- проведение занятий и воспроизведение лекций для внешних удаленных слушателей;
- электронный доступ к гипертекстовым книгам, материалам интерактивного чтения и учебным упражнениям, программам лингвистического перевода;
- электронное дистантное взаимодействие обучаемых с профессорско-преподавательским составом, собеседования и учебно-консультационные занятия (тьюториалы);
- деловые игры и конкретные ситуации, ориентированные на специфику профессиональной деятельности и потребности реальной практики;
- телевизионные и компьютерные конференции и др.
Наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекоммуникационных и компьютерных Интернет-технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконференции. Интерактивная обучающая видеоконференция представляет собой одну из наиболее передовых технологий дистантного обучения и обеспечивает распределенную онлайновую связь обучающих и обучаемых, независимо от их пространственного и географического местоположения. Интерактивная мультимедийная видеоконференция обеспечивает технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудитории обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объединяющей обучающих и обучаемых, потребителей и производителей знаний.
1.1.3 Модели и технологии дистанционного образования
Исторически дистанционное образование (ДО) прошло через следующие этапы:
а) Использование одной технологии и отсутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типичным примером является заочное обучение - обучение по переписке.
б) Интегрирование различных технологий, упор на односторонний поток информации и на самообучение; использование тьютора для взаимодействия со студентами. Типичный пример - открытые университеты.
в) Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимодействия преподавателя со студентами и студентов между собой. Пример - распределенные системы дистанционного образования, использующие Интернет.
Существует несколько моделей дистанционного обучения, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Рассмотрим две наиболее популярные модели. Первая модель описана в книге Michael Moore «Distance Education. A Systems View» и может быть представлена в следующем виде (Рисунок 1)
Рисунок 1 - Модель дистанционного обучения Michael Moore
В этой модели потребности студентов и специфика организации (миссия, экспертиза, философия) порождают решения в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществляется специальными командами, объединяющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, продюсеров, программистов, специалистов по оценке эффективности обучения и т. д. Возможности студентов и педагогические принципы обуславливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т. д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем, обусловленных ее спецификой, - например, эффект одинокого обучающегося.
Все элементы, представленные в описанной выше модели, являются взаимозависимыми и все они существенны для использования в дистанционной образовательной системе.
Вторая модель была разработана Tony Bates и описана в его книге «Technology, Open Learning and Distance Education». Эта модель называется ACTIONS и предназначена для принятия решений в области дистанционного образования, в особенности, для выбора технологий. Модель получила название по заглавным буквам слов, выражающих следующие критерии:
Access (Доступ) - насколько используемая технология доступна для студентов;
Costs (Затраты) - какова структура затрат на использование технологии, каковы затраты на одного обучаемого;
Teaching and Learning (Преподавание и обучение) - какие виды обучения необходимы, какой педагогический подход реализует их наилучшим образом и каковы наиболее эффективные технологии для выбранной методики преподавания и обучения;
Interactivity and User-friendliness (Интерактивность и легкость в использовании)- какова интерактивность выбранной технологии, как она может быть реализована;
Organizational issues (Организационные вопросы) - каковы организационные барьеры на пути внедрения выбранной технологии, как они должны быть преодолены, какие изменения в организации потребуются для этого;
Novelty (Новизна) - насколько нова выбранная технология;
Speed (Скорость) - насколько быстро могут быть подготовлены курсы с использованием этой технологии, как быстро могут быть внесены в них изменения.
Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она зависит от выбранной целевой группы и учебной среды (обучаемые находятся дома, на рабочем месте, в университете, в учебном центре). Технология должна быть доступна для всех членов целевой группы, а не быть дополнительным средством для избранных. Часто доступность технологии дополняется ограничениями на место и время. Возникает возможность самостоятельно проанализировать доступность печатных материалов, аудио- и видеокассет, телефона, телевизора, компьютера, Интернета для ваших условий.
