Рефераты. Психосексуальное воспитание детей в условиях семьи и детского сада

p align="left">Цель исследования: рассмотреть и изучить способы и приемы полового просвещения и психосексуального воспитания.

Объект исследования: дошкольный возраст и проявление мужественности и женственности в поведении детей, как факт развития личности.

Предмет исследования: акт психосексуального воспитания и просвещения детей.

Гипотеза исследования. Половое воспитание представляет собой целостную систему планируемых мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки); предполагается, что раннее обращение к воспитанию пола в семье способствует осознанному развитию мужественности и женственности.

Задачи исследования:

1. Выявить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе, посвященной проблеме психосексуального воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения и семьи.

2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.

3. Проанализировать и объяснить полученные результаты, разработать практические рекомендации для родителей и воспитателей.

Теоретическая значимость исследования.

В квалификационной работе систематизированы новейшие исследования по проблеме психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования.

Результаты исследования и разработанные рекомендации могут быть использованы родителями и воспитателями для развития психосексуальной сферы детей дошкольного возраста.

Научная новизна:

1. Систематизирован теоретический материал по проблеме психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.

2. Разработан цикл занятий по проблеме появления человека на свет и знакомству с элементарным строением человеческого организма.

Квалификационная работа состоит из двух глав, пяти параграфов, страниц, приложений, цикла занятий, рекомендаций для взрослых. Работа была выполнена на базе ясли-сада № 89.

Глава 1. Проблемы психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.

1.1. Основные направления психосексуального воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание полового воспитания составляет все то, что воспитывает здоровую и целостную личность женщины и мужчины, способных осознавать и переживать свои физиологические и психологические особенности в соответствии с существующими в обществе социальными и нравственными нормами и, благодаря этому, устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни. Половое воспитание - это система планируемых, обеспеченных средствами, методами и исполнителями мер формирования личности мужчины (мальчика) и женщины (девочки). Успешность полового воспитания определяется не только действиями отдельных воспитателей, но и согласованностью усилий широкого круга педагогов, психологов, а также непосредственно и родителей.

Для начала необходимо затронуть сущность полового воспитания - вопрос, который, благодаря работам ученых Д.В. Колесова и Н.Б. Сильверовой, приобрел если и не теоретическую законченность, то уж во всяком случае, так недостающую ему ранее стройность. По мнению этих авторов, половое воспитание представляет собой процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества отношение к человеку противоположного пола. Суть его заключается в реальной неотождествленности психосексуального воспитания и полового просвещения, которые, к сожалению, порой рассматриваются и учителями и родителями едва ли не синонимами. Это приводит к тому, что взрослые, конспективно изложив в ходе вынужденных, а то и просто навязанных юности педагогических монологов некую сумму сведений из попавшейся в руки брошюры соответствующей серии, считают свою задачу выполненной.

Если воспользоваться поэтической метафорой В.Г. Белинского, половое просвещение представляется зерном, которое либо взойдет на подготовленной почве, либо зачахнет на неудобренной и плохо вспаханной ниве, а то и просто даст уродливые всходы.

“Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова предлагают три положения, на которых, по их мнению, должна основываться система психосексуального воспитания”. [14, с. 58]

Первое: половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит, формирование в детях эталонов настоящего мужчины или женщины и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.

Второе: половое влечение должно не подавляться, а, наоборот, поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его удовлетворения в межличностном общении с лицом противоположного пола.

Третье: необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе от обсуждения с детьми этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

“Первым краеугольным понятием системы полового воспитания Д.В. Колесов и Н.Б. Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение, которое выступает одной из важнейших педагогических задач.

Вторым основным понятием является понятие о сущности половых различий и значений половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и понимания его отличий от собственного”. [14, с. 59]

Исходя из вышесказанного, можно определить задачу психосексуального воспитания, которая решается в процессе полноценного развития личности, - это формирование общественно-полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые обеспечивали бы сохранение личного здоровья, создание полноценной здоровой семьи и развитие способности учитывать половые особенности (физического и психологического) характера противоположного пола в процессе всех видов деятельности.

Однако правом любого человека остается выбирать для своих детей свои пути. В условиях нашей страны это имеет особое значение, так как дистанция между национальностями и региональными психосексуальными культурами очень велика и люди придают сохранению традиций в этой сфере жизни огромное значение. Это выдвигает целый комплекс проблем по разработке стратегии и тактики, путей и методов, организации и средств полового воспитания.

