Рефераты. Пути стимулирования познавательной деятельности студентов на учебном занятии

p align="left">Проблемные лекции этого типа целесообразно проводить в небольших потоках, когда лекция читается для одной--двух (не более) групп (25--50 человек).

Третий тип -- комбинированная проблемная лекция, на которой проблемное изложение сочетается с проблемным усвоением. Для таких лекций характерно наличие признаков первого и второго типов проблемных лекций. С учетом особенностей конкретных научных положений, подготовленности студентов, их уровня знаний, прежнего опыта одни проблемы решаются преподавателем, а другие -- совместно, третьи -- студентами самостоятельно. На этих занятиях преподаватель имеет возможность еще больше разнообразить варианты построения структурных элементов лекции. Изучение материала может начинаться и с совместного решения одной проблемы, затем преподаватель, выдвинув сложную проблему, сам же ее решает, а решение следующей проблемы может быть предложено самим студентам. На следующей лекции, наоборот, занятие может начинаться с решения первой проблемы студентами и т. д.

В учебном процессе проблемы бывают не только учебные (познавательные), являющиеся нерешенной задачей только для студента, но и научные. Эти два вида проблем в учебном процессе выступают взаимосвязано. Как правило, обсуждая и решая учебные проблемы, преподаватель подводит обучающихся к научным проблемам и часто при их помощи направляет, организует научный поиск студентов. Там же, С. 32.

Целесообразным является оставление некоторых проблем для решения во внеаудиторное время. Весьма эффективными для этой цели являются проблемы, специально выдвинутые в конце лекции и с решения которых удобно начинать следующую лекцию. В этом случае легко устанавливается связь между двумя лекциями и удачно организуется работа студентов над материалом предыдущей лекции и подготовка следующей. Такая организация решения проблем возбуждает у студентов внутреннюю потребность искать в книгах, научных статьях, учебниках ответ на возникшие проблемы. Одна следует учесть, что такие проблемы недостаточно ли назвать, «навязывать», как даются задания на самостоятельное чтение, а важно организовать восприятия осознание проблемы студентами. В этих целях рекомендуемая для внеаудиторного решения проблема выводится как бы из содержания изученной на лекции темы и является органическим ее продолжением. Таким образом, преподаватель возбуждает интерес и потребность у студентов к данной проблеме, приводит необходимые сведения, если удобно, «сталкивает» мнения учёных, рекомендует литературу и другие источники, которые могут привести студентов к правильному разрешению спорного вопроса.

2.2. Семинарское занятие в проблемном обучении

Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потребуется, отстоять его. Учащиеся, готовясь к семинару, учатся работать с обязательной и дополнительной литературой. Семинар способствует развитию мыслительной деятельности, повышению самостоятельности и ответственности. На нем удается рассмотреть значительный объем учебного материала.

Семинары проводятся как для обобщения, углубления знаний по уже рассмотренным вопросам, так и для изучения новых тем. Жиревич М.Л. Применяем лекционно-семинарскую систему обучения//Среднее специальное образование, 1989,№ 6. С. 32.

Подготовка учащихся к выступлению на семинаре организуется поэтапно. На первом этапе преподаватель обеспечивает выбор учащимися тем для выступления. При этом важно с самого начала не допускать формального отношения обучаемых к выбору темы и предстоящему докладу или сообщению. Необходимо подвести их к осмыслению значимости и актуальности тем, выносимых для обсуждения на семинаре, осознанию влияния их углубленного изучения на успешность последующего усвоения учебной дисциплины, более полную ориентировку в современных социальных, научных и технических проблемах будущей профессиональной деятельности. Для организованной и экономной по времени подготовки учащихся следует достаточно конкретно порекомендовать литературу по каждой теме, в ряде случаев вплоть до указания параграфов и страниц. На первом этапе подготовки учащемуся также дается задание на составление достаточно подробного плана реферата по теме предстоящего доклада или сообщения.

На втором этапе подготовки учащегося к выступлению преподаватель обсуждает с ним и при необходимости корректирует подготовленный план реферата. Это дает возможность оперативно осуществить изменения, уточнения, дополнения исходного замысла и в результате повысить качество предстоящего выступления.

На третьем этапе подготовки преподаватель знакомится с содержанием реферата, подготовленного учащимся. При необходимости ставит вопросы, ответами на которые учащийся должен дополнить реферат, а также вопросы, на которые ему следует ответить в ходе выступления. Кроме этого, с учащимся обсуждается структура и стиль выступления на семинаре.

Важно обеспечить не только подготовку учащихся, выступающих с докладами, но и всех других участников семинара. Всем учащимся, участвующим в семинаре, должны быть заранее известны темы, вынесенные на семинар, они должны проработать содержание лекционного и дополнительного материала, связанного с темами семинарского занятия, быть готовыми к обсуждению намеченных тем. Самойленко П.И., Сергеев А.В. Лекционно-семинарская форма обучения//Среднее специальное образование, 1992, № 1. С. 10.

В практике широко используются проблемные семинарские занятия.

Начинают такое семинарское занятие обычно с обоснования избранной тематики, ее значимости и актуальности.

