Рефераты. Предупреждение дисграфии у детей с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы детского сада

p align="left">3 балла - четкое выполнение - ни один ребенок;

2 балла получили в контрольной группе - 3 ребенка;

в экспериментальной группе - 4 ребенка;

1 балл - в контрольной группе - 4 ребенка;

в экспериментальной группе - 3 ребенка.

В результате исследования у всех детей были выявлены нарушения ручной моторики, которые проявлялись в нарушении точности, быстроты, координированности движений.

Нарушение звукопроизношения сочетается с нарушениями просодической стороны речи. Полиморфные нарушения звукопроизношения при стертой форме дизартрии оказывают отрицательное влияние на процесс формирования слуховой дифференциации звуков речи. Исследование показало, что у детей со стертой формой дизартрии имеется недоразвитие как фонетического, так и фонематического восприятия. У данной категории детей существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между акустическими дифференциальными признаками звуков и, таким образом, создается помеха для их различия. Речедвигательный аппарат играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого восприятия и слухового контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов речи.

Так как характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно - мышечного аппарата органов артикуляции, то анализ полученных данных речевого и психоневрологического состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими и спастическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. Этих детей характеризует быстрая утомляемость, истощаемость нервной системы, низкая работоспособность, нарушение внимания, памяти.

На основании данных анамнеза результатов и медико - педагогического обследования нами было сделано заключение, что у всех обследуемых детей имеются остаточные явления поражения ЦНС.

В процессе работы по развитию ручной и артикуляторной моторики, предусматривающей формирование кинетической и кинестетической основы движений, дети экспериментальной группы научились уточнять состав двигательного акта, осуществлять кинестетический анализ и синтез ручных и артикуляторных движений, превращать отдельные двигательные навыки в плавные, серийно организованные движения. Эти умения способствовали более быстрому появлению и более стойкому закреплению, по сравнению с детьми контрольной группы. В дальнейшем овладение динамическими двигательными навыками в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных серий движений помогало и быстрому усвоению правильного произношения вновь воспитанного звука в контекстуально-сложных условиях произношения.

В экспериментальной группе более успешная динамика процесса автоматизации поставленных звуков. Так, у всех детей этой группы звуки более автоматизированы в отработанном материале, а у одного ребенка в спонтанной речи.

В то же время у детей контрольной группы правильное произношение звуков в отработанном материале отмечается у троих детей, а в спонтанной речи - ни у одного ребенка.

Достаточно быстрая степень автоматизация поставленных звуков в различных условиях произнесения у детей экспериментальной группы была обусловлена и подбором лингвистического материала, учитывающего частотные характеристики нарушенных звуков и степень их близости с нормативным произношением.

В процессе экспериментального обучения дети получили представления об интонационной выразительности речи, учились придавать своей речи эмоциональную окраску.

Правильное восприятие и дифференциация интонационных структур в импрессивной речи отмечалась у всех детей экспериментальной и лишь у двоих детей контрольной группы.

Различия, выявленные при исследовании речевых и неречевых функций у детей экспериментальной и контрольной групп, подтвердили эффективность системы логопедической работы по коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей.

Учет психофизиологических механизмов нарушений, индивидуально-типологические особенности проявления и структуры дефекта (преобладание моторного или сенсорного компонента) при проведении коррекционно-логопедической работы с детьми, предполагал целенаправленное воздействие на более нарушенное звено в целях его максимальной комплексации. Это позволило добиться некоторых успехов в преодолении нарушений фонетической стороны речи у детей, но полностью решить проблему фонетических расстройств у детей дошкольной группы за период экспериментального обучения нам не удалось.

В таблицах 6 и 7 представлены результаты обследования детей контрольной и экспериментальной групп после проведения обучения и профилактики.

Таблица 6 Общие результаты обследования контрольной группы детей на конец исследования

Имя

ребенка

Обследование общей произвольной моторики

Обследование тонких движений пальцев рук

Общие баллы

1.

Дима

3

2

5

2.

Гриша

2

1

3

3.

Никита

2

1

3

4.

Женя

2

1

3

5.

Оля

2

2

4

6.

Марина

2

2

4

7.

Сережа

2

1

3

Таблица 7. Общие результаты обследования экспериментальной группы детей на конец исследования

Имя

ребенка

Обследование общей произвольной моторики

Обследование тонких движений пальцев рук

Общие баллы

1.

Коля

3

2

5

2.

Кирилл

3

3

6

3.

Максим

2

2

4

4.

Алеша

2

2

4

5.

Настя

3

3

6

6.

Вика

2

2

4

7.

Надя

2

3

5

Как можно увидеть из приведенных данных, уровень повысился и в контрольной, и в экспериментальной группе. В Приложении 2 сделан математико-статистический анализ данных.

3.3 Выводы и рекомендации

На основании изученного материала и проведенного исследования можно сделать следующий вывод: дисграфия - речевое расстройство, имеющее сложную и неоднородную структуру речевого дефекта.

Дефекты фонетической стороны речи при этом виде речевой патологии определяются нарушением не только моторики, но и сенсорных звеньев процесса овладения звуковой стороной речи. При этом соотношение нарушенных моторных и сенсорных звеньев у детей является различным.

Тесная взаимосвязь развития речи, сенсорных функций, моторики и интеллекта определяет необходимость коррекции нарушений речи при дисграфии у детей в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон, сенсорных и психических функций, осуществляя тем самым формирование речи как целой психической деятельности.

При решении проблемы нарушений фонетической стороны речи и их коррекции у детей с дисграфией значимым и продуктивным является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства.

Дифференцированный подход в процессе воздействия должен осуществляться с учетом комплекса факторов: симптоматики расстройств фонетической стороны речи, характера конкретных видов дефектов звукопроизношения, уровня несформированности речевых и неречевых функций, зоны ближайшего развития, наличие или отсутствие нарушений фонематической и лексико-грамматической стороны речи, механизмов и структуры речевого дефекта, а также индивидуальных особенностей ребенка.

Мы попытались разработать дифференцированную систему коррекционно - логопедической работы по развитию фонетической стороны речи у детей пятого года жизни с дисграфией, получающих логопедическую помощь в дошкольном учреждении. В ходе формирующего эксперимента попытались сформировать психофизиологические механизмы, обеспечивающие овладение звуковой стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса); сформировать речевые навыки фонетически правильной речи (звукопроизношения, интонационной выразительности). После чего попробовали выявить, наблюдается ли положительная динамика в преодолении нарушений фонетической стороны речи у детей четырехлетнего возраста со стертой формой дизартрии, участвующих в формирующем эксперименте и сравнить результаты обследования детей экспериментальной и контрольной группы.

Сравнительный анализ результатов обучающего эксперимента подтвердил наше предположение о том, что комплексное дифференцированное логопедическое воздействие может способствовать формированию фонетической речи у детей с дисграфией.

Мы убедились, что дисграфия нуждается в комплексном методе коррекционного воздействия в сочетании с медикаментозной терапией, ЛФК, физиотерапией, логоритмикой и другими специальными занятиями для преодоления сложного речевого нарушения центрального генеза.

А также мы убедились в том, что в процессе коррекции нарушений фонетической стороны речи у детей наиболее эффективным является комплексное дифференцированное логопедическое воздействие, которое направлено на формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс моторной реализации речевой деятельности. Система комплексной логопедической работы должна включать следующие направления: формирование восприятия устной речи, развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата, воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизацию в различных условиях произношения, формирование интонационной выразительности речи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.