Так или иначе, но совершенно очевидно, что суть половой дифференциации в психологии развития личности заключается в становлении психологического пола ребенка, которое основано на половом самосознании и ценностных ориентациях, полоролевой позиции личности, реализуемой ею в общении и деятельности. В результате этого процесса “биологически данный пол в ходе социализации оказывается заданным, что приводит к осознанию субъектом собственной половой принадлежности, формированию половой идентичности и соответствующих данной культуре полоролевых ориентаций и образцов поведения”. [4, с. 215]

Половая дифференциация обретает психологический смысл для личности, лишь будучи включенной в ее деятельность, особенно в совместную деятельность с другими. Сущность деятельностного подхода к проблеме половой дифференциации в том и состоит, чтобы определить место и роль совместной деятельности в становлении психологического пола личности как в контексте онтогенетического развития индивида, так и в историко-культурном аспекте формирования и функционирования соответствующих норм и образцов полоролевого поведения. Это значит, что половая дифференциация, с одной стороны, отражает сам факт наличия определенных психологических признаков, связанных с половой принадлежностью, с другой, процесс приобретения этих признаков, формирование психологического пола личности в истории культуры (социогенезе) и индивидуальной истории человека (онтогенезе).

Разрабатываемая в биологии развития теория половой дифференциации предоставляет аргументы в пользу обнаруживаемых различий. “Согласно этой теории адаптация женских особей в онтогенезе, их “пригнанность” к существующим условиям и требованиям среды совершеннее, чем мужских, что обеспечивает женскому полу более высокую онтогенетическую пластичность, приспосабливаемость по сравнению с мужским”. [4, с. 221]

На наш взгляд достаточно интересна точка зрения Веры Васильевны Абраменковой, которая считает, что “подлинной причиной обнаруженных различий является не половая принадлежность, взятая сама по себе, а те различия в социальном статусе и полоролевой позиции, которые заданы исторически сложившимися в культуре формами взаимоотношений у мужчин и у женщин, нашедшие свое отражение в поведении современных дошкольников. [4. с. 222]

В связи с этим корректнее было бы говорить не о прямом влиянии пола на проявление межличностных гуманных отношений в детской группе, а о влиянии исторически сложившегося способа общения и взаимоотношений индивидов в зависимости от их половой принадлежности.

Половозрастная стратификация общества на протяжении длительного периода истории человечества вызывала необходимость раздельного воспитания детей, которая была продиктована жесткой поляризацией общественных функций мужчины и женщины и строгой иерархией половых ролей, когда считалось, что мужчина должен занимать социально более значимую позицию, а позиция женщины - зависимая, подчиненная. Отсюда необходимо было готовить мальчика к будущей роли воина, вождя, жреца, а, следовательно, освободить его от любых женских влияний и в первую очередь ослабить его идентификацию с матерью. Это достигалось путем физического удаления мальчика от родительского дома: его передавали на воспитание в другие дома родственников или вождей племени, отдавали в учение. Это достигалось также с помощью социальных организаций: так называемые мужские дома, в которых мальчикам разного возраста надлежало ночевать под крышей особого жилища, где они выполняли некоторые виды совместных работ, общались, отдыхали.

Половая социализация девочки проходила преимущественно в стенах родительского дома, подле матери и была направлена на приобретение ею определенных форм поведения и приобщение ее к будущей роли жены и связанных с этим обязанностей.

В целом сохраняется тенденция в традиционной половой социализации, согласно которой девочка должна быть предельно “феминной”, значит, заботливой, теплой в общении, зависимой; а мальчик - предельно “маскулинным”, значит, самостоятельным, доминантным, экспансивным. В большинстве современных культур в обыденном сознании эта полоролевая ориентация является главенствующей.

Но социальная ситуация развития ребенка в современных условиях такова, что жесткая полоролевая поляризация социальных функций мужчины и женщины разрушается, происходит ломка традиционных культурных стереотипов мужского и женского поведения. Сферы деятельности и общественное производство все меньше подчиняются делению на сугубо мужские и женские. В самом процессе социализации происходит увеличение доли общественных форм, институтов и средств массовой информации, которые нивелируют нормы и требования в соответствии с половой принадлежностью ребенка.

Половая дифференциация, как и другие “предпосылки развития личности, по самому существу своему безличны”, поэтому, накладываясь на особенности социализации и совместной деятельности детей, индивидные характеристики различным образом влияют на проявление отношений ребенка в группе своего пола.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.