Затраты также являются важнейшим фактором при выборе технологии. В структуре затрат важно выделить затраты на подготовку, производство, распределение и доставку материалов, административные расходы, коммуникационные расходы и др. Часть расходных статей напрямую зависит от числа студентов, часть зависит от объема учебных материалов, некоторые расходы представляют собой накладные расходы, являющиеся фиксированными в рамках разработки и проведения учебного курса. Важной характеристикой затрат являются затраты на одного студента и на один час учебного процесса, которые, в свою очередь, определяются соотношением фиксированных и переменных издержек. Ясно, что эти затраты падают с увеличением числа студентов, что делает экономически выгодным обучение большого числа студентов как одновременно, так и путем многократного проведения разработанного курса.
Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее использования в учебном процессе, поскольку технологии различаются по своим презентационным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков (как правило, черно-белых). Радио, аудиокассеты, телефон - для передачи звука. Телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения, компьютеры - для работы с базами данных, создания интерактивных программ и анимаций.
Интерактивность определяется как по отношению к учебным материалам, так и к обучаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными программами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени).
Организационные вопросы включают в себя техническую и человеческую инфраструктуру, создаваемую или используемую для разработки и проведения учебного курса. Это может быть наличие компьютеров, подключение к Интернету, наличие кабельной сети, аппаратуры для видеоконференций, занятость преподавателей в разработке дистанционных курсов и система вознаграждения, система технической поддержки преподавателей, наличие специалистов, необходимых для разработки и проведения дистанционных курсов, и т. д.
Новизна технологии требует, с одной стороны, больших инвестиций в нее, с другой стороны, позволяет получать бесплатные продукты (в маркетинговых целях) или дополнительное финансирование. Новизна также тесно связана со временем, требуемым для внедрения и распространения технологии.
Скорость производства и обновления курсов связана с требованиями технического прогресса, устаревания технологии, жизненного цикла материалов курса, изменения спроса и т. д. Она также напрямую связана с затратами на разработку курсов. Например, использование видеоконференций позволяет за короткое время провести массу учебных мероприятий, в то время как для разработки Интернет-курса или мультимедийного курса требуется гораздо больше времени.
1.1.4 дистанционного обучения
Существуют различные способы организации дистанционного обучения на базе новых информационных технологий: на основе интерактивного телевидения, телекоммуникаций, на основе технологий CD-ROM, учебного радио и телевидения, видеозаписи, пр.
В последние годы все большее распространение получают четыре вида дистанционного обучения, основанного на:
- интерактивном телевидении (two-way TV);
- компьютерных телекоммуникационных сетях (региональных и глобальных, Internet) в режиме обмена текстовыми файлами;
- компьютерных телекоммуникационных сетях с использованием мультимедийной информации, в том числе в интерактивном режиме, а также с использованием компьютерных видеоконференций;
- сочетание первого и второго.
Любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки. Составляющими дистанционного образования являются:
- учебный центр, осуществляющий необходимые организационные поддержки, также именуемые как провайдер дистанционного обучения;
- информационные ресурсы - учебные курсы, справочные, методические и другие материалы;
- средства обеспечения технологии дистанционного обучения (организационные, технические, программные);
- преподаватели - консультанты, курирующие дистанционные курсы;
- обучающиеся.
Взаимодействие обучающихся с учебным центром, в рамках дистанционного курса, представлено на рисунке 2.
Обычно учебный центр включает в себя и преподавателей с дополнительным персоналом, и информационные ресурсы, и отдельно стоящую организационно-административную систему. Для организации и правильной работы системы дистанционного образования необходимо выполнять следующие основные функции:
- поддержка учебного курса;
- доставка учебного материала студентам;
- поддержка справочного материала;
- консультации;
- контроль знаний;
- организация общения студентов.
Рисунок 2 - Взаимодействие обучающихся с учебным центром
Задачи (Рисунок 3) дистанционного обучения решаются по мере их внедрения. Очередность решения задач определяется целью внедрения, существующей инфраструктурой. Кратко рассмотрим их.
Соответствие традиционным формам обучения, принятым в учебном заведении, иными словами, в какой степени изменения коснутся существующей организации учебного процесса и деятельности преподавателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7