Рефераты. Пути стимулирования познавательной деятельности студентов на учебном занятии

p align="left">Однако высказываются и возражения против подобного подхода, поскольку активность как принцип обучения неправомерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Обоснованно предлагается отвести принципу активности ту важную роль, которую он на самом деле выполняет, выделить и рассматривать его как самостоятельный.

Пересмотр положения о роли принципа активности в системе других дидактических принципов, выделение его в самостоятельный имеет особое значение для профессиональной школы, призванной воспитывать у специалиста предприимчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность в решении хозяйственных задач, формировать у него активную жизненную позицию.

При рассмотрении соотношения принципа активности и других принципов обучения выявляется зависимость возможности их реализации от активности учащихся в обучении. Если мы возьмем, например, соотношение принципов сознательности и активности, то увидим, что целенаправленная активность, конечно, не может быть неосознанной, но в то же время и сознательность без активности попросту бесплодна. При отсутствии активности учащихся остаются как бы незадействованными другие факторы и средства процесса обучения, обеспечивающие его движение к цели. Поэтому познавательная активность учащихся выступает как условие достижения цели обучения. Орлов В. И. О принципах активности и самостоятельности учащихся в обучении//Среднее специальное образование, 1990, № 8 С.17.

В педагогической литературе можно встретить различные определения сущности познавательной активности. Она рассматривается как готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях (Н. А. Половникова), как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова), как волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р. А. Низамов), как проявление потребности жизненных сил обучаемого (Г. И. Щукина), как качество деятельности, в котором проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т. И. Шамова).

Активность нередко связывают с различными физическими действиями в процессе учебного труда. Указывают на необходимость соединения активности мысли с активностью рук. Известны исследования, устанавливающие связь познавательной активности с глазодвигательной активностью в процессе решения наглядной мыслительной задачи. Как активность расценивается также внимательное слушание преподавателя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, пристальное наблюдение за демонстрируемым опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений активности со стороны учащегося. Эти факторы привели к необходимости различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную). Там же С. 18.

Психологи и дидакты обращают внимание на зависимость активности от психических процессов (внимание, воображение, анализ, синтез, догадки, предложения, сомнения, интерес, настойчивость, энтузиазм и др.).

В выступлениях по проблеме активности в обучении прослеживается стремление связать все основные аспекты активности в первую очередь с отношением к предмету и процессу деятельности, а цель деятельности при этом как бы отодвигается на второй план. Между тем активность учащегося в обучении выражает его отношение прежде всего к цели деятельности. За активностью человека стоит его потребностно - мотивационная сфера, состояние которой непосредственно связано с целью деятельности и обусловливает эту активность. Сознательная цель человека является той силой, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Сознательная активность, будучи движущей силой целенаправленной учебно-познавательной деятельности, определяет ее результативность. Поэтому ее правомерно рассматривать не только как условие, но и как средство достижения цели обучения. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1.С.101

Активность студента -- понятие широкое. Она имеет философский, биологический, социологический, психолого-педагогический аспекты. В данном случае нас интересует психолого-педагогический, аспект этого термина. В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения активности человека в учебном процессе. Часто психологи, педагоги сосредоточивают свое внимание на каком-то одном - двух признаках активности и характеризуют ее как «напряжение умственные сил» или «проявление инициативы, интереса», как «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» и т. д.

В педагогической литературе, активность личности рассматривается как важнейшая черта личности, способность изменять окружающую действительность; как проявление усилия; как напряжение умственных сил; как способность и стремление к энергичному выполнению деятельности; как необходимое условие, внешний признак зарождения и развития самостоятельности как преобразующее отношение субъекта к окружающим явлениям, предметам 2 и т. д.

Все эти определения, хотя и правильно отмечает отдельные признаки активности личности в учебном процессе, однако неполно характеризуют сущность го понятия. На основе обобщения определений, имеющихся в педагогической литературе, изучения особенностей процесса обучения студентов считаем необходимым уточнить определение обсуждаемого понятия.

Активность студента в обучении-- волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность лично Для активного студента свойственно проявление всестороннего, глубокого интереса к знаниям, учебной зад приложение усилия, напряжение внимания, умствен и физических сил для достижения поставленной цели.

Активность студента невозможно рассматривать тесной связи с его самостоятельностью. Самостоятельность студента как систематическая работа над мате лом на занятиях и во внеаудиторное время содействует развитию активности. Эти два взаимосвязанных понятия дополняют друг друга. Обычно уже в самостоятельных действиях проявляются элементы активности студент наоборот, проявление активности направляет личное самостоятельности. Ряболин Н. Познавательная активность учащихся на занятиях// Педагогика, 1996, № 3. С. 123.

