В XVII веке появляется многоголосный стиль. В музыкальном искусстве зародился принципиально новый стиль многоголосной хоровой музыки - партесное пение. Произведения представляли собой многоголосную обработку мелодий знаменного и других распевов, количество голосов колебалось от 3 до 12, а в единичных случаях достигая 16, 24 и даже 48 голосов. Наряду с традиционным обучением певчих в церковных хорах открылись новые учебные заведения - музыкальные школы, где дети обучались игре на духовых инструментах и пению [34, с.87].
Но в связи с возросшей потребностью в певцах, участвующих в пышных дворцовых балах, музыкальных развлечениях и оперных спектаклях, в 1738 году издается указ об основании в Глухове певческой школы, для чего гетман Украины прислал 11 певчих во главе с Федором Яворовским. Выходцами глуховской школы были известные русские композиторы Д. С. Бортнянский, М. С. Березовский и другие. Прибывшим из глуховской школы устраивался экзамен, после чего их принимали в число придворных певчих. Профессиональный опыт, приобретенный певчими за время пения в придворной капелле, позволял ему вести самостоятельную педагогическую деятельность.
Резко отличалось воспитание детей в Синодальном хоре, где обучали только церковному пению.
По принципу придворной певческой капеллы создавались певческие школы, где крестьянские дети, обладавшие хорошими голосами, обучались пению и музыкальной грамоте. В столицах существовали частные школы. К концу XIX века церковное пение в школах включалось в содержание обучения «Положением о начальных народных училищах».
Важные эстетические позиции конкретизировались в педагогической работе видных русских педагогов, в частности, К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «запоет школа, - запоет весь народ».
На рубеже XIX-XX веков стали появляться теоретические труды, отразившие основные проблемы музыкальной педагогики, авторами которых были педагоги Д. И. Зарин, А. Н. Карасев, П. П. Мироносицкий, И. А. Пузыревский и другие. В книге «Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом» Д. И. Зарин отмечал, что «пение оказывает воспитательное воздействие на учащихся, на их сознание, память, воображение, на их волю, эстетическое чувство и физическое развитие» [12, с.102].
Революция 1917-го года определила новые задачи воспитания. Часы и предметы эстетического цикла сокращались: 1918 год - музыка 2 часа в неделю, 1937 год - музыка 1 час в неделю.
Феномен эстетического воспитания со всей очевидностью проявился в годы Великой Отечественной войны, когда искусство - музыка, театр, литература, живопись, сплачивая людей, как никогда было важнейшим средством воспитания патриотизма.
На период 1970-1980 годов пришелся расцвет замечательного коллектива - Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения, руководимого В. С. Поповым. Многие светские композиторы (А. Пахмутова, В. Рубин, В. Шаинский) писали сочинения именно для этого хора.
Развитие детского хорового воспитания в СССР, начиная с 1960-х годов, повлекло изменение методов обучения. Стали разрабатываться новые методы ознакомления с нотной грамотой, овладения закономерностями музыкальной речи на материалах народного и профессионального творчества. С приходом в школу Д. Б. Кабалевского были начаты разработки нового содержания и методики эстетического воспитания.
В XX столетии проблема работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований. В 1990-е годы появилась возможность создания экспериментальных образовательных учреждений - школ-лабораторий эстетического направления, в которых практически исследуется возможность более широкого использования в каждом классе школы хорового пения и введения дополнительных дисциплин - сольфеджио, постановка голоса, игра на музыкальных инструментах (фортепиано, народные инструменты), музыкальная литература, ритмика.
Несмотря на сложные социальные перемены в России конца второго тысячелетия, в детском хоровом исполнительстве прослеживаются позитивные сдвиги. В Москве и других городах России проводятся научно-методические конференции по проблемам детского хорового воспитания, организуются массовые фестивали детского хорового творчества.
В настоящее время разрабатываются проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национальных культурных традиций России. Так, в Вологодской области который год проходит фестиваль хорового искусства «Венок Победы», в котором принимают участие детские и молодежные коллективы области. Музыкознание и эстетика музыки дают большой материал, позволяющий развивать в этом отношении музыкальную педагогику.
