Рефераты. Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

РАБОТА НАД СОЧИНЕНИЕМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Оглавление

Введение

1. Психолого-педагогические основы развития творческого воображения младших школьников при работе над сочинением

1.1 Сущность воображения и особенности творческого воображения у младших школьников

1.2 Сочинение как высшая форма проявления творческого воображения у младших школьников

2. Разработка и описание технологии работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

2.1 Технология работы над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

2.2 Рекомендации по технологии обучения младших школьников написанию сочинения

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Введение

Сегодня в школах особое внимание уделяется развитию мышления детей. Успех всего обучения зависит от того, как они владеют речью: хорошее знание языка - ключ к успеху в изучении всех предметов школьного курса. Особое место в работе учителя по развитию речи занимает обучение сочинению. Научить детей писать сочинения правильно и красиво - большой кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Каждый ребенок познает окружающий мир, своих ровесников, учителя и родителей по-своему. Мысли ученика устремляются в мир истины на крыльях сказки. И если белое облачко предстанет перед ребенком только как скопление серых капель, мир детства поблекнет, детская мысль будет вялой. Если мы хотим, чтобы наши воспоминания стали умными, любознательными, сообразительными, надо воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять его ум красотой слова, мысли. Красота родного слова - его эмоциональные краски и оттенки - доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум - ума.

«Язык народа, - писал К.Д. Ушинский, - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни…» [25, с.22]. Усваивая родной язык, школьник учится понимать природу и отношения между людьми, узнает о радостях и горестях старших поколений, об их стремлении к борьбе, приобщается к художественному творчеству народа и его лучших писателей. Нет лучшего воспитателя, чем родной язык, и уважение и любовь к нему воспитывает школа.

Сочинения и рассказы являются как раз тем наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради подлинного общения, ради выражения своих мыслей и чувств, ради художественного творчества. Воспитательный эффект сочинений зависит от выбора темы, от степени самостоятельности пишущего, от того, насколько его сочинение пишется сердцем, а не только пером. Сочинение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству.

Сущность проблемы исследования заключается во влиянии сочинения на развитие творческого воображения младших школьников.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования - разработать и доказать эффективность сочинения как способа развития творческого воображения младших школьников.

Объект исследования - процесс развития творческого воображения при работе над сочинением.

Предмет исследования - работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников.

Исходя из этого можно сформулировать следующую гипотезу: методически грамотное применение методики работы над сочинением способствует развитию творческого воображения младших школьников.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

1) Выявить психолого-педагогические основы и особенности развития творческого воображения младших школьников.

2) Изучить методическую литературу по теме и разработать рекомендации по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников.

Для достижения поставленных целей и подтверждения выдвинутой гипотезы нами выбраны следующие методы исследования:

- анализ научных источников;

- разработка рекомендаций по технологии работы над сочинением как способа развития творческого воображения младших школьников.

Данная курсовая работа представляет интерес для начинающих учителей начальных классов.

1. Психолого-педагогические основы развития творческого воображения младших школьников при работе над сочинением

1.1 Сущность воображения и особенности творческого воображения у младших школьников

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах можно представить и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то, что в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. С точки зрения Дубровиной И.В., «воображение - это познавательный процесс, который состоит из создания новых образов, на основе которых возникают новые действия и предметы».[4, с.157]

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать.

Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним.

Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. [23, с.193] При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления.

Воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами. Воображение - познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез - объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Существует большая зависимость между умом и воображением человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроения. [4, с.164]

Без достаточно развитого воображения не может успешно протекает учебная работа школьника. Читая произведения художественной литературы, ребенок мысленно представляет то, о чем говорит автор. Изучая географию, он вызывает в своем воображении картины незнакомой ему природы. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Ученик не видел никогда пустыни, океана, извержения вулканов, не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ. Чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность. Если мы хотим, чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее. Всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт учащегося, тем больше материал, которым располагает его воображение. [4, с.167] Основное условие развития воображения ребенка - включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ученик видел, слышал и пережил, тем продуктивнее будет активность его воображения - основы всякой творческой деятельности. У каждого учащегося есть воображение, фантазия, но управляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Прежде всего различна степень легкости или трудности преобразования данного в воображении. Некоторые учащиеся до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности.

Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, что говорит учитель или что написано в учебнике. Нередко ученика обвиняют в лености за то, что он не написал сочинения, да еще на свободную тему, а он не может ничего придумать, не может вызвать к жизни ни одного образа.[4, с.169] Для других детей всякая ситуация - материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, что рассказывает учитель. [4, с.168] Учащиеся различаются и тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным или вредным, ибо может уводить человека от реального мира. Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.