Рефераты. Профориентационная работа со старшеклассниками

p align="left">Для того чтобы какая-либо деятельность имела хорошие результаты, необходимо прежде всего донести объектам этой деятельности о том что она проводится. Это применимо и для профессиональной ориентации. Для того чтобы такая работа действительно имела смысл, необходимо чтобы учащиеся знали что такая работа проводится в их образовательном учреждении. Для этого разумно будет оформление социальным педагогом. «Профориентационного стенда». Стенд должен быть ярким, заметным, привлекающим внимание. На стенде может содержаться следующая информация:

- расписание профориентационных консультаций и тренингов;

- объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования;

- объявления об экскурсиях на предприятия и в учреждения профессионального образования;

- информация о наличии вакантных мест на различных предприятиях, в фирмах и учреждениях;

- перечень средне-специальных и высших учебных заведений с координатами для связи.

Таким образом, для совершенствования работы по профориентации старшеклассников социальному педагогу необходимо:

1. Создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.

2. Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

3. Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.

4. Оформить «Профориентационный стенд», на котором будут вывешиваться расписания профориентационных консультаций и занятий, объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования и т.п.

Таким образом, был проведен эксперимент по реализации модели работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Эксперимент был проведен на основе данных, полученных в ходе констатирующего этапа. Данные показали, что многие старшеклассники еще не выбрали себе профессию, а из тех, кто выбрал, многие мало знают о ней, о том, где и как ее можно получить. Необходимо также отметить, что многие ребята выбрали профессию исходя не из интереса к той или иной деятельности, а по причине только лишь престижности профессии или желания родителей продолжать семейную традицию. Все это подтвердило необходимость проведения профориентационных работ среди старшеклассников.

На формирующем этапе была реализована программа, предложенная автором во второй главе. Она включала в себя следующие части: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, тренинговые занятия и профессиональная консультация.

Контрольный этап эксперимента показал, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников, входивших в экспериментальную группу, повысился. Таким образом, можно сделать вывод, что предложенная программа эффективна и должна реализовываться в образовательных учреждениях.

В итоге, исследование позволило выделить социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников: ориентация на формирование личностных качеств учащихся; Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной работы социального педагога; взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования, со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также с различными предприятиями и организациями; совместная деятельность по профориентации старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся; включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе; учет актуальных возрастных потребностей учащихся и противоречий, возникающие при их реализации; личностный подход в работе.

Также были сформулированы несколько методических рекомендации по социальному обеспечению профориентации: создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу; организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности; стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению; оформить «Профориентационный стенд», на котором будут вывешиваться расписания профориентационных консультаций и занятий, объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования и т.п.

Заключение

Изучение научно-методической литературы показало, что элементы профотбора в России проявились еще в XVII веке, когда в возникшие навигацкие школы отбирали сильных здоровьем молодых людей. Далее под влиянием индустриализации общества профессиональная ориентация начала формироваться и развиваться.

Вопрос о выборе профессии молодежью впервые был поднят в 90-е года XIX века. В 1897 году русский либерально-буржуазный историк нового времени профессор Петербургского университета Н.И. Кареев опубликовал книгу «Выбор факультета и прохождение университетского курса», которая предназначалась для гимназистов старших классов, затруднявшихся в выборе факультета для дальнейшего своего образования. Однако ее оказалось недостаточно. Молодежь ждала помощи в выборе будущей профессии.

В 1908 г. профессор Гарвардского университета Ф. Барсонс основал в Бостоне (США) «Бюро ориентации» для оказания помощи подросткам в определении их жизненного пути. В это же время в России некоторыми вопросами профессиональной ориентации учащихся стали заниматься отдельные энтузиасты-педагоги. Они не только пропагандировали идеи профориентации и зарубежного опыта в этой области, но и исследовали профессиональные интересы и склонности молодых людей, профессиональные идеалы учащихся и мотивы их выбора.

Развивалась также и практика профессиональной ориентации. Появляются статьи по вопросам подготовки учащихся к выбору профессии. Среди таких статей - статья М.А. Рыбниковой «Тема для внеклассных бесед с кончающими курс средней школы». Статья освещает опыт работы в 7-8 классах женской гимназии по проведению бесед о выборе профессии во внеурочное время.

