Кроме педагогических вопросов, на общешкольных собраниях обычно решаются общие для всей школы организационные и хозяйственные дела. Решение всех вопросов планируется и осуществляется в их взаимосвязи с общим направлением педагогической работы.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, посещений семьи, наблюдений за поведением детей в школе, итогов работы родительских собраний, учитель подбирает материал для коллективных бесед» консультации.
Коллективные консультации для родителей могут быть плановыми и неплановыми. Время и сроки проведения плановых консультаций намечают заранее. Это либо постоянное число месяца, либо специально назначенное. В том и в другом случае о сроках проведения и теме консультации родителей оповещают заранее. От темы предстоящей консультации зависит, всех ли родителей нужно приглашать, пли только тех, с кем необходимо поговорить по данному вопросу. На некоторые консультации можно приглашать родителей из параллельных классов, например на беседы врача по поводу дефектов зрения и речи у детей, нарушения осанки, аллергии.
Для всех родителей хорошо провести консультации, юриста, работник милиции, детской комнаты при ЖЭК, диетолога. Консультации могут быть проведены для молодых родителей, родителей единственных детей.
Внеплановые консультации назначаются как по инициативе учителя, так и по просьбе самих родителей.
Консультации для коллектива родителей требуют тщательной подготовки. Продумывается кандидатура консультанта, обсуждаются содержание и форма подачи материала. Консультация в зависимости от ее тематики может проводиться по-разному: доклад, беседа, вопросы и ответы, демонстрация различных материалов, обмен опытом воспитательной работы и т. д. Приводим материал (примерный) к консультации для родителей по вопросам эстетического воспитания учащихся в семье.
Предварительно, с целью выяснения, какое уделяется в семьях внимание эстетическому воспитанию детей, можно предложить родителям заполнить анкету:
1. Что вы считаете главным в эстетическом воспитании ребенка?
2. Кто из членов семьи занимается художественной деятельностью? Какой?
3. Кто из членов семьи уделяет внимание художественному воспитанию ребенка?
4. Есть ли в семье детская библиотека?
5. Кого в основном руководит детским чтением?
6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанной книге, просмотренном спектакле, прослушанной музыке?
7. Собирают ли В вашей семье художественные коллекции (репродукции с картин известных художников, открытки и т. д.)?
8. Какой музыке в вашей семье отдается предпочтение (серьезной, эстрадной, песенной, танцевальной)?
9. Практикуются ли в вашей семье совместные прогулки, выходы в театр, музей, кино? Как часто?
10. Какой вид искусства, по вашему мнению, больше интересует ребенка (изобразительное, музыкальное, театральное, декламация, танец)?
11. Способствуете ли вы развитию художественных способностей ребенка? Каких?
12. Сохраняются ли в семье детские поделки или рисунки?
13. В каких кружках занимается ваш ребенок?
Ответы на вопросы анкеты помогут решить, как построить содержание беседы с родителями на собрании, определить, какие семьи нуждаются в помощи, в каких можно почерпнуть положительный опыт, кого из родителей попросить выступить на родительском собрании.
Очень важно, как оформлено помещение, в котором будет проходить беседа (классная комната, зал). В оформлении можно использовать детские работы и рисунки. Хорошо подготовить стенд с литературой, рекомендуемой родителям по данной теме. Можно продемонстрировать выставку репродукций с картин и рисунков художников, с которыми хорошо познакомить детей, образцы художественно иллюстрированных детских книг.
Содержание беседы-консультации учитель может построить по следующему плану:
1. Значение эстетического воспитания в жизни человека.
2. Задачи эстетического воспитания ребенка 6-7 лет.
3. Воспитание эстетических чувств и представлений, умения видеть прекрасное в жизни, искусстве, быту.
4. Условия эстетического воспитания учащихся в семье: эстетика быта, взаимоотношений, знакомство детей с искусством, развитие эстетического вкуса, стремления создавать прекрасное.
Во II и III классах тему «Эстетическое воспитание младших школьников в семье» можно продолжить, взяв другие вопросы, например:
1. Эстетическое воспитание детей в процессе октябрят-с кой и пионерской работы.
2. Семейные традиции (общественные н семейные праздники, экскурсии и т. д.).
3. Влияние на детей культуры поведения и речи взрослых.
4. Основоположники советской педагогики об эстетическом воспитании.
5. Воспитание у детей правильного понимания прекрасного в жизни и искусстве.
6. Телевизор в жизни школьника.