1.2 Хоровое пение как вид музыкальной деятельности
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. В. Сухомлинский утверждал, что пение как бы открывает человеку глаза на красоту родной земли. Песня сопровождает человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг.
Музыкальное развитие детей зависит от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают и разнообразят содержание деятельности и методы руководства ею. К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни школы, и музыкальное воспитание в семье.
Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности на уроках музыки. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира, становлению мировоззрения, формированию будущей личности.
Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии достижения школьниками художественного исполнения музыкального репертуара. Исполнение требует овладения вокальными навыками и умениями как средствами выразительности. Развитие этих навыков и умений не является самоцелью, а служит раскрытию содержания музыки [8, с.100].
Ветлугина Н.А. в своих работах отмечает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка» [4, с.108].
Вокальное воспитание в хоре - важнейшая часть всей работы в коллективе. Основное условие правильной постановки вокального воспитания - подготовленность руководителя для занятий со школьниками. Хорошим вариантом становится тот случай, когда учитель музыки обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим руководителем. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях учитель часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа.
В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к всем в классе, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Как нет внешне одинаковых людей, так и нет одинаковых голосовых аппаратов.
Большое значение в овладении любым материалом занимает внимание. «Внимание - это направленность психической деятельности и сосредоточенность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)» [17, с.67].
Воспитание вокально-хоровых навыков требует от музыкального руководителя постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учиться, учиться терпеливо и настойчиво.
Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие педагоги достигают результатов в вокальном воспитании. Большинство специалистов различными путями подходят к одной и той же простой истине: детский голос, обладающий своеобразием тембров, находится в постоянном развитии и изменении в зависимости от роста организма ребенка. Конечно, на развитие голоса влияют и другие факторы: система вокальных упражнений, правильно поставленная работа над певческим дыханием, звукообразованием, артикуляцией и так далее. Здесь важен режим дня ребенка и регулярность проводимых занятий.
Обращаясь к хоровому пению на уроках музыки в начальной школе, учитель должен знать особенности голоса младшего школьника. Эта задача заключается в том, что детский организм, в отличие от взрослого, находится в постоянном развитии, изменении. Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая затрата энергии, внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо проводить занятия в проветренных, не душных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха не допускать форсированного звучания детских голосов [23, c.32].
Пение полезно, если пение правильно в вокальном отношении, а это возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
Певческий голос может быть воспитан практически у всех, исключая патологические случаи. Правильное певческое развитие с учетом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса способствует развитию здорового голосового аппарата.
Обучение детей пению связано с задачей осторожного развития детского голоса и сохранения естественного звучания. Поэтому педагогу необходимо знать основы физиологии и охраны детского голоса, владеть методами и приемами певческого развития школьников, знать особенности детского голоса. [8, с.99].
Охрана и гигиена детского певческого голоса.
Охрана детского голоса тесно связана с постоянной изменчивостью. Дети способны выдерживать физические нагрузки, пение - это процесс физиологический и требует больших затрат энергии, связанных с дыханием, удержанием вокальной позиции, тренировкой навыков. Руководителю всегда следует внимательно относиться к здоровью детей.
Занятия следует проводить в проветренных помещениях. Необходимо соблюдать такой ритм работы, при котором дети после нагрузок имеют полноценный отдых, способствующий снятию напряжения после сложного урока. Нежелательно заниматься в раннее время, когда голос, как говорят, «еще спит».
Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль. Расшатывают голос громкие разговоры и крикливое пение, исполнение завышенного по трудности репертуара [23, c.56].
Перед пением не рекомендуется употреблять в пищу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное, а так же шоколадные конфеты и сладости. Отрицательно действует на голос переутомление. При болезнях голосового аппарата, при переутомлении следует дать ребенку отдохнуть, его голос должен находиться в состоянии покоя.
Далее нами будут рассмотрены основные вокально-хоровые навыки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7