В процессе последующего общения у родителей всегда возникает множество вопросов, самых разнообразных, которые они задают учителю. Индивидуальные беседы, консультации, в процессе которых они получают ответы на интересующие их вопросы, способствуют установлению тесной связи, постоянного контакта школы и семьи.
В индивидуальных беседах родители более откровенно и охотно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка.
Содержание индивидуальных бесед учителя и родителей может быть самым разнообразным. Но главной их целью всегда должно оставаться педагогическое просвещение родителей.
В беседе с родителями учитель не столько утверждает, сколько советуется, договаривается о совместных действиях, методах и приемах воздействия на ребенка. Беседуя с родителями, нужно не поучать, а подводить их к пониманию необходимости приобретения педагогических знаний. Исходить следует из того, что беседа с родителями не монолог, а прежде всего диалог, в котором будут определяться конкретные пути и методы совместного влияния на ребенка.
Индивидуальные беседы с родителями могут происходить по их инициативе и по инициативе педагога.
Не всегда родители, заметив что-то отрицательное в поведении ребенка, сами обращаются за помощью к учителю. Некоторые умалчивают, а иногда стараются оправдать любой поступок сына или дочери. Нежелание родителей «выносить сор из избы» - открывать кому-то интимные стороны семейных взаимоотношений - часто наносит ребенку вред. В таких случаях учителя должны сами искать пути сближения с родителями: вызывать их на откровенный разговор, стараться помочь в разрешении семейных конфликтов, подсказать пути воздействия на ребенка.
Интерес родителей к вопросам воспитания, их инициативу в беседе с учителем на педагогические темы нужно всемерно поощрять и стимулировать. Постоянная приветливая готовность учителя выслушать рассказ родителя, заинтересованно вдуматься в его проблемы располагает к интересным беседам, расширяет их содержание, круг затрагиваемых вопросов.
Поводом для беседы может быть и необходимость в индивидуальном совете. Если ученик отстает от товарищей по болезни, не усвоил что-то из программы, родителям советуют, чем и как заниматься с ним дома, на что особенно обратить внимание. Хорошо, если учителю лишний раз удается побывать у такого ученика дома, побеседовать с родителями и дать им конкретный совет, подбодрить ребенка, передать ему привет от товарищей, а может бить, и небольшой подарок, сделанный их руками,
Говоря с родителями о недостатках ученика в поведении, его поступках, не следует ограничиваться констатацией фактического положения дел и предложением «принять меры» или «строгие меры». С одной стороны, это вместо пользы может принести вред, толкнув разгневанную маму и возмущенного папу к необдуманному применению мер наказания. В. А. Сухомлинский по этому поводу говорил, что именно в начальных классах нужно зорко следить, «чтобы у матери не ожесточилось сердце, а у ребенка не угасло желание быть хорошим». С другой стороны, такие заявления говорят о несостоятельности учителя, который как бы признается в собственной беспомощности. В таких случаях лучше в спокойной обстановке вместе с родителями обсудить создавшуюся ситуацию и постараться определить совместную линяю воздействия на ученика. Нельзя просто указывать родителям на недостатки, проступки их сына или дочери. Нужно при этом давать конкретные советы, при помощи которых семья сможет повлиять на ребенка. Чувствуя внимание учителя, его доброжелательность, значение, которое он придает вопросам воспитания, родители постепенно и сами начинают больше уделять внимания детям, чаще заходить в школу, охотно беседовать об учебе и поведении своего ребенка.
Часто в школах наблюдается практика, когда для беседы приглашаются только те родители, дети которых чем-то провинились. Это крайне неверно. В этом случае каждая предполагаемая встреча с учителем вызывает беспокойство, смущение, а иногда и раздражает. Планируя беседы, учитель должен исходить из того, что общение с родителями не должно ограничиваться назиданиями, поучениями, замечаниями. Беседы должны быть взаимно интересным, чаще приятным обменом информацией, естественным видом связи родителей и школы.
Повышенное внимание в беседах нужно уделять родителям тех учеников, у которых не проявляется больших способностей к учению, даже при примерном прилежании и старании. У таких учащихся, часто, при вдумчивом отношении к ним старших, выявляются способности к различной внеучебной деятельности: музыке, танцам, различным видам ручного труда, моделированию, спорту, рисованию, пению и т. д. Если учитель замечает у ученика какие-либо способности, следует обратить на это внимание родителей, с тем чтобы они постарались развить их, создав с семье соответствующие условия. Часто это не только не мешает учению, а, наоборот, становится основой, на которой развивается и формируется интерес к занятиям в школе, к труду.
Нельзя беседовать с родителями в присутствии ребенка, если не уверены, что ваша похвала или осуждение сына или дочери воспримется правильно. Миша - воспитанный, хорошо развитой мальчик. Но избалован дома, ленив. Всегда старается переложить на товарищей свои обязанности, дежурит неохотно, трудится с большим нежеланием. Стремясь остановить на этом внимание родителей, учитель в присутствии мальчика рассказывает о том, как Миша не захотел убрать пособия после урока, разбросал одежду. «Ну, это еще не самое страшное, потрудиться он еще успеет. Пусть немножко пошалит. Уж вы его не ругайте слишком, он у нас хороший мальчик. Правда, Мишенька?» - говорит мама. Слыша подобный ответ, ребенок лишний раз убеждается в том, что ему все можно. Не следует в таких случаях хвалить ребенка. «Ваша дочь сегодня отличилась: так хорошо выполнила задание по рисованию, что мы решили дать ее рисунок на выставку». - «Да, да, она очень талантливая девочка. А вы слышали, кал она поет? Ей все очень легко дается. Муж говорит, что она всесторонне одаренная»,- не стесняясь присутствия дочери, увлеченно рассказывает мама. Такие разговоры убеждают ребенка в своей исключительности, воспитывают зазнайство, чувство превосходства над товарищами.
