Рефераты. Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических условий по развитию вокально-хоровых навыков у младших школьников на уроках музыки

p align="left">Все психические способности певца (познавательные, чувственные и волевые) находятся во взаимосвязи, обусловливают друг друга и играют чрезвычайно важную роль как в воспитании и обучении пению в целом, так и в формировании его голосовой техники. Все обучение пению связано с совершенствованием ряда психических процессов: воли, внимания, памяти и другие.

РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

2.1 Планирование и организация исследования по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки

В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки.

В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача - на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;

- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы развитию певческих навыков.

Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов и опыт работы учителя музыки в данной школе.

На первом этапе исследования было осуществлено знакомство с детьми данного класса, изучены их способности и увлечения, программа обучения. Для этого нами был проведен тест-опросник Владимира Петровича Анисимова на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей (Приложение 1). Данная работа проводилась в начале учебного года. По словам учителя музыки, не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие навыки, следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют интерес к пению.

Отсутствие у детей навыков грамотно, выразительно и эмоционально петь побудили провести методическую работу по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки, применить упражнения на занятиях. Эта работа проводилась на втором этапе исследования.

На третьем этапе подведены результаты педагогического эксперимента.

Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения.

Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам [8, с.109].

Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой.

Одна из задач, стоящая перед школьными занятиями музыкой - научить каждого ученика владеть певческим голосом. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница заключается в том, что говорить учатся все, а петь - сравнительно немногие. Поэтому, неспособность управлять своим голосом у некоторых учащихся в начале занятий оказывается результатом невнимательности и поддается исправлению и развитию.

Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.

Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики.

2.2 Анализ результатов педагогического исследования

Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов.

На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности.

Были проведены следующие беседы:

Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента.

Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо.

Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик.

Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе - это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом.

Определив психологический климат в классе, отношение детей к предмету, передо мной стояла важная задача включения в работу урока, в частности, использования упражнений и приемов развития певческих навыков на уроках музыки.

В начале работы с детьми я познакомила их с вокально-певческой установкой, объяснив, что если человек хорошо сидит, он хорошо себя чувствует, следовательно, и хорошо поет. Для этого приводились следующие слова: «Сидит дед - ему сто лет, нам меньше - мы сидим вот так». На первые слова необходимо сгорбиться, плечи наклонить вперед, когда произносится вторая фраза, плечи разводим и сидим прямо.

Как было сказано ранее, упражнения делятся на две категории. Поэтому перед разучиванием произведения я настраивала голосовой аппарат учащихся на работу. Для этого в увлекательной форме проводила дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой (Приложение 2).

Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания применяла следующий прием: по руке, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, когда рука задержалась в своей верхней позиции, они задерживают дыхание, при движении руки вниз (к «точке») -- делают выдох. Было предложено произнести детскую скороговорку «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», вздохнуть и на выдохе просчитать: «раз Егорка, два Егорка...» (и так до полного выдоха). Предлагаемое упражнение способствует развитию у младших школьников способности экономно расходовать дыхание.

Проводилась работа по распеванию на гласные, согласные буквы алфавита: гаммообразная попевка, пение интервалов, гармонических последовательностей с названием слогов «за», «да», «ма», «мо», «ра», «ру», «лё», «лю».

Применялись упражнения на формирование чистого высотного звука, расширение диапазона. Например, пение высоких нот, наклоняясь вперед, похлопывая ладонями по животу. Здесь использовалась методика распевания новосибирского ученого В.В. Емельянова (Приложение 3).

Изображение огромного животного снизу вверх. Медленно глиссандо вверх и вниз. Эти же упражнения с озвучиванием, похлопыванием отдельных частей: голова - у, шея - о, туловище - а, спина (низ) - э, хвост - ы. Штробас. Выполнять его с открытым ртом, подражая лягушкам.

Особенность состоит в том, что я особенно уделяла внимание игровой форме в выполнении данных упражнений, что более активно позволло вовлечь учащихся в работу на формирование тех или других вокальных навыков.

