Темп речи детей в повседневном общении остается умеренным, однако возможные стилистические и содержательные затруднения вызывают у них необходимость прервать свое высказывание, сделать паузу, немотивированно остановиться. И, наоборот, в состоянии волнения, возбуждения, желая как можно скорее высказаться, ребенок начинает говорить быстрее и громче, чем обычно. Быстрая речи отрицательно влияет на звуко - и словопроизношение, торопливость при речи может привести к недоговариванию, проглатыванию слогов и слов, пропуску звуков.
Бурное речевое развитие старших дошкольников базируется на готовности артикуляционного аппарата к производству полноценных звуков речи.
В этот период активизируется пассивный словарь ребенка, расширяется активный. Это происходит не только за счет увеличения числа существительных и прилагательных, то и за счет постепенного овладевания суффиксальным и приставочным способом образования слов.
«Словарь дошкольника шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, - отмечает Л.М. Козырева, - тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом и, с другой стороны, встречаются дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой» [3].
Ю.С. Ляховская обращает внимание на то, что довольно распространенной категорией в речи детей являются наречия, но их использование не всегда правильно и уместно [13].
В речи ребенка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов, а также отвлеченные, абстрактные понятия. Хотя словарь детей заметно расширяется, в подборе нужных слов, особенно при передаче оттенков значения, деталей, дети допускают неточности.
Л.П. Федоренко считает, что овладение родным языком не может происходить без усвоения средств выразительности речи; лексические средства выразительности, доступные детям, - это, прежде всего перенос смыслового значения с одного слова на другое и некоторые классы синонимов [24]. Дошкольникам доступно усвоение эмоциональных и стилистических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Для детей характерны затруднения при разборе слов, противоположных и близких по значению (антонимов и синонимов), а также неточности в обозначении признаков предметов, действий. Неточно могут употребляться все части речи, включая союзы и предлоги.
Ф.А. Сохин говорит о том, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка и вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без новых слов, закрепляющих получаемые новые знания и представления [22].
В процессе овладевания речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова; словообразованием; синтаксисом.
А.Н. Гвоздев утверждает: «В это время ребенок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующей в русском языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твердое и безошибочное использование множества…явлений, что усваиваемый русский язык становиться для него действительно родным» [1].
В старшем дошкольном возрасте предложения в структурном отношении значительно усложняются не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных, возрастает их объем. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных. А.И. Максакова отмечает, что в это время ребенок легко образует новые существительные и другие части речи при помощи суффиксов, образует прилагательные от существительных.
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки, которые остаются в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые формы падежей, где много вариантов окончаний, и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения.
К старшему дошкольному возрасту формируется синтаксический строй речи. Г.А. Фомичева говорит о том, что ребенок правильно составляет простые предложения, предложения с однородными членами, употребляя при этом соединительные, противительные, разделительные союзы, он использует в своей речи и сложные предложения, чаще сложноподчиненные, выражающие разнообразные синтаксические отношения [24].
Таким образом, при формировании грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий.
С.Л. Рубинштейн определяет две причины, по которым речь может быть несвязной:
1. эти связи не осознаны и не представлены в речи говорящего;
2. эти связи не выявлены в его речи.
Развитие связной речи имеет особое значение, а развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. «Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, необходимо ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать предмет, отбирать его основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями», - пишет Ф.А. Сохин [22].
Есть два вида связной речи: диалогическая и монологическая. В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая, как было сказано выше, имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога. В диалоге дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы, используют неполные предложения.
Диалогическую речь дети усваивают довольно легко, так как ежедневно слышат ее в быту. Если у младших дошкольников доминирует диалогическая речь, то у старших, наряду с прямой речью, появляется косвенная.
«Ребенок все больше и больше овладевает способностью связного, последовательного, объективного изложения, - утверждает А.М. Леушина. - Вместо того, чтобы самому становиться на место и сходить в роль того или иного персонажа, ребенок, рассказывая, начинает более или менее самостоятельно анализировать, оценивать и обобщать» [13].
К 6-7 годам все условия для развития связной речи созданы: звукопроизношение и грамматический строй в целом сформировались, накоплен необходимый словарный запас. Лингвисты и психологи, занимающиеся изучением особенностями развития связной речи, выделяют два вида: ситуативную и контекстную. К старшему дошкольному возрасту обе эти формы сосуществуют и ребенок пользуется то одной, то другой в зависимости от задач и условий общения.
Речь ребенка становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, чувствуется завершенность высказывания.
При недостаточной подвижности артикуляционных мышц нарушается звукопроизношение. При поражении мышц губ страдает произношение как гласных (о, у), так и согласных звуков - при их произнесении требуются активные движения губ: округление, вытягивание [20].
Ограничение движения языка назад может зависеть от нарушений иннервации подъязычно-глоточной, лопаточно-подъязычной, шилоподъязычной, двубрюшной (заднее брюшко) и некоторых других мышц. При этом нарушается артикуляция заднеязычных звуков (г, к, х), а также некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема (э, о, а).
При парезах мышц языка, нарушениях их мышечного тонуса часто оказывается невозможным изменение конфигурации языка, его удлинение, укорочение, выдвижение, оттягивание назад. Парезы мышц лицевой мускулатуры, часто наблюдаемые при дизартрии, также влияют на звукопроизношение. Парезы височных мышц, жевательной мускулатуры ограничивают движения нижней челюсти, в результате чего нарушается модуляция голоса, его тембр [17].
Характерными признаками нарушений артикуляционной моторики являются дискоординационные расстройства. Они проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений - тремора (мелкого дрожания кончика языка).
Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях почти невозможной. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной. При движениях языка у детей нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки, особенно часто большого пальца [2].
Нарушения голоса крайне разнообразны, специфичны для ее разных форм. Наиболее часто они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи), нарушениями тембра голоса (глухой, назализованный, тусклый, может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т.д.), слабой выраженностью или отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).
Поражение фонологического уровня языка в период интенсивного развития речевой функции в некоторых случаях может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико - грамматического строя речи.
И.И. Панченко в своей работе «Особенности фонетико-фонематического анализа расстройств звукопроизношения и некоторые принципы лечебно-коррекционных мероприятий при дислалических и дизартрических нарушениях речи», обследуя детей с дислалией, обнаружила случаи легкого, невыраженного нарушения иннервации, вызывающего расстройства звукопроизношения, которые, видимо, следует относить к стертым формам дизартрии [16]. Аналогичные сведения приводит Л.В. Мешкова: «Неоднократное повторение движений вызывает быстрое утомление: замедляется темп движений, быстро наступает потеря точности движений, иногда наблюдается легкое посинение языка, затрудняется сохранение заданного положения языка» [14].
В практике логопедической работы часто встречаются дети с нарушениями звукопроизношения, имеющими в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой микросимптоматики со стороны артикуляционного аппарата. Однако, устранение дефектов звукопроизношения у таких детей вызывает определенные трудности и проходит в достаточно длительные сроки.
Среди детей дошкольного возраста речевое нарушение - стертая дизартрия - является распространенным и имеет тенденцию к значительному росту. Вместе с тем, она часто сочетается с другими речевыми расстройствами, например, с заиканием, ОНР.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8