Рефераты. Пути стимулирования познавательной деятельности студентов на учебном занятии

p align="left">Для того чтобы с самого начала обеспечить усвоение поставленной проблемы учащимся, следует после постановки проблемы организовать попытки ее решения. Организуя эти попытки, преподаватель анализирует и совместно с учащимися обсуждает предлагаемые решения, выявляет возникающие у них затруднения. В результате первых попыток решить проблему учащиеся должны осознать, что ее решение «с ходу» невозможно. Этот момент-- проблемная ситуация -- выступает для них внутренним психологическим обоснованием необходимости дальнейшего развернутого поиска способов решения проблем.

При подготовке к проведению семинарского занятия этого типа преподаватель изучает принципы, специфику и методику выполнения той работы, на материале которой будут обучаться учащиеся, выявляет критерии успешности как работы в целом, так и отдельных действий, приводящих к требуемому результату.

Формирование умений самоорганизации деятельности предполагает выполнение учащимися цикла последовательных блоков действий, к которым относятся:

выполнение определенного вида учебной работы (конспектирование, реферирование и др.) на заданном учебном материале;

оценка результата выполненной работы путем сопоставления с образцом и критериями успешности результата деятельности;

ознакомление с методикой эффективного выполнения работы данного вида;

анализ и оценка использования способов выполнения работы путем выявления их соответствия методике;

составление плана выполнения работы на новом материале;

выполнение работы по намеченному плану, выявление возникающих затруднений, анализ их причин и поиск способов преодоления;

анализ и оценка результата выполненной работы по критериям успешности деятельности;

постановка задач по дальнейшему совершенствованию способов собственной работы.

При подготовке к семинару этого вида учащиеся по заданию преподавателя самостоятельно выполняют определенный вид учебной работы (например, конспектирование) на конкретном материале небольшого объема и представляют ее результат на семинаре. Досов Н.М. Семинар в условиях проблемного обучения//Среднее специальное образование, 1992,№7.С.27.

Начиная семинар, преподаватель знакомит учащихся с целью и задачами занятия. После этого он предъявляет учащимся заранее подготовленный образец выполнения задания и организует его сопоставление с результатами, полученными учащимися. Сопоставляя образец с результатами своей работы, учащиеся получают возможность наглядно убедиться в их различии, что ведет к осознанию необходимости совершенствования своих умений. Чтобы придать оценке результата выполненной работы конкретность, учащихся подводят к осознанию тех критериев, которым отвечает представленный образец. Учащиеся убеждаются в том, что результат выполнения предложенной им работы определяется его соответствием системе определенных критериев.

После оценки результата проведенной работы учащимися преподаватель знакомит их с методикой эффективного выполнения соответствующей работы (или частью методики, если в целом она сложна). Методика представляет собой понятное для обучаемых описание последовательности действий, каждое из которых должно быть обосновано с точки зрения его необходимости для получения требуемого результата. По каждому действию, входящему в состав методики, задается критерий, позволяющий оценить качество выполнения действия.

На основе полученных учащимися знаний о методике выполнения работы они по заданию преподавателя должны провести анализ последовательности и состава ранее выполненных ими действий и выявить их соответствие действиям, предусмотренным методикой. В результате каждый выделяет действия, которые необходимо освоить, чтобы повысить качество своей деятельности.

Далее учащимся дается задание на выполнение того же вида учебной работы, что и в самом начале, но на другом предметном содержании. Например, если вначале они выполняли конспектирование определенной части учебного пособия, то для повторного выполнения дается задание составить конспект другой части того же пособия. До начала выполнения этого задания учащиеся составляют план работы, конкретизировав в нем (с учетом необходимости устранения ранее допущенных ими ошибок) действия, предусмотренные методикой. Там же, С. 30.

Глава 3. Приемы, способы и средства активизации познавательной деятельности на учебных занятиях

3.1. Задачи и задания

Одним из важнейших средств развития познавательной активности и творчества студентов являются задачи и творческие задания.

В педагогическом процессе задача является одним из средств овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.

Хорошо известно, что студент нередко может изложить прочитанный им материал, но бывает не в состоянии применить его в своей деятельности. Для предотвращения подобных ситуаций и организации активной познавательной деятельности весьма полезны различные задачи, процесс решения которых характеризуется высоким мыслительным напряжением, самостоятельным поиском, доказательствами, рассуждениями. Решение задач максимально мобилизует и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстрагирование, сравнение, конкретизация, обобщение, обучает студентов правильному, применению этих операций в своей познавательной деятельности. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, повышает интерес к данной дисциплине. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1989. С.

Однако роль и значение задач не следует переоценивать. Решение задач дает положительные результаты только тогда, когда оно применяется в сочетании с другими способами и средствами и когда преподаватель методически правильна и определит место задачи в учебном процессе.

