Проведенное исследование показало, что ошибочный выбор молодежью профессии связан в основном с незнанием школьников о сути профессии, ее требованиях, способах получения и степени востребованности специалистов в той или иной области. Поэтому работа социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников должна быть направлена не только на выявление личностных характеристик, соответствующих той или иной сфере профессиональной деятельности, но и на полное информирование учащихся о выбранной ими профессии и способах ее получения, но и на помощь в выборе профессии и образовательного учреждения, обучающего данной профессии.
Исходя из этого, наша модель работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников включает такие составные компоненты как:
1. профессиональную диагностику;
2. профессиональное просвещение;
3. групповые коррекционно-развивающие занятия;
4. профессиональную консультацию.
Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.
1. Профессиональная диагностика. Для того чтобы выбрать профессию ученику необходимо разобраться в себе, понять, какая же сфера профессиональной деятельности наиболее привлекательна для него. Кроме того для социального педагога, проводящего профориентацию, важно определить мотивы выбора той или иной профессии учеником. Именно для этого и предназначена профессиональная диагностика. С помощью различных диагностических методик и тестов можно определить интересы и предпочтения ученика, мотивы выбора им той или иной профессии, некоторые особенности его характера, личности имеющие значение для выбора профессии. Конечно, полученные результаты нельзя считать абсолютно верными, однако они могут дать направления дальнейшей работы по поиску наиболее подходящей профессии.
2. Профессиональное просвещение - ознакомление школьников с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития, потребностями в кадрах хозяйства страны и конкретного региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста и т.д. Цель профессионального просвещения - создание реальных представлений о мире профессий в целом, осознание содержания и качественных особенностей основных трудовых задач, функций, прогнозирования работы по конкретным профессиям, морального и материального вознаграждения за труд в условиях разных форм собственности.
Составные части профессионального просвещения:
· профессиональная информация - «ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, формами и условиями освоения профессий, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности» [36];
· профессиональная агитация - «средство психолого-педагогического воздействия на сознание и настроение учащихся и их родителей с целью побуждения к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней» [44].
Мы согласны с мнением Сазонова И.А. о том, что «профессиональное просвещение должно носить творческий характер, в ходе его реализации в сознании школьников разного возраста создается реальное представление о мире профессионального труда, происходит «примеривание себя» к разному виду трудовой деятельности. В результате осуществляются выбор профессии, последующая подготовка к ней» [44].
3. Тренинговые занятия предназначены для более четкого определения предпочтительной профессии, для расширения знаний учащихся о профессиях, информационной и психологической подготовки их к вступительным экзаменам и прохождению собеседования при приеме на работу, для осознания учащимися возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям, для обучения учащихся аргументированному отстаиванию своего профессионального выбора перед родителями (товарищами, учителями т.д.), для активизации планирования профессиональной и жизненной перспективы.
4. «Профессиональная консультация - действенная помощь в трудовом самоопределении учащихся, основанная на индивидуальном изучении личности» [44].
На определенном этапе профессионального самоопределения учащимся необходимо получить от компетентного лица консультацию по интересующим вопросам. В ходе профконсультации учащиеся могут получить информацию о производственных, социальных и материальных условиях, в которых они будут находиться в связи с выбором ими соответствующей профессии; об образовательных учреждениях, подготавливающих специалистов по выбранной профессии, о необходимом для поступления в эти учреждения уровне образования и вступительных экзаменах. Помимо этого на консультации учащимся предоставляется информация о показаниях и противопоказаниях к профессиям, различных методиках и способах диагностирования, чтобы в необходимых случаях выполнить эту процедуру.
Таким образом, функции социального педагога согласно данной модели следующие:
1. диагностическая - диагностика личностных характеристик учащихся, мотивов выбора ими той или иной профессии;
2. просветительская - предоставление учащимся всей необходимой информации о профессиях; об образовательных учреждениях, обучающих той или иной профессии; о состоянии рынка труда и потребности общества в кадрах;
3. коррекционно-развивающая - повышение уровня профессиональной ориентации старшеклассников путем тренинговых занятий;
4. консультативная - помощь в выборе профессии, выбор наиболее подходящего образовательного учреждения, места работы, предоставление информации о показаниях и противопоказаниях к профессиям, различных методиках и способах их диагностики.