При разучивании песни выполняются упражнения, соответствующие характеру данного произведения. На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. У детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания использовала попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Для четкого проговаривания текста применялись скороговорки: «На дворе трава, на траве дрова», «Пошла Поля полоть петрушку в поле», «Вело- мото- кино- фото- теле- радио- сипед», а также артикуляционная гимнастика (Приложение 4).

Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, прививала умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные произносили утрированно, в первую очередь согласную «р». Обращала внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «опу-шка», а не «опуш-ка».

Большие трудности возникли в работе над ансамблем. Для ритмического ансамбля использовались детские музыкальный инструменты: ребята прохлопывали заданный ритмический рисунок, а так же небольшие попевки. Темой четверти в 3 классе является «Развитие музыки». С понятием и видами музыкального развития мы знакомились на примере песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Разучиваемая детьми песня являлась хорошим примером динамического развития. Для этого мы с ребятами говорили о содержании произведения, главных смысловых моментах, и стремились передать свое отношение в исполнении.

Проводимая работа осуществлялась с соблюдением требований по охране детского голоса: класс проветривался, соблюдался режим работы и отдыха.

Ниже в таблице приведены упражнения по распеванию, развитию навыков коллективного пения в классе.

№ занятия

Применяемые упражнения

1

Применяемые упражнения при распевании:

Ё «Лошадки» Дети дышат громко, чтобы было слышно. 10 раз.

Ё «Кошечки» Приседания с поворотами влево и вправо под музыку и без нее. 8 раз.

Ё Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе пение звука до конца (а, о, у, и).

Ё Распевание на слоги под аккомпанемент (ле-ми-ле, ма-мэ-ми-мо-му, ми (ма) -хи-хи-хи-хи )

Ё Распевание на согласную. Три раза повторить отрывисто и на четвертый раз - протяжно (ж, м, з).

2

Ё «Ладошки» Дети сжимают и разжимают ладошки под музыку. 6 раз.

Ё «Ладошки» + «Кошечки». Под музыку и без нее. По 6 раз.

Ё «Ладошки» + «Лошадки» и при этом приседание под музыку.8раз.

Ё Распевание на согласные звуки (з, ж, н, м, б).

Ё Рисование голосом динозаврика (он так же нарисован на доске, чтобы дети представили движение звука наглядно). Голова динозаврика - звук высокий, постепенно спускаемся к ногам - звук снижается до хрипения. Движение сверху - вниз.

Ё Покричать 2 раза спокойно, на 3 - громче, на 4-5 - очень громко. На гласную «а»

Ё Распевание на слог «юзия» на возвышение.

Ё Распевание на гласные. Звук тянется, пока звучит нота. Сначала девочки, потом мальчики.

Ё Распевание на слоги (ми-хи-хи-хи-хи, ма, мо)

Ё Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду). Обратить внимание на дикцию.

3

Ё Распевание на мелодию симфонии №40 В. А. Моцарта (на слог «ля», «лё», «ли»).

Ё Распевание на слоги с открытым и закрытым ртом, очень тихо, просто тихо, громко и очень громко (лё-ли-лё-ли-лё).

Ё Пропеть фразу «Светит солнышко к нам в окошечко» тихо, ласково, как марш.

Ё Распевание по нотам (соль-ми-до, соль-ми-соль-ми). 8 раз.

Ё Распевание по нотам (си-соль-ми).4раза.

Ё Пение песни, выученной как домашнее задание «Большой хоровод». Сдают по одному на оценку.

Ё Распевание скороговоркой (да-де-ди-до-да-де-ди-до (3 раза)-ду).

4

Ё «Лошадки»

Ё «Кошечки» + «Ладошки» под музыку и без нее.

Ё Распевание на гласные. По знаку руки - вдох носом, на выдохе - пение звука до конца.

Ё Распевание на слоги под аккомпанемент.

Ё Распевание на согласные. 3 раза повторить отрывисто и на 4 раз протяжно (ж, м, з).

Ё Рисование динозаврика голосом.

Ё Прокричать 2 раза спокойно, на 3 - громче, на 4 - очень громко.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.