Готовясь к беседе, следует учесть, что разговор с родителями об эстетическом воспитании детей нельзя вести сухо, в деловом тоне. Она должна быть проведена эмоционально, красиво. Нельзя говорить о живописи, музыке, поэзии без увлечения, взволнованности, так как такой разговор должен влиять не только на мысли, но и на чувства родителей.
Прочно вошла в жизнь начальной школы такая форма работы с родителями, как день открытых дверей. В некоторых школах для этого выделяется определенный день месяца, в других назначается в зависимости от условий школы, необходимости решения тех или иных педагогических проблем. В этот день в школу приглашаются все родители.
Как организовать дни открытых дверей, чтобы родители выделили из всей суммы впечатлений именно то, что необходимо? Для этого учитель в предварительной беседе говорит родителям, На что следует обратить внимание, например, посмотреть, как трудятся на разных уроках не только их дети, но и другие учащиеся. Наблюдая за другими детьми, легче определить причины отставания в учении или каких-то неудач в поведении сына или дочери. Учитель может предложить родителям обратить внимание на приемы, которые он использует для того, чтобы сосредоточить внимание учащихся на необходимом, на то, как включаются в учебный процесс игровые ситуации. Это поможет наметить пути умственного развития детей в семье.
Внимание родителей обращается на то, как в классе осуществляется забота о здоровье учащихся: в помещении чисто, проветрено, учитель следит за осанкой учеников, активизирует их подвижность, предупреждает утомление, включая в процесс урока физкультурные паузы, заботится о своевременном и качественном питании.
После просмотра работы детей в школе с родителями проводится небольшая беседа, в которой они обмениваются мнениями, получают советы и рекомендации, как использовать увиденное в семейной практике.
Перед организацией дня открытых дверей, если он проводится впервые, родителей знакомят с правилами поведения. Если это мероприятие осуществляется повторно, напоминают основные из них: нельзя заходить в класс во время урока, в присутствии учащихся делать замечании, давать советы учителю и другим работникам школы, задавать вопросы, касающиеся методики работы педагога, входить в класс в верхней одежде, уделять повышенное внимание своему ребенку.
В некоторых школах организуются дежурства родителей. Дежурства могут быть организованы по-разному, в зависимости от конкретных условий и пожеланий самих родителей. Учитель совместно с родительским комитетом составляет график работы дежурных. Дежурные назначаются на 1-2 или более дней. Важно, чтобы к дежурствам постоянно привлекались не только желающие, но и малоактивные родители. С ними следует заранее договориться об удобном для них дне и часе дежурства. Такая персональная договоренность дисциплинирует родителей, дает им возможность почувствовать серьезность возложенного на них поручения.
Дежурства - удобная, пользующаяся большой популярностью форма работы родительской общественности. В зависимости от возможности каждого дежурного определяется время его пребывания в школе. Во время дежурства родители более глубоко знакомятся с организацией жизни класса, наблюдают, а иногда и практически принимают участие в учебно-воспитательном процессе. Систематические, целенаправленные наблюдения учебной и трудовой деятельности, бытовых процессов углубляют знания родителей о содержании и методах педагогической работы с детьми. Дежурные привлекаются к участию в экскурсиях и прогулках детей, в проведении досуга детей, развлечений, их помощь используется при организации таких мероприятий, как профилактический осмотр учащихся специалистами, массовые вакцинации, дезинфекции и др.
Свои впечатления и пожелания дежурные записывают в специальную тетрадь. Записи просматриваются и анализируются учителем с целью учета замечаний и пожеланий родителей в дальнейшей работе.
B школах проводятся конференции родителей. В их организации и проведении активное участие принимают родительские комитеты, общественность.
Основной задачей родительских конференций является обмен опытом семейного воспитания, распространение и внедрение лучшего опыта семьи. Обычно проводятся тематические конференции, например: «Трудовое воспитание в семье», «Авторитет родителей», «Отец-воспитатель» и т. д.
Работа по подготовке конференции ведется заранее. Это позволяет шире раскрыть содержание проблемы, полнее осветить опыт семьи, использовать демонстрационные и технические средства. На конференции не только подводятся итоги проделанной работы, но и принимаются решения к дальнейшему ее совершенствованию.
В процессе подготовки к конференции, учитель выявляет и изучает положительный опыт семейного воспитания, помогает родителям обобщить его и изложить в виде выступлений. Выступление должно быть насыщено живыми примерами, в. нем должен раскрываться опыт именно данной семьи. Следует избегать теоретических положении, общих фраз. Хорошо порекомендовать родителям иллюстрировать содержание наглядным материалом (фотографии, поделки, режим дня, описание распределения обязанностей по выполнению хозяйственных дел и т. д.).