Следует также отметить работы Н.К. Крупской. В своих статьях она изложила пути ознакомления школьников с трудом и производством в профориентационных целях. А в книге «Народное образование и демократия» (1915 г.) она положительно оценивала тот факт, что в американской школе есть «особые» советчики по выбору профессии, «которые наблюдают детей в школе, узнают их склонности, определяют, к какой профессии наиболее пригоден выходящий из школы подросток, и дают ему соответствующие указания» [44].

Накануне Октябрьской социалистической революции в печати начали выходить работы, в которых рассматривались профессиональные интересы учащихся, их идеалы и мотивы выбора профессии. Однако революция помешала выполнению намеченных целей.

После Октябрьской революции в организацию образования в нашей стране были внесены коренные изменения. 30 сентября 1918 года ВЦИК, приняв декрет о школе, утвердил разработанное Государственной комиссией по просвещению «Положение о единой трудовой школе РСФСР», согласно которому в школе вводилась политехнизация, предусматривалась связь обучения с жизнью, с производительным трудом. Таким образом, были заложены основы для осуществления профессиональной ориентации с учащейся молодежью.

Политехнизацию образования поддерживали Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, а также А.В. Луначарский, А.С. Макаренко. Политехнизм, по их мнению, - это не только изучение материально-технической базы производства и его экономики, но и средство всестороннего развития школьника и подготовки его к выбору будущей профессии. В последующее время эта идея реализовалась как одна из закономерностей профессиональной ориентации школьников.

В начале 20-х годов Ф.Р. Дунаевский поднял в проблемном плане вопросы определения закономерностей профессионального подбора и профессиональной ориентации, использования методов наблюдения и тестов для выявления способностей человека в целях профориентации. Ему принадлежит идея классификации человеческих способностей и их развития, а также попытка разобраться во внутренней структуре человеческой личности. Также Дунаевский затрагивает вопрос профессионального прогноза и делает попытку произвести классификацию профессий.

В это же время в теории и практике профориентационной работы определяются некоторые методы изучения профессии и профпригодности (анкетный метод, метод наблюдения, метод самонаблюдения, метод эксперимента, статистический и др.). В 1925 году появился сборник
«Трудовой метод изучения профессий», один из авторов которого - И.Н. Шпильрейн. Предпринимаются попытки найти новые пути, формы и методы профессиональной ориентации учащихся. Так, в 1959 году была опубликована статья Чебышевой В.В., Галкиной О.И. и Зюбиной Л.М. «О подготовке учащихся средней школы к выбору профессии». В ней были намечены некоторые исходные положения и принципы профориентации в советской школе. Профориентация рассматривалась как составная часть учебно-воспитательного процесса школы.

В первой половине 60-х годов во многих школах продолжает складываться определенная система профессиональной ориентации учащихся. В некоторых городах и районах эта работа целенаправленно организуется органами народного образования. В 80-е годы появляется профессиональная адаптация - важное звено системы профориентации молодежи.

Однако в 90-е года XX века ситуация изменилась. В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. В 1992 г. вышел закон «Об образовании» и сразу же резко сократилось финансирование школы и особенно профориентации. В результате школьная профориентация была почти разрушена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобразования РФ от профориентации фактически отказалось, а в Минтруда РФ и в подчиненных ему службах занятости населения «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»).

В настоящее время в связи с реформой образования, ядром которой является профильное обучение, наблюдается некоторое возрождение интереса к школьной профориентации. В ряде школ по инициативе родителей, директоров, педагогов и психологов возобновляется профориентационная работа.

Однако профессиональная ориентация молодежи и содействие в выборе профессии пока еще нередко ограничивается узкими целями формирования знаний, умений и навыков, становящихся самоцелью. Остро стоит проблема профориентационной работы в образовательных учреждениях: отсутствует прочная нормативно-правовая база такой работы; профессиональная ориентация если и проводится, то фрагментарно и эпизодично, а профессиональная диагностика не дает четких, понятных результатов; закрываются кабинеты и уголки профориентации. В результате - ошибочный выбор профессии, разочарование в ней в процессе профессионального образования. Это приводит к понижению самооценки человека, в некоторых случаях угрожает его физическому и психическому здоровью, а также наносит огромный ущерб обществу и государству (затраты на бесплатное обучение в профессиональных учебных заведениях не окупаются, наблюдается текучесть кадров).

