1) Рассматривание учащимися сюжетных картинок и усвоение их содержания. (Работа проводится под руководством учителя).
2) Чтение учителем деформированного текста, записанного на доске.
3) Беседа, в ходе которой выясняется, что на доске записаны отдельные предложения, а не рассказ: здесь нет порядка.
4) Определение порядка следования предложений, нумерация их.
5) Чтение текста в восстановленном виде.
Более сложным видам упражнений в связной речи являются устные рассказы. В I классе широко практикуются устные рассказы в связи с прочитанным. Они могут быть двух видов: а) рассказы по прочитанному и б) рассказы по аналогии с прочитанным. Рассказы по прочитанному, в отличии от пересказов, представляют собой связный ответ на вопрос по содержанию прочитанного произведения. Сама формулировка вопроса предполагает развернутый ответ, состоящий из трех - четырех предложений, связанных по смыслу. Вопросы желательно формулировать так, чтобы, отвечая на них, учащиеся не повторяли предложения из прочитанного текста, а пытались строить высказывание самостоятельно. Рассказы эти составляются коллективно, и отработанный вариант повторяется затем учащимися. Работа над устными рассказами вполне посильна для учащихся, если берутся для этой цели тексты сюжетные. [26, с.19]
Письменные сочинения.
Работа над письменным сочинением начинается с конца первого полугодия. Сочинения первоклассников - это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, труде, и работая над ними, учащиеся учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений следует исходить из интересов учащихся. Более того, учитель организует личные впечатления детей. Так, например, прежде чем дать сочинение на тему «Как мы слепили снеговика», учитель выбирает теплый денек после снегопада и вместе с учащимися выходит во двор или сад. Он обращает внимание детей на то, какой снег липкий, и предлагает слепить снеговика, показывая, как надо скатать комья, как установить их, как украсить снеговика. Во время игры учитель вводит в речь учащихся слова снеговик, снежная баба, снегурка, ком снега, слепить, скатать. (С этими и другими словами по теме дети познакомились, работая над стихотворением А.Барто «Не одна»). На следующий день, пока у учащихся еще свежи впечатления от игры, проводится сочинение.
При подготовке к первым детским сочинениям учителю следует продумать не только содержание и приемы, но и последовательность работы. Вот примерный порядок работы над сочинением:
1. Устное рассказывание по теме сочинения.
Учитель дает возможность учащимся высказать свои личные впечатления по теме и при необходимости в помощь рассказчику ставит вопросы, чтобы детализировать рассказы детей, внести в них ясность.
2. Чтение плана, записанного учителем на доске, или коллективная работа над планом.
3. Составление ответов на каждый вопрос плана, коллективное обсуждение, запись на доске слов, необходимых для составления сочинения, предупреждение орфографических ошибок.
4. Связный рассказ по плану.
5. Запись сочинения с доски или под руководством учителя.
6. Проверка записанного.
Чтобы учащиеся научились излагать мысли связно, в строгой логической последовательности, все сочинения составляются по плану.
Планы первых сочинений даются учителю в форме вопросов, которые строятся так, чтобы в ответах можно было использовать лексику вопросов, добавляя к каждой фразе лишь одно-два слова. [26, с.22]
Сочинения в I классе отражают коллективный опыт и пишутся на темы, общие для всего класса.
Если в основу всей работы над сочинением положить принцип роста самостоятельности учащихся, то можно наметить следующие этапы в работе над сочинением в I классе:
I. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их с доски.
С этого элементарного упражнения и начинается работа первоклассников над сочинением. Запись первого сочинения идет по предложениям. Вначале первое предложение обсуждается и в лучшем варианте записывается учителем на доске. Затем следует орфографический разбор записанного, предупреждение возможных ошибок, и лишь после такой тщательной подготовки учащиеся записывают предложение в своей тетради. Записанное сверяется с доской, после чего класс приступает к работе над предложением рассказа. Так под руководством учителя учащиеся записывают весь текст, предложение за предложением. (Приложение 4).
