Рефераты. Профориентационная работа со старшеклассниками

p align="left">Для эффективности деятельности по профессиональному самоопределению старшеклассников целесообразно ориентироваться на формирование личностных качеств учащихся: способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, самокритичности, компетентности, коммуникабельности, самостоятельности, мобильности, волевых качеств.

Профориентационная деятельность социального педагога будет эффективна при условии ее системности, комплексности и непрерывности. Данная деятельность должна включать следующие направления:

- предоставление учащимся глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии: знаний о мире профессий, знаний о самом себе, знаний о путях получения профессионального образования, знаний о потребности в кадрах.

- предоставление старшекласснику возможностей для глубоко самопознания: своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.

- формирование потребности самоопределения с учетом уже возникших у подростка образовательных и профессиональных интересов и склонностей, убеждений и установок, идеалов и представлений о жизненных ценностях;

- способствовать активизации учащихся в поиске собственного пути освоения профессии;

- создание условий для моделирования своего будущего, для построения эталонов в виде идеального образа профессионала, для создания профессиональных интересов и планов.

Необходимым условием для эффективной профориентационной работы является также взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования. Также необходимо взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся. Это обеспечит учащихся более широкой информацией о мире профессий, о том, как можно получить ту или иную профессию. Экскурсии на предприятия и организации позволит старшеклассникам взглянуть на ту или иную специальность с практической стороны. Трудоустройство же желающих учащихся в какую-либо из организаций является логическим завершением все профориентационной работы.

Также важным условием эффективности профориентационной работы является совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся. Это обеспечит целостность и непрерывность работы и позволит социальному педагогу отслеживать результаты своей деятельности за рамками проводимых им профориентационных мероприятий.

Профессиональное самоопределение является центральным механизмом становления личности старших подростков и результатом личностного развития: только достаточно зрелая личность может принять самостоятельное решение, сделать выбор, найти свое место в системе социальных и профессиональных отношений.

Чтобы молодой человек мог самоопределится в профессиональном плане, он должен обладать высоким уровнем личностного развития - комплексом личностных качеств и определенными ценностными ориентациями, потребностями и т.п.

Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации. Необходимо включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе. Задача социальных педагогов - помочь подросткам найти смысл в жизни сегодняшней и будущей.

Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода. Это предполагает последовательное отношение социального педагога к воспитаннику как к личности. Необходимо развивать следующие личностные качества учащихся: способность к познанию себя и окружающего мира, к осознанию и изменению той или иной ситуации, независимость, умение делать выбор, нести за него ответственность и др. Необходимо создавать условия для проявления активности самого учащегося, для осознанного, самостоятельного выбора вида образования в соответствии со своими ценностными ориентациями, личностными возможностями и способностями. При этом у старшеклассника должно формироваться чувство ответственности за этот выбор и психологическая гибкость. Социальному педагогу нужно уметь видеть в воспитаннике личность, понимать, что подросток вполне может стать сознательным, ответственным субъектом собственного развития.

Таким образом, для эффективности работы социального педагога по профессиональной ориентации старшеклассников необходимы определенные социально-педагогические условия. Проведенное нами исследование показало, что это следующие условия:

1. Ориентация на формирование личностных качеств учащихся (способности к самопознанию и самоизменению, независимости, доверия к себе, умения делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленности, коммуникабельности и т.д.).

2. Системность, комплексность, целостность и непрерывность профориентационной деятельности социального педагога.

3. Взаимодействие социального педагога, образовательного учреждения в целом с учреждениями профессионального образования.

4. Взаимодействие социального педагога и образовательного учреждения со специалистами различных областей профессиональной деятельности, а также различными предприятиями и организациями, в целях обучения (экскурсии) и трудоустройства учащихся.

5. Совместная деятельность по профессиональному самоопределению старшеклассников социального педагога, педагогов образовательного учреждения, а также родителей учащихся.

6. Включение старшеклассников в деятельность по профессиональному самоопределению на добровольной основе.

7. Социально-педагогическая работа со старшеклассниками по профессиональной ориентации должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности учащихся и противоречия, возникающие при их реализации.