После этого выявляют знания учащихся по соответствующему материалу. Это делается либо в форме беседы (уплотненного опроса) по заранее подготовленным вопросам, предполагающим краткие ответы, либо при помощи корректирующего контроля. Как показывает практике оба эти способа актуализации знаний достаточно оперативны, что является важным условием эффективного про ведения соответствующего этапа семинара.

После выявления и корректировки знаний выступаю учащиеся с подготовленными докладами и сообщениями. В процессе выступлений преподаватель следит за логикой развертывания содержания материала, способом его изложения, реакцией слушателей. В тех случаях, когда содержание доклада или сообщения перестает интересовать аудиторию либо, наоборот, когда поднятый в ходе выступления вопрос вызывает повышенный интерес и возникает потребность его обсудить, целесообразно тактично остановить докладчика на некоторое время и перевести семинар в русло коллективного обсуждения. Такое обсуждение содержания доклада является в педагогическом аспекте наиболее значимой частью семинара, поскольку именно на этом этапе учащиеся вовлекаются в процесс активной познавательной деятельности.

Переходя к организации обсуждения содержания докладов и сообщений, преподаватель должен прежде всего оценить, насколько правильно их содержание понятие учащимися. Участники семинара задают вопросы докладчикам, и по их ответам преподаватель делает соответствующие выводы.

Вопросы по содержанию докладов можно разделить на две группы: вопросы, направленные на уяснение содержания, и вопросы, связанные с дальнейшим развитием содержания.

Организация дискуссии на семинаре предполагает: обеспечение свободного высказывания и обоснования учащимися своих ответов на поставленные в ходе семинара вопросы;

- обеспечение понимания соответствующих ответов другими учащимися;

- организацию критики высказанных точек зрения, их уточнение, дополнение, изменение;

- обеспечение понимания уточнений, дополнений, изменений;

- организацию выработки согласованных доказательных ответов на поставленные вопросы.

Дискуссия завершается формулированием выводов, содержащих ответы на поставленные в ее ходе вопросы, и формулированием проблем, поиск ответов на которые будет организован на последующих семинарах или в процессе самостоятельной работы учащихся.

Обсуждение каждого доклада в целом должно завершаться кратким обобщением, фиксирующим основные положения доклада и результаты обсуждения. Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. С. 9.

Семинар по углублению и расширению знаний завершается подведением итогов по содержанию темы семинарского занятия, оценкой подготовленности докладчиков и участников семинара, их активности в ходе семинара, общей оценкой результативности семинара и постановкой целей следующих семинарских занятий.

Сформировать и развить у учащихся навыки познавательной активности могут помочь семинары, предусматривающие приобретение умений ставить цели и задачи, планировать, анализировать, контролировать и оценивать собственную деятельность. Формирование этих умений, как правило, проводится на материале деятельности, составляющей содержание учебной работы: конспектирование лекций, научной и учебно-методической литературы.

В процессе выполнения задания в соответствии с составленным планом они контролируют и оценивают по предложенным критериям каждое действие. При возникновении у обучаемых затруднений задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь им выявить причины затруднений и найти способы их преодоления.

После выполнения задания преподаватель организует коллективное обсуждение полученных результатов на примере нескольких выполненных работ. При обсуждении используются критерии оценки, предложенные в начале семинара. Каждый учащийся должен применить эти критерии для оценки своей работы, выявления ее сильных и слабых сторон.

Семинарское занятие завершается подведением итогов. Преподаватель оценивает результаты работы, проведенной учащимися, выделяет действия, выполненные успешно, а также действия, при выполнении которых были допущены ошибки, намечает задачи по дальнейшему совершенствованию способов работы на последующих занятиях. Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.24.

Содержание темы семинарского занятия должно опираться на знания, ранее усвоенные учащимися на уроках, лекциях или в процессе самостоятельной работы, и вместе с тем выступать по отношению к усвоенным знаниям как новое дополнительное содержание.

Тема семинарского занятия представляется учащимся в форме проблемы, не имеющей очевидного скорого решения.

В процессе подготовки семинарского занятия, направленного на развитие мыслительных способностей, преподаватель тщательно разрабатывает сценарий, включающий;

- описание способов актуализации у учащихся знаний, необходимых для участия в решении проблемы;

- введение в проблему на основе актуализированных у обучаемых знаний и формулировку проблемы;

- формулировку заключительного вывода -- итога правильного решения проблемы;

- формулировку подпроблем, решение которых обеспечивает решение проблемы в целом;

- формулировку промежуточных выводов, содержащих ответы на подпроблемы;

- формулировку проблемных вопросов, правильные ответы на которые обеспечивают решение подпроблем. Терминов О.А. Семинарское занятие в проблемном обучении//Среднее специальное образование, 1989,№ 7. С. 10.

В начале семинарского занятия преподаватель, используя подготовленные вопросы или задания, организует актуализацию у обучаемых знаний, необходимых им для активного участия в семинаре. Актуализация знаний проводится теми же способами, что и на семинаре по углублению и расширению знаний. После этого, опираясь на актуализированные знания, преподаватель вводит учащихся в проблему, которая будет решаться на занятии, и формулирует ее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.