Во вступительном слове родителям рассказывают об идейной направленности уроков, внеклассной и внешкольной работы, о политическом просвещении учащихся, об использовании в учебном процессе различных средств информации, об октябрятской и пионерской работе. Лектор раскрывает родителям роль школы в идейно-политическом и военно-патриотическом воспитании учащихся, наглядно демонстрирует значение взаимодействия семьи и школы в формировании у детей основ коммунистического мировоззрения. При этом останавливается внимание на вопросах антирелигиозного воспитания детей, преодоления религиозных представлений и предрассудков.
Содержание выступлений родителей обычно затрагивает вопросы о том, как в семье формируется чувство любви к родным местам, родному краю, к социалистической Родине, чувство национальной гордости, достоинства, долга, чести, совести советского гражданина, чувство дружбы и уважения к другим народам.
Очень важно, чтобы родители в своих выступлениях рассказали, как формируются и углубляются знания детей о Великой Октябрьской социалистической революции, о социальных и культурных преобразованиях в родном городе, районе, селе; какое значение придается в семье чтению и обсуждению художественной литературы, кинофильмов, спектаклей, имеющих патриотическую направленность, организации экскурсий, туристских походов и т. д. Интересным может быть опыт семьи в проведении общественно-политических праздников.
Для того чтобы как можно больше родителей приняли участие в обсуждении проблемы, им заранее предлагают подумать над некоторыми вопросами, например: «Какое значение вы придаете семейным традициям, примеру родителей, моральному микроклимату семьи в идейно-политическом воспитании детей?»; «Ваше мнение о роли домашней библиотеки в идейно-политическом воспитании учащихся» и т. д.
В заключительном слове на конференции учитель подводит итоги, дает оценку накопленного родителями опыта идейно-политического воспитания, обращает внимание на актуальные для данного класса проблемы воспитания детей.
Конференция должна стать ориентиром для дальнейшего совершенствования работы по формированию идейной направленности школьников.
Творчески работающие учителя находят и другие формы общения, как индивидуальные, с каждым родителем, так и со всем родительским коллективом. Результативно проходит, например, работа в педагогических кружках. В их организации особенно нуждаются родители учащихся начальных классов.
Эффективной формой работы педагогического просвещения стала демонстрация кинофильмов - короткометражных, документальных и художественных. Демонстрация кинофильмов, поднимающих педагогические проблемы, обычно сочетается с другими формами работы: лекцией, конференцией, собранием и т. д.
В результате индивидуального общения с родителями, собственных наблюдений за учащимися, анализа материалов, полученных в процессе работы с коллективом родителей, постепенно вырабатывается единая линия воздействия на учащегося семьи и школы. Этому может помочь составление характеристики на каждого ученика. При ее составлении можно использовать помощь родителей. Зная своего ребенка, они могут уточнить и дополнить то, что не увидел учитель.
Совместная работа по составлению психолого-педагогической характеристики помогает учителю и родителям не только выработать линию дальнейшего педагогического влияния, но и выделить первоочередные задачи в воздействии на учащегося в зависимости от его индивидуальных качеств. Так, один ученик нуждается в помощи при налаживании контактов с товарищами, другой неусидчив, третий усидчив, но малоподвижен.
При составлении характеристики учащихся необходимо соблюдать определенные правила: она должна быть краткой и конкретной, основываться на положительных качествах ребенка при объективной оценке его недостатков; содержать характеристику его нравственных качеств, состояния здоровья. Заканчивается характеристика перспективными рекомендациями по актуальным проблемам формирования личности учащегося, определением путей совместных усилии учителя и родителей в воспитании.
Работа с родителями ведется систематически и планово. Годовой план работы с родителями учащихся I класса составляется на основе задач обучения и воспитания первоклассников, с учетом особенностей контингента родителей и детей, условий их жизни и т. д. Поможет в составлении плана беседа с воспитателями детского сада, из которого придет основная масса учащихся. Такая беседа облегчит учителю задачу определения, какой семье нужна будет его помощь в первую очередь, на авторитет кого из родителей можно опереться.
Планируя работу с семьями учащихся II-IV классов, учитель исходит из анализа этой работы за предыдущие годы, учитывает изменения, которые происходят в составе коллектива родителей, в каждой семье. Определяя в плане ведущие задачи, следует остановиться на тех вопросах, которые в работе с родителями учащихся данного класса имеют особое значение или ставятся впервые. Например, в работе с родителями первоклассников важное значение приобретают допросы формирования коллектива классу.