8. Работа социального педагога по профессиональному самоопределению старшеклассников должна строиться на основе личностного подхода

3.3 Методические рекомендации по совершенствованию работы социального педагога по профориентации старшеклассников

Действующая в настоящее время система профессиональной ориентации плохо приспособлена к функционированию в современных условиях. Для решения этой проблемы исключительно важно на основе научных исследований разработать ряд приемлемых научно-практических рекомендаций по ее совершенствованию

Как показало проведенное исследование, многие выпускники сталкиваются с трудностями профессионального самоопределения в связи с отсутствием в образовательном учреждении профессиональной информационной базы. Если такая база и имеется, то, как правило, она очень мала и охватывает лишь наиболее часто встречающиеся профессии. К тому же часто такая база не содержит информации о потребностях общества в тех или иных специалистов на данный момент. То есть многие старшеклассники попросту не знают, какие есть профессии, востребованы ли они и где и как их можно получить. В связи с этим социальному педагогу целесообразно создать и постоянно обновлять профессиональную информационную базу и обеспечить к ней свободный доступ для учащихся. Такая база должна включать:

- перечень учреждений профессионального образования с координатами связи, а также с требованиями для поступления для каждого учреждения;

- перечень возможных организаций и предприятий с координатами для связи, куда могли бы устроится выпускники, не поступившие в учреждения профессионального образования;

- состояние рынка труда (наличие должностей, потребность в кадрах);

- базу профессиограмм (кратких описаний профессий).

Другим направлением совершенствования профориентационной работы социального педагога может быть взаимодействие социального педагога с представителями различных профессий, а также с представителями учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Координация деятельности образовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования и предприятий позволит расширить возможности профориентационной работы. Как показывает практика, социальные педагоги имеют хорошие возможности для изучения и развития интересов, склонностей и способностей школьников, для выявления и формирования мотивов профессионального выбора. Однако познакомить с содержанием определенной профессии или специальности, с ее специфическими особенностями, с требованиями, которые предъявляются к уровню подготовки работника, лучше смогут представители профессий с многолетним стажем работы. Их знания и опыт целесообразно использовать в школе при проведении профессиональной ориентации учащихся, Рассказать о путях и способах получения этой профессии более полно смогут представители профессиональных учебных заведений. Таким образом, разумно совместное проведение профориентации работниками образовательных учреждений, учреждений профессионального образования и предприятий. Общую часть профориентации (знакомство с системой разделения труда в обществе, системой оплаты и т.д.) рационально проводить социальному педагогу. Специальную часть (рассказать о различных профессиях) - специалистам, людям напрямую связанным с этими профессиями, (о возможностях получения профессионального образования) - представителям профессиональных учебных заведений.

В этой работе можно использовать разнообразные формы и методы:

- шефство преподавателей профессиональных заведений, специалистов предприятий и организаций над образовательными учреждениями;

- организация экскурсий учащихся в профессиональные учебные заведения и на предприятия;

- помощь профессиональных учреждений и предприятий образовательным учреждениям в организации учебно-методических кабинетов, в пополнении материальной базы профориентации в школах;

- проведение дней открытых дверей на предприятиях и в учебных заведениях.

Совместная деятельность школы, профессиональных заведений и предприятий имеет ряд положительных последствий: значительно расширяется профессиональный кругозор учащихся, углубляются представления о профессиях; изменяется отношение учащихся к профессиональным учебным заведениям; происходит подготовка к комплектованию профессиональных заведений; способствует организации производственной практики и обеспечивает трудоустройство учащихся на период каникул.

Для эффективности любого взаимодействия необходимы активные действия не только организующего это взаимодействие, но и действия тех, на которых это взаимодействие направлено. То есть, если рассматривать этот вопрос применительно к профориентации старшеклассников, а профориентация, безусловно, является взаимодействием, для эффективности последней необходима активная деятельность не только социального педагога, но и старшеклассников. При этом это активность не должна ограничиваться участием старшеклассников в мероприятиях, организуемых социальным педагогом. Необходимо стимулировать самостоятельную деятельность учащихся. Например, это может быть самостоятельный поиск необходимой им информации, подготовка различных профессиограмм, выбор учреждения профессионального образования или профессии, с представителями которых они желали бы встретиться, выбор предприятия, где они хотели бы побывать на экскурсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.