Рефераты. Проблемы формирования мотивации в процессе обучения

Проблемы формирования мотивации в процессе обучения

4

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5

Нормативные ссылки…………………………………………………………..…8

Определения……………………………………………………………………….9

Обозначения и сокращения……………………………………………..............11

1 Теоретические основы формирования мотивации в обучении……...……...12

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации………….……………………………………………………………..12

1.2 Психолого-педагогические основы формирования мотивации в процессе обучения…………………………………………………………………….……20

1.3 Реализация мотивации в условиях применения интерактивных методов обучения………………………………...………………………………………..45

2 Дидактические аспекты формирования мотивации в процессе обучения…………………….……………………………………………………63

2.1 Характеристика базы исследования……..…………………………………63

2.2 Дидактические условия осуществления мотивации учащихся………...…66

2.3 Построение методической системы уроков способствующих формированию мотивации учащихся…………………………………………..81

2.4 Результаты педагогического эксперимента………………………………..92

3 Экономическое обоснование……………………...…………………………..98

3.1 Основные экономические показатели эффективности……...…………….98

3.2 Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения………………………………………………………………………...104

4 Охрана окружающей среды………………………………………….………109

5 Охрана труда…….…………………………………….……………………...114

Заключение…………………………………………………….………………..122

Список использованной литературы……………..……………….…………..125

Введение

Актуальность исследования. Данная работа посвящена проблемам формирования мотивации в процессе обучения. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса всегда строилась на консервативных принципах «должен», «обязан», что, естественно, затрудняло реализацию основного понятия демократизации и гуманизации образования. Но с начала 90-х годов прошлого столетия произошли перемены в общественном сознании. Вступающие в жизнь выпускники должны стать конкурентоспособными, то есть иметь высокий образовательный уровень, обладать прочными знаниями и способностью принимать быстрые, правильные, самостоятельные решения, работать с информацией, соединять, когда требуется, знания из разных областей. В этих условиях достижение желаемого результата связано, как никогда ранее, с подготовкой учащихся к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, не просто владеющую знаниями, а умеющую их применить, выдвигается в процессе обучения на одно из первых мест. Вот почему в настоящее время вновь усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет "человеческий фактор" и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и, в частности, учения.

Все последовательнее в методических работах учитывается системообразующий характер учебной мотивации, объектом формирования которой выступают все компоненты мотивационной сферы: мотивы, цели, эмоции и все стороны умения учиться. Учебный процесс становится важнейшим мотивирующим фактором при условии его нацеленности на формирование устойчивого интереса к предмету и процессу учения, на развитие потребности учащихся этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной сферы учащихся и успешному овладению умением учиться в творческом режиме.

Целью исследования является выявление актуальных проблем при формировании мотивации учебной деятельности учащихся и определение возможных путей решения данных проблем.

Объектом исследования является процесс обучения учащихся.

Предметом научного поиска - актуальные проблемы и наиболее эффективные пути и средства формирования положительной мотивации учащихся в процессе обучения.

В основу исследования положена следующая гипотеза: процесс формирования мотивации как целостной иерархически организованной системы будет протекать успешно, если:

- выявить механизм, психолого-педагогические условия и источники формирования учебных мотивов, связанных с деятельностью преподавания и учения;

- определить основные проблемы, влияющие на формирующие факторы мотивации;

- учебный процесс обеспечивается разработанными методами, приемами и средствами, способствующими формированию положительной мотивации учащихся.

В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

- раскрыть психолого-педагогическую сущность и структуру мотивации учебной деятельности;

- выявить механизм, источники и психолого-педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности;

- разработать методические рекомендации для эффективного осуществления положительной мотивации.

Методы исследования определялись гипотезой и задачами заявленной проблемы. В соответствии с логикой исследования использовался комплекс взаимодополняемых методов: анализ психолого-педагогической, философской, методической литературы; изучение нормативных документов. Ведущая роль в исследовании принадлежала педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись наблюдение, тестирование, анкетирование, анализ документации, результатов деятельности, методы математической статистики при обработке итоговых данных. Применяемые методы позволили адекватно диагностировать уровень сформированности мотивации учебной деятельности учащихся в процессе обучения.

Нормативные ссылки

В настоящей дипломной работе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

1 Назарбаев Н.А. Выступление на II съезде работников образования и науки // Казахстанская правда, №32-33 от 3.02.2001 г.

2 Назарбаев Н.А. Концепция развития образования Республики Казахстана до 2015 года // Казахстанская правда, № 26-27 от 0607.2000.

3 Назарбаев Н.А. «Казахстан 2030»: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента страны к народу Казахстана // Алматы: Білім, 1997.

4 Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы // Казахстанская правда. 10.12 2003.

5 Закон РК «О безопасности и охране труда» // Казахстанская правда, № 36 от 28.02.2004

6 Закон РК «О труде в Республике Казахстан» // Казахстанская правда, № 294 от 24.12.1999.

Определения

В нашей дипломной работе встречаются следующие определения:

Активизация - постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Знание - это понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий и др.

Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерес - особая нацеленность психического аппарата человека (ребенка) на тот или иной предмет.

Коммуникация - связь, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе.

Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.

Мотив - опредмеченная потребность, т.е. потребность, нашедшая свой предмет.

Мотивация - общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивация достижения - стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало - является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Навык - автоматизированный компонент сознательной деятельности, это умения, доведенные до автоматизма высокой степени совершенства.

Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направляемый на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Преподавание - это обучающая деятельность педагога по организации усвоения учебного материала.

Потребность - это осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию.

Проектный метод - форма проведения занятий, когда студенты получают возможность творческого проявления при разработке обозначенной цели, совместного планирования и осуществления учебных и рабочих шагов, защиты своих позиций при презентации финальных результатов.

Процесс обучения - целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и обучающих, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемых; носит двусторонний характер.

Самоактуализация - процесс полного развития личностных потенциальных возможностей.

Умение - способность выполнять некие операции (действия), опираясь на правила. Это владение способами, применение знаний на практике.

Учение - это сложная деятельность, обязательно включающая в себя в развернутом или свернутом виде звено создания готовности, принятия учебной задачи, ориентировки в ней, звено учебных действий, преобразований учебного материала (а позднее и своей деятельности), звено контроля, оценки своей учебной работы.

Обозначения и сокращения

В настоящей дипломной работе были использованы следующие обозначения и сокращения:

ВУЗ - высшее учебное заведение

ДИ - деловая игра

НОК - независимая оценка качества

ОАО - открытое акционерное общество

РГП - региональное государственное предприятие

РК - Республика Казахстан

РНН - регистрационный номер налогоплательщика

СИК - социальный индивидуальный код

СПУЗ - среднее профессиональное учебное заведение

УМК - учебно-методический комплекс

ЭВМ - электронно-вычислительная машина

1 Теоретические основы формирования мотивации в обучении

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации

Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает необходимость пристального внимания к формированию мотивов к обучению школьника.

На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.

Мотивационная сфера человека до сих пор очень мало изучена в психологии. Это не может быть объяснено отсутствием интереса к данному предмету: начиная с древних времен и до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов и приводил их к построению различных умозрительных гипотез.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.