Рефераты. Работа классного руководителя с родителями младших школьников в современных условиях

p align="left">Хорошо, когда содержание материалов в уголках совпадает с той темой, с которой в данный момент знакомят родителей в соответствии с программой педагогического всеобуча. Это позволяет расширить, углубить знания, еще раз вернуться к сказанному, повторить, подчеркнуть необходимое. На стенде может быть раскрыта и самостоятельная тема.

В процессе индивидуальной работы с родителями учитель развивает у них интерес к педагогической литературе. Большую пользу в этом может оказать собранная учителем педагогическая библиотечка, которой могут пользоваться родители. При этом имеется возможность руководить чтением, направлять его. К сбору книг в такую библиотечку привлекаются и родители. Охотно помогает учителю библиотека школы. Всегда откликается на контакт с читателями местная библиотека, обычно с готовностью организующая «передвижки».

1.3 РАБОТА С КОЛЛЕКТИВОМ РОДИТЕЛЕЙ

Большие возможности предоставляет работа с коллективом родителей: широкая педагогическая информация, об мен опытом, создание в необходимых случаях общественного мнения, привлечение родителей к участию в жизни класса. Эта работа ведется в двух направлениях: повышение педагогической культуры родителей и более совершенное в связи с этим выполнение ими обязанностей воспитателей своих детей, объединение родителей в сплоченный коллектив, деятельность которого направлена на повышение уровня учебно-воспитательной работы со всеми учащимися класса.

Основная задача этой работы - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Основная форма работы учителя с коллективом родителей - классное родительское собрание, Это общественный орган, определяющий своими решениями задачи, содержание и направления работы родительского коллектива класса в школе и по месту жительства, а также воспитания детей в семье. Классное собрание - одна из форм осуществления педагогического всеобуча родителей.

Родительские собрания сближают учителей и родителей, приближают семью к школе, помогают определить наиболее оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка. На классных собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, содержанием, формами и методами воспитания учащихся в школе и семье, на собраниях выбирают родительский актив, который мог бы оказать действенную помощь школе. Общественное мнение коллектива родителей, выраженное в решениях классных собраний, помогает учителям в оказании положительного влияния на отдельные семьи.

На классных собраниях заслушиваются сообщения по какому-то вопросу воспитания (это могут быть доклад или информация учителя, врача или сообщения родителей об опыте воспитания ребенка в семье), подводятся итоги работы с учащимися за четверть, год; решаются организационные и хозяйственные вопросы. Тематика педагогических бесед и докладов на классных собраниях определяется учителем в соответствии с годовым планом работы с родителями, программой педагогического всеобуча. При этом должны также учитываться интересы и пожелания родителей. Содержание такой лекции-беседы должно включать не только теорию вопроса, но и конкретные рекомендации. Такая беседа с родителями предполагает живой обмен мнениями, высокую активность каждого родителя.

По существующему положению, классные родительские собрания должны проводиться один раз в четверть. Практика показала, что эффективнее собирать родителей чаще. Если родители собираются 3-4 раза в году, то такие собрания, как правило, превращаются в подведение итогов успеваемости за четверть. Учитель, держа ведомость в руках, сообщает родителям об оценках их детей, комментируя некоторые из них. Чаше это оценки плохо успевающих учеников, родители которых из собрания в собрание испытывают неловкость и огорчение.

Особенно это относится к собраниям родителей первоклассников, которые в большей мере нуждаются в педагогических советах и практических рекомендациях по всем вопросам организации жизни и воспитания ребенка в семье.

Классные родительские собрания могут быть построены различно. Основная их часть - сообщение педагогических знаний - может выразиться в лекции, докладе, беседе, диспуте, дискуссии. Это может быть семинарское занятие, просмотр и обсуждение кинофильма, деловая игра. Может быть проведено чтение отдельных статей, подборки выдержек из произведений классиков педагогической и художественной литературы с постановкой проблемных вопросов. Такой прием активизирует аудиторию, стимулирует обмен мнениями, стремление к педагогическому самообразованию.

Собрание родителей класса ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей. Это и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. На собрании разрешается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителей. Это может быть подведение итогов учебно-воспитательной работы, обсуждение оформления класса, подготовка к зиме, к каникулам, знаменательным датам и т.д., Примерный порядок проведения родительского собрания:

сообщение учителя, члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания;

лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему;

выступление родителя об опыте семейного воспитания по данному вопросу;

обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу

сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе;

обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса;

разное;

принятие решений;

информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня.

Естественным и обязательным должно быть подведение итогов и принятие решений собрания.

Каждое собрание выносит решения, касающиеся как школы, так и семьи. Содержание их должно быть конкретным и направлено на улучшение учебно-воспитательной работы. Нужно, чтобы решения родительских собраний знали не только те, кто был на собрании, но и весь родительский коллектив. Для этого в специальный планшет с карманом, конверт вкладывают выписку из протокола собрания с принятыми решениями. Планшет можно прикрепить к стенду, поставить на стол, полку, конверт дать индивидуально каждому родителю. Контроль за выполнением решений собрания возлагается на членов родительского комитета и учителя. Отчет о выполнении решений собрания должен быть отправным моментом в работе следующего собрания.