Активность личности в учебном процессе может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной)

Внешняя активность легко определяется преподавателем, ибо ее признаки внешне ярко выражены: студент деятелен (на лекциях он время от времени записывает, а на практических занятиях решает задачи, выполняет действия на приборах), сосредоточен, его внимание (особенно внешнее выражение внимания -- сосредоточенность взгляда, мимика и т. д.) направлено на один объект или на одно явление (например, на преподавателя, демонстрируемые предметы).

На лекциях студент бывает внешне очень активен; он сосредоточен, смотрит на преподавателя, даже реагирует мимикой, ведет записи. Однако в данный момент его внутренняя (мыслительная) активность может быть направлена не на изучаемый на лекции материал, а на посторонние вопросы. Внешние выражения многих действий весьма сходны. Так, студент, выражая признак внешней активности, на лекции может писать письмо своему другу или готовиться к очередному занятию, другой дисциплине и т. д. Поэтому для глубокого, активного усвоения знаний лишь внешней активности недостаточно точно. Особо важным является мобилизация не то внешней активности, но в особенности активности мыслительной -- внутренней.

Внутренняя (мыслительная) активность характеризуется тем, что она предполагает наличие внешней активности. Кроме того, ей свойстве следующие специфические признаки напряжения умственных сил, мыслительных действий и операционного анализа, синтеза, сравнения, обобщения; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой на данном занятии теме, возникшей учебной проблеме, направленность мыслительных операций и внимания, понимание изучаемого материала. Слова лектора, тема учебника могут быть поняты только в том случае, если студент направит на них свою аналитико-синтетическую деятельность, свое внимание, поставит цель понять, усвоить этот материал, т. е. мобилизует свою внешнюю и внутреннюю активность. В конечном счете про усвоение знаний зависит от активной работы мысли студента. Исследованиями доказано, что если студент ( просто запоминает содержание прочитанного, анализирует его, то основные положения прочитанного заминаются лучше и надолго.

Исполнительская активность. Всякая деятельность (например, чтение книги, выполнение практических действий, решение задач и прочие) является формой проявления активного отношения человек окружающей действительности. В учебной деятельности успех зависит от того, что и как делают студенты с материалом, подлежащим изучению. В процессе обучения деятельность студента может быть организована по разному. Преподаватель может ограничиться информационным изложением материала, преподнесением готовой инструкции выполнения лабораторных работ (где все сказано: с чего начать, что и как делать), указанием готовых способов решения задач и добиваться правильного выполнения и запоминания изучаемых положений, формул примеров, способов решения задач и т. п. При этом деятельность студента направлена на запоминание готовых положений, решение задач с использованием указанных преподавателем способов, выполнение лабораторных работ по готовой инструкции, т. е. на исполнение требований и указаний преподавателя. Безусловно, в этом случае студент проявляет активность. Однако его деятельность основана не на высокой мыслительной активности. Например, если на лекции студент ограничивается ведением записей основных положений под диктовку преподавателя или ход решения задачи списывает с доски, то такая его активность будет исполнительской, здесь его учебная деятельность опирается в основном на внешнюю активность. Если учебную деятельность студента в течение всего срока обучения в вузе организовать только на основе исполнительской деятельности, развивающей память, наблюдательность, умение использовать готовые образцы, предписания, то из стен вуза неизбежно будут выходить специалисты исполнительского типа, не подготовленные к творческому труду. Коротаева Е. В. Уровни познавательной активности // Народное образование. 1995. № 10. С. 27.

Творческая активность -- это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процессы. Творческая активность есть стремление студента проникнуть в сущность изучаемых явлений, стремление к применению новых приемов преодоления затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач.

В познавательной деятельности студента творческая активность характеризуется направленностью его действий на глубокое выявление свойств вещей, явлений а иногда на создание новых духовных и материального общественно значимых ценностей.

Творческая активность вызывает положительное эмоциональное состояние -- подъем, радость проникновения в суть явления, открытия.

Таким образом, можно сказать, что познавательная активность -- это проявляемое учащимся отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленную цель. При этом возможна иерархия целей, обусловливающих познавательную активность. Так, на стадии недостаточной сформированности у учащегося познавательной потребности главной целью в решении учебно-познавательной задачи для него может оказаться не овладение конкретным знанием, а, например, получение удовлетворения, испытание чувства удовольствия от похвалы преподавателя за ее правильное решение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.