Не всегда беседа с родителями должна быть продолжительной. Иногда бывает достаточно короткого разговора. даже нескольких продуманно сказанных слов.
Часто беседы с родителями помогают найти правильный подход к ученику -ведь близкие хорошо знают его и могут многое подсказать, помочь определить причину того или иного поступка.
Обучение учащихся в начальных классах - наиболее благоприятный период как для эффективного влияния школы на семью, так и для приобщения родителей к непосредственному активному участию в учебно-воспитательном процессе. Родителей привлекают к выступлениям на родительских собраниях, в стенной печати, по местному радио. Такие выступления либо носят характер обмена опытом семейного воспитания, либо это выступления-консультации родителей-специалистов (врач, юрист, литератор и т. д.). Иногда заслушиваются сообщения-информации членов родительского актива о проделанной работе.
Если родитель (член родительского комитета, актива класса) выступает на родительском собрании, консультации, то его информация не должна быть сухим изложением фактов. Нужно помочь родителю включить в свое сообщение примеры из практики, жизни класса. Так, рассказывая на собрании родителей об организации горячих завтраков, член родительского комитета может отметить не только их качество и своевременность, но и то, что многие дети (можно их перечислить) едят на аккуратных красивых салфетках, которые сделали сами, с помощью мамы, бабушки, сестры и даже папы. Можно продемонстрировать лучшие. Те родители, дети которых пользуются недостаточно эстетически оформленными салфетками, сделают соответствующий вывод.
Интересно проходят выступления родителей перед учащимися. Это может быть рассказ рабочего или инженера о труде советских людей на производстве, учительницы, воспитателя о бывших воспитанниках и т. п. Такие выступления готовятся очень тщательно. Содержание и форма должны быть доступны детям. Во многих семьях есть участники Великой Отечественной войны. Хорошо пригласить их, попросить побеседовать с детьми, поделиться воспоминаниями. Причем беседы должны быть не только развлекательными, но и познавательными, а главное, воспитывать у учащихся гражданские чувства, стремление быть достойными героического прошлого советского народа.
Если для встречи с учащимися приглашен ветеран войны или труда, пусть он придет в класс в парадной форме, с орденами и медалями на груди. Предупредите гостя, что дети захотят рассмотреть их поближе, потрогать, спросят, за что получена каждая награда.
Лучше, если такая встреча строится в виде свободной беседы-разговора. При такой форме организации встречи дети чувствуют себя непринужденнее, она доставляет им больше радости, глубже затрагивает эмоционально.
Часто учителя обращаются к родителям с различного рода просьбами и поручениями. Учитель много сил и внимания отдает детям, поэтому он вправе обратиться к родителям за помощью, попросить их помочь в учебно-воспитательной работе с учащимися. Кроме того, выполняя индивидуальные поручения, помогая школе в педагогической и хозяйственной работе, родители ближе знакомятся с задачами, приемами и методами воспитания детей; общение с педагогическим коллективом школы приобщает их к общешкольным проблемам.
Продумывая, кому какое дать поручение, учителя должны исходить из возможностей данной семьи и. при этом стремиться постепенно вовлечь в работу всех родителей. Не следует давать поручения всегда одним и тем же людям, охотно выполняющим задания, поскольку тем самым снижается педагогическое воздействие именно на тех родителей, которые больше всего в этом нуждаются.
С просьбой или поручением к родителю можно обращаться в такой форме и так объяснять их значимость, чтобы каждый с охотой откликнулся и с удовольствием выполнил это нужное дело.
Для того чтобы родители охотнее откликались на поручения учителя, ответственнее относились к их выполнению, хорошо свою просьбу сопровождать как бы советом, обсуждением того, что необходимо сделать.
Привлечение родителей к выполнению поручений, к ежедневной доброжелательной помощи школе - важная, насущная задача в работе учителя с семьей.
Оправдавшей себя формой работы с родителями стало оформление стендов, уголков для родителей. Такие уголки создаются в помощь учителю по осуществлению педагогического всеобуча родителей, по повышению их педагогической культуры как воспитателей. В них также сосредоточивается различный информационный материал.
Оформление уголков бывает самым разнообразным, в зависимости от условий помещения, материальных возможностей школы. Это может быть стенд, планшеты, полка в открытом шкафу и т. д. Очень важно не только правильно оформить стенд, но и привлечь к нему внимание родителей.
Здесь же учитель может выразить благодарность тем родителям, которые активно участвуют в жизни класса, помогают в организации внешкольной и внеклассной работы, систематически повышают свою педагогическую культуру. Различные тематические материалы, демонстрируемые родителям, собираются учителем, дополняются. Таким образом, постоянно собираются текст и иллюстрации на определенную тему, которые оформляются в так называемую папку-передвижку. В такую папку могут быть собраны и лучшие выступления родителей, опыт их семейного воспитания. К сбору материала и особенно иллюстраций можно привлечь и родителей. Материал систематически должен пополняться, устаревший заменяться новым. Периодически следует заменять устаревшие иллюстрации. Все тексты должны быть либо отпечатаны на пишущей машинке (если они не отпечатаны типографским способом), либо четко и разборчиво переписаны от руки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8