Об эффективности использования данной системы вокально-хоровых упражнений можно судить по результатам диагностики. Входная диагностика на уроках музыки показала, что учащиеся в самом начале обучения певческим навыкам не достаточно проявляли интерес к пению и развитию певческих способностей: не могли сосредоточиться на исполнении отдельных элементов мелодии, ритма, дыхательных упражнений.
Проведя практический эксперимент, мы видим, что учащиеся, которые выполняли цикл упражнений на развитие певческих способностей не только активно и с интересом продолжают работать на уроке, но и участвуют в дополнительных творческих мероприятиях школы. Они научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность (Приложение 5).
По результатам теста-опросника:
Ё Низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, слабовыраженный интерес к музыке у Коли К., Никиты. П.
Ё Средний уровень, наличие интереса к музыке, но с ярким предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки у Данила К, Кристины К., Наташи А.
Ё Высокий уровень. Ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальной деятельности и разножанровой направленности - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров у Наташи Ш.
Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
В результате обработки полученных данных, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей (Приложение 6).
Таким образом, учащиеся с высоким уровнем развития певческих способностей обладают творческим потенциалом, отличаются развитым чувством исполнительского мастерства, уверенностью в себе. Это помогает им принимать участие в музыкальной жизни школы, района, области и участвовать в конкурсах районных, областных и способствует в дальнейшем связать свою жизнь с песенным творчеством.
Методический материал, примененный для проведения педагогического исследования, может быть полезен в работе педагогам, студентам, преподавателям музыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребёнок может пользоваться с малых лет. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.
В работе было рассмотрено существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России, значение хорового пения, раскрыли средства вокально-хоровой выразительности в пении. Изучили и проанализировать значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике.
Выявили и проверили результативность использования комплекса педагогических условий, способствующих развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки.
В практической части исследования мы выявили музыкальные интересы учеников данного класса. На протяжении месяца в течение четырех занятий мы использовали упражнения на развитие певческих навыков. Наблюдения и беседы показали, что не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие способности, следовательно, не имея успеха в певческой деятельности, теряют интерес к пению.
Дети при исполнении вокального произведения допускали серьезные ошибки, а именно, не могли правильно интонировать мелодию, передать ритмический рисунок произведения, эмоционально окрасить его, вникая в текст. В подтверждение данной проблемы проводилась диагностика, результаты которой показали, что многие учащиеся не умеют правильно владеть техникой дыхания во время пения, многие не имеют представления о звуковысотном соотношении, интонировании и используют возможности голоса при пении не в полном объеме, а на бытовом уровне.
На диагностических беседах выяснилось, так же, нравится ли ученикам на уроке музыки петь хором, сольно. Выявленные музыкальные интересы и пристрастия учеников помогли наметить перспективы дальнейшей деятельности.
В результате поведения эксперимента, выяснилось, что цикл вокально-хоровых упражнений оказывает значительное влияние на формирование и развитие певческих способностей.
Учащиеся научились правильно использовать свои певческие способности, самостоятельно направлять свою певческую заинтересованность. Большинство учащихся стали быстро ориентироваться в трудных проблемных ситуациях и искать возможные решения в исправлении певческих ошибок, используя вокально-хоровые упражнения для развития певческих способностей.
И отсюда мы можем говорить о подтверждении поставленной нами гипотезы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.: ноты. - (Б-ка учителя музыки).
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.
Вербов А.М. Техника постановки голоса. Госуд. муз. изд-во. Москва, 1961.- 28с.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968. - 123 с.
Герцман Е. Гимн у истоков нового завета. Беседы о музыкальной жизни ранних христианских общин. - М., 1996. - 247 с.
Детский голос. Экспериментальные исследования. Под ред. В.Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1970.- 246 с.
Дидактические основы обучения пению: Учеб. пособие. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1998. - 69 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - 2-е изд. - М.: Музыка,1996. - 368 с., нот, ил.
Егоров А. Теория и практика работы с хором. - М., 1951. - 99 с.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж./Оформление обложки А. Лурье - СПб.: Лань. - 192 с.
Зарин Д. И. Методика школьного хорового пения в связи с практическим курсом, год 1-й. - М.,1907.
Зданович А.П. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965.- 28с.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 304 с.
Зинченко В.П. Психологический словарь. / Под ред. Зинченко В.П., М.: Педагогика-пресс, 1999.- 440 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М., 1964. - т.2. - 245 с.
Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. М., АПН, 1952. - 167 с.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - Ленинград: Изд-во «Музыка», 1967. - 67 с.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.: ил.
Метлов Н.А. Музыка - детям. - М., 1985. - 78 с.
Немов Р. С. Общая психология. - М., Просвещение, 1970. - с.176.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. / Под ред. Л.И. Скворцова. - М.: Издательский центр ОНИКС. Мир и Образование, 2005. - 1200 с.
Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
Основы вокальной методики. Методич. рекоменд. по вокалу. Вологда, «Русь», 2003.- 36 с.
Павлов И. П. Полное собрание сочинений. Т.3, кн. 2-я. - 250 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
Плужников К.И. Механика пения. - СПб: «Композитор. Санкт-Петербург», 2004.
Прянишников И.П. Советы обучающихся пению. Госуд. муз. изд-во, М., 1958.- 52 с.
Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнатская, Н.И. Кнященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 232 с.
Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 240 с.
Рудик А. П. Психология. - М.: Учпедгиз, 1955. - 167 с.
Самарин В.А. Хороведение: Учеб. пособие для студ. муз. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 208 с.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Издательство «Прометей», 1992. - 270 с.
Струве Г.А. Когда запоет школа? // Искусство в школе. - 1996. - № 1. - С.50
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. - Т.8. - М.: АПН, 1950. - 283 с.
Федонюк В.В. Детский голос. Задачи и методы работы с ним. Санкт-Петербург: Издательство «Союз художников», 2003. - 64 с., с ил.
Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М., 1961. - 52 с.
Яранцева Я.Г. Воспитание вокалиста. Учебно-методич. пособие. Вологда, 2006. - 49 с.
Приложение 1
Тест-опросник выявления когнитивного компонента музыкально - эстетических ориентаций детей 6 - 8 лет.
1. Ты любишь музыку?
2. Нравится ли тебе петь? Если да, то, что именно, какие песни?
3. Где тебе нравится больше петь - в школе, студии или дома?
4. Поют ли твои мама и папа дома или в гостях?
5. Какие песни тебе нравится петь, а какие слушать?
6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевизору и радио?
7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо музыкальном инструменте? Каком?
9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если да, то, какие?
10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
11. Какие исполнители, певцы тебе больше нравятся?
Приложение 2
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Стрельникова Александра Николаевна - педагог-вокалист создала свою систему в 30-е годы.
1-е упражнение «Ладошки»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7