Опытные педагоги считают, что успех собрания во многом обеспечивается его, подготовкой. Подготовку собрания, сбор различного материала, иллюстрирующего его содержание, учитель ведет совместно с родительским комитетом класса, его активом. Во-первых, о содержании следующего собрания сообщают родителям на предыдущей встрече с ними, причем говорят не только о теме педагогической беседы, но и о всей повестке дня собрания. Родителям предлагают подумать о том, как они смогут помочь организации собрания, как будут участвовать в нем. Чтобы активизировать родителей, хорошо заранее предложить им вопросы, над которыми нужно подумать. Например, если темой педагогической беседы будет трудовое воспитание в семье, можно предложить родителям ответить на следующие вопросы: есть ли у ученика постоянные трудовые обязанности в семье, какие, на что они направлены - на самообслуживание или на помощь другим членам семьи, на общие семейные заботы; любит ли ребенок труд, в чем это выражается; какие приемы родители считают наиболее действенными в воспитании у детей трудолюбия; созданы ли в семье условия для труда ребенка и т. д.

В организации собрания важно все, даже обстановка того помещения» класса, где оно проводится. Помещение должно быть убрано и проветрено. Подумать нужно и о том, чтобы родителям было удобно раздеться, если они пришли прямо с работы, поставить сумку, портфель. На столе учителя хорошо поставить вазу с цветами, зелеными ветками. Но букет не должен быть слишком большим, помпезным. На собрании должна быть деловая обстановка.

Вошло в традицию рассаживать родителей на те места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место сына или дочери, видит, аккуратно ли оно содержится, может познакомиться с родителем соседа по парте. А это очень важно, так как сидящие на одной парте часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной.

На парту перед каждым родителем нужно положить тетради ребенка, бумагу для записей, если есть возможность, то и ручку, карандаш.

В практику школ вошел опыт некоторых учителей, которые кладут перед родителями еще сложенный вдвое лист бумаги. На внутренней его стороне делаются записи, даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному ученику и его семье. Например: «Обратите внимание на увлечение Сережи пением. Может быть, проконсультироваться по этому вопросу со специалистом?»; «Соня стала заметно внимательнее, усерднее, Но по-прежнему обращайте больше внимания на занятия математикой»; «Коля последнее время рассеян, утомляется к концу занятий. Останьтесь, пожалуйста после собрания, мне хочется поговорить с вами об этом; «Похвалите дома Зою, она очень ответственно выполняет общественные поручения. Но в портфеле у нее не всегда все в порядке. Обратите на это внимание»; «Приглашаем вас на консультацию по вопросам закаливания детей в семье. Она состоится в ближайшую субботу в 14.00» и т.д. Такое дополнительное педагогическое общение не только несет родителям важную для них информацию, но и стимулирует к обсуждению различных вопросов, что делает содержание собрания более насыщенным.

Иногда к собранию готовят выставку ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности ребят, участников различных кружков, отчеты-сообщения о работе октябрят и т. д. Такие мероприятия оживляют собрание, приобщают родителей к делам класса, сплачивают их в коллектив, объединенный едиными целями и задачами.

Организуя выступления учащихся, учитель должен быть очень внимателен в подборе кандидатур. Не всегда это должны быть лучшие, самые бойкие, смелые ребята, которых, конечно, легче подготовить. Наоборот, чаще следует демонстрировать успехи (даже очень незначительные) застенчивых, скромных учащихся, порой и тех, кто, казалось бы, категорически отказывается выступать перед мамами и папами. Таких ребят сначала можно привлечь не к индивидуальному выступлению, пусть просто участвуют в представлении. Это доставит удовольствие самому ученику и порадует его родителей.

Подбирая и демонстрируя работы детей, учитель преследует цель наглядно показать родителям рост и совершенствование знаний, навыков и умений каждого ребенка. Можно оформить фотовитрины, в которых будут последовательно отражены этапы работы с учащимися.

Интересно проходят конкурсы на лучший карнавальный костюм, костюм к инсценировкам, выступлениям учащихся. Привлекают внимание и различные поделки, сделанные папами и мамами совместно с учащимися. Если организуется такая выставка, родителей нужно пригласить на собрание на 20-30 минут раньше назначенного для собрания срока, чтобы они могли все спокойно посмотреть, обсудить, написать отзыв.

К информации о ходе учебно-воспитательной работы учитель может подготовить магнитофонную запись ответов ребят, их высказываний, мнении. Слушая речь своего ребенка и его товарищей, родители могут более точно определить для себя дальнейший путь воспитательного воздействия на сына или дочь.

Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся. Старается не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения школьника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.