях, соревнованиях, за-бавах, праздниках в детском саду, в совместно про-водимых (семья -- детский сад) туристических по-ходах (и сопровождающих их, как правило, игр--со-ревнований);
знакомство со специальной литературой, по-священной игре, и ее обсуждение;
встречи, беседы с психологами, мастерами детской игрушки;
психологические тренинги, общение с родите-лями, консультации -- групповые, индивидуальные...
В разных советах и консультациях нуждаются се-мьи, где растет один ребенок, два, многодетная се-мья, родители детей разного возраста, пола, темпера-мента. Семья с присущей ей, как правило, атмосфе-рой защищенности, заинтересованности в ребенке, создает благоприятные условия для самовыражения детей, особенно не уверенных в себе, малообщитель-ных, и не только в процессе сюжетно-ролевых, режис-серских игр, но и игр с правилами со своими братья-ми и сестрами, родителями. Так, игрой в шашки, шах-маты, если они любимы в семье, «заражаются» часто и школьники, участие в них, в том числе в «семейных турнирах», немало дает ребенку -- и не только для развития его мышления, волевых качеств. Успехи в таких совместных играх способствуют и формирова-нию позитивной самооценки ребенка, его «Я - концепции», кроме того такая совместная деятельность спла-чивает и членов семьи, сближает их. Повышение в процессе таких семейных игр компетентности, уве-ренности ребенка в себе нередко позитивно сказыва-ется, в свою очередь, и на его статусе в группе свер-стников в детском саду, притягательности для ровес-ников, что также немаловажно.
ИГРА... И ВОСПИТАТЕЛЬ
В НАШЕМ разговоре об игровой деятельности дошкольника не могу не затронуть вопрос о подго-товке воспитателя к работе по программе «Пралес-ка», другим гуманистически ориентированным про-граммам, отводящим центральное место «специфи-чески детским» видам деятельности, в числе которых прежде всего -- игра. Здесь пока еще, к сожалению, немало проблем. Их решение, как нам представля-ется, в значительной степени связано:
с изменением, совершенствованием системы подготовки специалистов дошкольного образова-ния в педагогическом училище, колледже, вузе;
с созданием учебников по специальным дисцип-линам нового поколения, отвечающих Концепции дошкольного образования в Республике Беларусь, идеям гуманизации непрерывной системы образова-ния;
с развитием профессионального самосознания воспитателя, изменением его профессионально-цен-ностной ориентации, усилением центрации в про-цессе профессионального образования и самообра-зования на ведущей деятельности дошкольника - игровой.
Важно, чтобы с детьми в детском саду работал пе-дагог, владеющий знанием внутренних закономерно-стей этой непростой деятельности, умеющий играть, общаться посредством игры со своими воспитанни-ками, осознающий ее ценность для их разносторон-него развития, создающий благоприятные условия для детской игры. Как рады такому воспитателю дети!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аберган В.П., Лявонава А.К., Арлова Т.У., Калмюуская М.А. Народная спадчына -- дашкольшкам. -- Мн., 1998.
2. Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: современный ребенок в «игровой цивилизации». -- М., 1999.
3. Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практи-ка использования в детском саду. -- М., 1985.
4. Васильева O.K. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. -- Брест, 2000. -- 124 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом разви-тии ребенка// Вопросы психологии. -- 1966. -- № 6.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -- М., 1991.
7. Григорьев С.В. Архитипы игры и некоторые совре-менные особенности «Человека играющего»// Мир психоло-гии. -- 1998. -- № 4.
8. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореферат. --Архангельск, 2001.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. -- М., 1986.
10. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. -- Мн., 1997.
11. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дош- кольника в зависимости от условий и мотивов его деятельно- сти// Известия АПН РСФСР. -- 1948. -- Выпуск 14.
12. Игра дошкольников/ Под ред. С.Л. Новоселовой. -- М., 1989.
13. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы Международной научно-практической конференции 11 -- 14 апреля 1995 г. -- М.: Прометей, 1995.
Игры и упражнения по развитию умственных спо-собностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. -- М., 1989.
Страницы: 1, 2, 3