2.2 Критерии и показатели оценки эффективности модели социально-педагогической деятельности по профориентированию старшеклассников
Традиционно в научной литературе в качестве главной характеристики любого управляемого и наблюдаемого процесса рассматривается эффективность его управления. Критерии оценивают результат процесса. Для оценки эффективности предложенной модели необходимо постоянно изучать, анализировать и оценивать результаты проводимой работы, определяя степень успешности управления изучаемого процесса.
Нам представляется, что балльными оценками нельзя оперировать как точными числами и выдавать сравнение результатов исследования по балльным оценкам за строгое математическое доказательство эффективности модели. Вместе с тем правильное, целесообразное применение статистических методов обработки данных социально-педагогических исследований дает возможность придавать выводам, вытекающим из результатов эксперимента большую научную достоверность и ценность, так как они отражают действительные, объективные свойства исследуемого социально-педагогического явления.
Для применения статистических методов обработки результатов исследования надо подготовить описание изучаемого явления для математического анализа: выделить и четко определить величины, характеризующие образовательный процесс, и установить способы их измерения. При этом речь идет не об эффективности образовательного процесса вообще, а об эффективности отдельных сторон этого процесса. На выбор эмпирических индикаторов влияет много факторов, поэтому сам процесс не подвергается алгоритмизации. Эмпирическая интерпретация зависит от сложности объекта исследования, объема накопленных научных знаний, степени разработанности процедур анализа объекта и, наконец, способностей самого исследователя.
Процедура разработки критериев включает как минимум два этапа. Первый - построение сетки эмпирических характеристик объекта - предусматривает максимальное развертывание теоретического понятия. Здесь важно по определенным критериям выделить существенные свойства понятия, целостно рассмотреть все его важнейшие компоненты. На эмпирическую интерпретацию понятия влияет много факторов, среди которых в первую очередь надо выделить предмет исследования.
Второй этап заключается в выборе значимых показателей, или индикаторов. Индикаторы - главные системообразующие признаки. Они должны репрезентативно представлять остальные признаки в качестве главнейших элементов системы анализируемого понятия.
Для оценки эффективности предложенной модели нами выделены следующие критерии, которые объединены по группам:
1. Выбор профессии:
· выбор профессии сделан;
· учащийся выбирает между 2-3 профессиями;
· выбор профессии не сделан.
2. Уровень знаний о профессии:
высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);
средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);
низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).
3. По причине выбора профессии:
1. профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;
2. главное - престиж профессии, ее высокоплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;
3. ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.
Соответственно выделенным критериям, нами были определены количественные и качественные показатели эффективности предложенной модели.
Основным количественным показателем эффективности является соотношение количества учащихся по каждому из критериев до и после проведенной профориентационной работы. Эффективность нашей модели доказывает увеличение количества учащихся, выбравших профессию (одну или несколько), увеличение количества учащихся с высоким уровнем знаний о профессии, увеличение количества учащихся, выбравших профессию в связи с собственными интересами и способностями.
Для более полной оценки эффективности модели были выделены следующие дополнительные показатели:
1. Количество проконсультировавшихся старшеклассников за время исследования.
2. Количество клиентов, последовавших рекомендациям социального педагога.
Эти показатели помогут определить степень заинтересованности старшеклассников в их профессиональном самоопределении.
Помимо количественных показателей эффективность модели профориентации старшеклассников необходимо подтвердить и качественными изменениями. В связи с этим нами были выделены качественнее показатели эффективности модели. Такими показателями являются:
1. Появление новых ценностных ориентаций и смыслов в выборе профессии (или укрепление существующих), то есть изменение или укрепление причин выбора старшеклассником той или иной профессии. Например, если изначально учащийся хотел получить ту или иную профессию исходя только лишь из желания его родителей, а после проведения профориентационных работ решил подобрать себе профессию, отвечающую его интересам и способностям, то в этом случае можно судить об эффективности проведенной работы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10