II. Коллективное составление сочинений по данному плану и запись их под руководством учителя.
Работа над сочинением начинается с задания учащимся прочесть первый вопрос плана и ответить на него одним предложением, пользуясь словами вопроса и добавляя свои слова. Выслушав ответ, учитель рядом с вопросами записывает слова, которые добавили учащиеся. Такая работа проводится по каждому вопросу плана. Закончив составление последнего ответа, учитель просит учащихся еще раз ответить на все вопросы плана, но вопросы читать про себя. Ответы детей приближаются, таким образом, к связному рассказыванию.
Редактируя ответы на вопросы, учитель проводит работу над синонимами, предупреждает возможные орфографические ошибки в трудных словах, но рассказ на доске уже записывается. Коллективно составленный и отредактированный рассказ учащиеся записывают под руководством учителя, затем проверяют записанное. В заключении учитель предлагает прочесть записанное вслух и подводит учащегося к мысли, что они оставили и записали сочинение: в нем мысли изложены по порядку, обо всем сказано ясно и точно. В качестве примера приведем сочинение на тему «Как мы слепили снеговика». (Приложение 5).
III. Коллективное составление сочинений по коллективно составленному плану и запись их под руководством учителя.
По плану, составленному коллективно, проводятся лишь одно-два сочинения в конце учебного года. Эти сочинения, как и предыдущие, также составляются коллективно и записываются под руководством учителя.
Новое в их методике - переход от планов, данных учителем, к коллективному их составлению.
При подготовке и проведении сочинений особого внимания требует синтаксис речи учащихся. Первоклассники обычно в письменной речи используют простые предложения, однако и в них допускают ошибки: путают предлоги и падежные окончания, пропускают слова, допускают неправильный порядок слов, нередко не чувствуют границы предложений. С целью предупреждения этих ошибок следует при подготовке к сочинениям проводить упражнения, которые помогли бы учащимся осознанно усвоить структуру простого предложения [26, с.47] (Приложение 6)
Назовем характерные особенности работы над сочинением во II классе.
Второй класс.
Во II классе школьники учатся работать самостоятельно. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше места занимает подготовительная работа в рамках всего класса непосредственно перед рассказыванием или письмом сочинения.
Сочинения второклассников - это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводятся элементы описания.
Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно; учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обобщать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготовительные. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки. Работу над устным рассказом по этим картинкам рекомендуется проводить по такому плану:
1) постановка цели работы;
2) рассматривание картинок и уяснение сюжета;
3) озаглавливание картинок;
4) устные рассказы по получившемуся плану.
Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.
Устные рассказы во II классе составляются и по демонстрационным картинам, изображающим лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), который учащиеся должны развернуть в сюжет. Рассказам по картине может предшествовать чтение художественных произведений, близких по теме к изображенному на картине. [21, с.199] Рассказы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:
1) рассматривание картины;
2) высказывания детей о том, что они видят на картине;
3) беседа по выявлению содержания, в процессе которой не только уясняются факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями;
4) чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах;
5) полный устный рассказ по картине. [21, с.200] (Приложение 7)
Отметим наиболее эффективные приемы работы над сочинением в III и IV классах.
Третий и четвертый классы.
Третьеклассники учатся работать над текстом самостоятельно. Все меньшее место занимает подготовительная коллективная работа непосредственно перед рассказыванием или написанием сочинения. Все чаще учащиеся получают индивидуализируемые темы для рассказов и сочинений (например, «Самый интересный день каникул» - тема едина для всех, но раскрывает ее каждый по-своему, так как у каждого свои события, свои впечатления).
В IV классе число индивидуализированных тем возрастает, а также практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем или самими детьми.
Дети любят живое действие, им ближе, доступнее повествование, поэтому в начальных классах преобладают повествовательные сочинения, а описание играет вспомогательную роль. [10, с.378]
Сочинения с элементами рассуждения - новый вид работы. Рассуждение - наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети еще не владеют, их нужно вырабатывать постепенно.
Обучение элементарному рассуждению удобно связать с коллективной работой над планом сочинения. Приведем пример подготовки сочинения на тему «Что я люблю рисовать». (Приложение 8).
В III и IV классе учащиеся пишут сочинения по демонстрационным картинам. Для этой цели рекомендуется несколько пейзажных полотен русской реалистической живописи («Первый снег» В.Д. Поленова, «Конец зимы» К.Ф. Юона, «Март» И.И. Левитана). [2, с.20]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11