В настоящее время существуют некоторые теоретические и нормативно-правовые основы профориентации, предпринимаются некоторые практические шаги. Однако сегодня вопросы профориентации рассматриваются преимущественно со стороны психологической науки. Для работы социального педагога по профориентации старшеклассников пока нет прочной методической и нормативно-правовой основы.

В связи с таким положением вещей, нами была разработана модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников. Модель включает в себя четыре составляющих: профессиональную диагностику, профессиональное просвещение (профессиональная информация и профессиональная агитация), коррекционно-развивающие занятия и профессиональную консультацию. Первые три части проводятся в группе, консультация проводится индивидуально. Программа реализуется через следующие методы: тестирование, лекция, групповая и индивидуальная беседа, диспут, игра. Таким образом, функции социального педагога как профориентатора: диагностическая, просветительская, коррекционно-развивающая и консультативная.

Для оценки эффективности модели были выделены такие группы критериев как: выбор профессии, уровень знаний о профессии, причина выбора профессии. Определены также количественные (соотношение количества учащихся по каждому из критериев; количество проконсультировавшихся старшеклассников за год; удельный вес тех или иных форм работы количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога) и качественные (появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии формирование внутренней готовности самостоятельно совершать выборы; готовность работать совместно с социальным педагогом в процессе профессионального) показатели оценки.

Для подтверждения эффективности модели на базе ГОУ Центр внешкольной работы был проведен эксперимент по реализации модели профессиональной ориентации. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе с помощью анкетирования были получены данные, которые свидетельствуют о низком уровне профессиональной ориентации старшеклассников: многие еще не выбрали себе профессию, а из тех, кто выбрал, большинство мало или вовсе не знают о ней, о том, где и как ее можно получить. Необходимо также отметить, что многие ребята выбрали профессию исходя не из интереса к той или иной деятельности, а по причине только лишь престижности профессии или желания родителей продолжать семейную традицию. Все это подтвердило необходимость проведения профориентационных работ среди старшеклассников. Для следующих этапов эксперимента были сформированы две группы старшеклассников: экспериментальная и контрольная. Группы были организованы таким образом, чтобы результаты анкетирования были примерно одинаковые.

На формирующем этапе была реализована модель, описанная во второй главе. Работа проводилась только с экспериментальной группой. Согласно предложенной модели работа проводилась в четырех направлениях: профессиональная диагностика, профессиональное просвещение, коррекционно-развивающие занятия и профессиональная консультация. Профессиональные диагностика, просвещения и коррекционно-развивающие занятия имели групповой характер. Первая включала в себя проведение ряда тестов и диагностических методик на определение профессионального типа личности, склонностей, интересов и предпочтений старшеклассников. В ходе просвещения ученикам была предоставлена информация о профессиях, образовательных учреждениях города и страны, состоянии на рынке труда и потребности общества в кадрах, были организованы встречи со специалистами различных областей профессиональной деятельности. В процессе коррекционно-развивающих занятий были проведены групповые беседы, диспуты и тренинги, направленные на повышение уровня профессиональной ориентации учащихся. Консультирование проводилось индивидуально. Ученикам была оказана помощь в выборе профессии, образовательного учреждения, предоставлена вся необходимая информация.

В результате, как показал контрольный этап эксперимента, уровень профессиональной ориентации старшеклассников, входивших в экспериментальную группу, повысился, при том, что в контрольной группе количественные показатели практически не изменились.

Таким образом, гипотеза о том, что уровень профессиональной ориентации старшеклассников повысится при условии организации в образовательных учреждениях социально-педагогической деятельности по данному направлению, подтвердилась.

На основании полученных данных были выделены социально-педагогические условия эффективности профориентации старшеклассников:

1. Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).

2. Профориентационная деятельность социального педагога должна быть системной, комплексной, целостной и непрерывной.

3. Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.

4. Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.

5. Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.

6. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.

7. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

8. Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода

Также были сформулированы следующие методические рекомендации по социально-педагогическому обеспечению профессиональной ориентации старшеклассников:

1. Социальному педагогу целесообразно создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу.

2. Организовывать экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования, а так же встречи со специалистами различных сфер профессиональной деятельности.

3. Стимулировать самостоятельную деятельность старшеклассников по профессиональному самоопределению.

4. Оформить «Профориентационный стенд», на котором будут вывешиваться расписания профориентационных консультаций и занятий, объявления о встречах со специалистами различных сфер профессиональной деятельности, представителями учреждений профессионального образования и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.