Работа школы с родителями по вопросам профинформации учащихся в семье особенно значима еще и потому, что этой проблеме пока не всегда уделяется достаточно внимания.
Вопросы профинформационной работы с детьми в семье включаются в общую систему повышения педагогической культуры родителей. Ведется она по таким направлениям: формирование у родителей представления о выборе их детьми профессии не только как о. личной, но и как о государственной проблеме; расширение знаний родителей о развитии, потребностях народного хозяйства, о все расширяющемся круге профессий в различных областях деятельности советского человека; вооружение родителей методикой работы с детьми по выявлению их способностей, склонностей, формированию интересов, воспитанию уважения к труду окружающих, стремления трудиться на общую пользу; привлечение родителей к активному участию в профориентационной работе школы с учащимися.
Учителя начальной школы ведут целенаправленную работу в этих направлениях. Активно входит в жизнь «Программа педагогического всеобуча родителей и населения». Темы занятий, предусмотренные «Программой...» для родителей учащихся начальной школы по вопросам трудового воспитания, позволяют всесторонне раскрыть содержание профориентационной работы с детьми в семье, определить ее место в воспитательно-образовательном процессе.
К работе по информации младших школьников привлекается родительский актив. Причем положительным оказался опыт, когда родители ведут работу не только с учащимися того класса, где учится их ребенок.
В план работы учителя с родителями младших школьников по подготовке детей к выбору профессии включаются такие виды совместной деятельности школы и семьи: организация экскурсий на различные предприятия по месту работы родителей учащихся класса; организация экскурсий и прогулок по городу (селу) с целью знакомства детей с предприятиями и учреждениями города (села), продукцией, которую они выпускают; проведение бесед о профессиях и их пользе аля людей; организация занятий кружков, на которых ученики получают практические навыки и умения общественно полезного труда в школе и вне ее; шефство над октябрятскими звездочками, участие в их работе.
Большое значение в успешном решении вопросов трудового воспитания имеет индивидуальная работа с родителями и членами семей. Учителя выясняют общую направленность семьи, степень объективной оценки родителями возможностей, способностей и стремлений своих детей, отношение самих родителей к определению будущей профессии сына или дочери, степени их авторитарности в этом вопросе, наличие единого мнения или разногласий отца, матери при решении вопроса об ориентации ребенка на определенную профессию и т. д.
С этой целью могут быть использованы анкеты. Примерные вопросы к ним:
Знает ли ребенок, где вы работаете (да, нет).
Знает ли ребенок, чем вы занимаетесь на работе, что производите (да, нет).
Делитесь ли вы с ребенком своими производственными трудностями, огорчениями, радостями (да, нет).
Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи (да, нет).
Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье (постоянные, эпизодические, не имеет).
Как относится к их выполнению ребенок (выполняет охотно, пассивен, уклоняется).
Поощряете ли ребенка за выполнение трудовых обязанностей (да, нет).
Наказываете ли за невыполнение (да, нет).
Есть ли у ребенка все необходимое для ручного труда (да, нет, частично).
Привлекаете ли ребенка к совместной работе (да, нет).
Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребенка (да, нет).
Знает ли ребенок об этих разногласиях (да, нет).
На какую профессию ориентируете ребенка (свою, другую, не ориентируете).
Какой труд (физический, интеллектуальный) предпочитаете для своего ребенка в будущем.
Ваша профессия.
Есть ли в семье ветераны Великой Отечественной войны, труда, орденоносцы, персональные пенсионеры.
Хотели бы вы участвовать в работе школы по вопросам трудового воспитания и обучения учащихся (да, нет), в каком направлении (укажите): организация экскурсий, бесед,
Родительский комитет
Родительский комитет - представительный орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа актива родителей класса, которая призвана стать связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса.
Родительские комитеты являются организующим и направляющим органом в работе с родителями класса, общественными организациями, домоуправлениями, предприятиями и учреждениями, в осуществлении педагогического всеобуча населения, в предупреждении безнадзорности и правонарушений детей и подростков, в проведении с ними воспитательной работы.
Для повышения уровня учебно-воспитательной работы с учащимися очень важно создание дружного работоспособного коллектива родителей класса. Особенное значение это приобретает в работе с родителями начальных классов, значительная часть которых (если дети не посещали детский сад) иногда впервые вливается в коллектив. В создании, сплочении коллектива, целеустремленного на совместное со школой решение задач коммунистического воспитания детей, важную роль играет родительский комитет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8