В обучении задачи могут выполнять различную роль. Они применяются с целью: 1) более доказательного разъяснения на занятиях отдельных теоретических положений; 2) эффективной организации применения знаний на практике и показа практического значения теоретических положений; 3) повторения, воспроизведения и закрепления знаний; 4) контроля и самоконтроля знаний, умений; 5) формирования умений творческого использования знаний в новых условиях; 6) организации целенаправленной подготовки студентов к очередной лекции, семинарским, практическим и другим занятиям. Там же, С. 75.

Задачи могут быть использованы на лекциях, семинарских, практических занятиях, консультациях, во время учебной и производственной практик и т. д.

Очередная лекция начинается с обсуждения первой задачи, в процессе которого студентами выдвигаются разные -- верные и ошибочные -- мнения. Уловив удобный момент в обсуждении, преподаватель начинает изложение основных положений лекции и в нужное время обращает внимание студентов на содержание второй задачи.

Педагогические задачи обсуждаются с большим интересом, оживленно, споры продолжаются и после лекции. Опыт показывает, что применение задач заметно повышает активность, интерес студентов к лекции и изучаемой дисциплине в целом. Готовых решений педагогических задач нет, поэтому студент должен их решить самостоятельно. Для этого он просматривает специальную литературу по педагогике и психологии, обращается к справочникам, словарям, анализирует прошлый опыт (школьные годы) и т. д.

Использование педагогических задач позволяет осуществить связь теории с практикой, развивает у студентов умение самостоятельного решения практических вопросов обучения и воспитания.

Таким образом, педагогические задачи способствуют повышению эффективности занятий только при соблюдении определенных требований: во-первых, они должны быть связаны с обсуждаемой на лекции проблемой; во-вторых, задачу следует подбирать с учетом знаний, прежнего жизненного опыта студентов, иначе она не вызовет интереса; в-третьих, на лекции надо применять не более одной или двух задач; в-четвертых, следует использовать разнообразные виды задач -- ситуативные, теоретико-методологические и другие. Шамова Т. И. Активизация обучения студентов. М., Педагогика, 1982. С.95.

На семинарских, практических занятиях возможности решения задач шире. На них сущность отдельных обсуждаемых положений может быть представлена в виде задачи. Целесообразным является включение их в плансеминарских занятий, издаваемых в помощь студенту, или дать текст задачи в конце семинарского занятия тем, чтобы к следующему семинару студенты решили из самостоятельно.

При выборе задач для использования на различных; занятиях необходимо прежде всего определить те аспекты, проблемы изучаемой темы, которые могут и должны быть доведены до обучающихся и усвоены ими в процессе решения познавательных задач. В целях развития познавательной активности студентов приемлема не всякая задача, а только та, которая: во-первых, способствует организации творческой познавательной деятельности студентов, более активному овладению основными, принципиальными проблемами данной науки и ее методами, средствами; во-вторых, учитывает педагогические требования к содержанию, структуре учебных занятий и включается в систему средств как органически необходимый элемент занятия. Там же, С. 96.

Следует подчеркнуть, что иногда встречается смешение познавательной задачи с заданием, упражнением.

В чем особенность заданий и какую роль они играют в активизации учебной деятельности студентов? Задание в жизненной практике и педагогике понимается как разновидность учебы, работы, которая возложена (задана) на кого-нибудь ограничена в объеме и сроках выполнения. Так, работники выполняют трудовое (плановое) задание, а учащиеся домашние учебные задания, студенты - задания, связанные с их учебой.

По своему характеру учебные задания бывают различными. Например, прочитать указанные страницы учебника, подготовить к семинару доклад, к следующему занятию решить предложенные задачи. На практических занятиях дается задание -- выполнить упражнения и т.д. Задания бывают краткосрочные (выполнить к с дующему занятию) и долгосрочные (написать реферат, доклад или вести наблюдения над изучаемыми явлениями, процессами). Обычно задания дает преподаватель. Содержав объем, виды заданий определяются дидактическими целями каждого занятия. Например, с целью организации обсуждения познавательных проблем преподаватель дает студентам задание -- прочитать к следующей лекции соответствующие параграфы учебника и т. д.

Особенно ценны задания, способствующие развит познавательной активности, творческих способностей студентов. Например, решение познавательных задач, расстановка экспериментов, подготовка творческих рефератов, докладов, конструирование и др.

Эффективными являются не отдельные, случайные задания, а их система, обеспечивающая постепенное развитие творческой активности каждого студента. Желзовский Т.И., Вяткин А.Г. Опыт развития познавательной деятельности студентов// Педагогика, 1993, № 1. С. 61.

3.2. Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.