Рефераты. Разработка коммуникативного класса для дистанционного обучения

p align="left">2.2.5 Страницы курса

Непосредственно после активизации системы отображается главное окно системы нижеприведенного вида, содержащее блоки Main Menu, Courses, Site news (Главное меню, Список курсов, Новости сайта) и кнопку Login в нижней части экрана.

Блоки главного окна обеспечивают общее информирование пользователя о функциональности системы и предназначены соответственно для отображения новостей сайта, категорий курсов (Office work, Teaching and Learning случае приведенного примера). А кнопка Login используется для загрузки пользователя в систему.

Рисунок 13 - Начальная страница

Реальная работа и обучение возможны только после входа в систему, обеспечиваемую щелчком кнопки ВХОД. Щелчок данной кнопки отображает окно нижеприведенного вида, в котором пользователю, в зависимости от того имеет ли он код доступа - логин и пароль или нет, предоставляется возможность загружаться в систему, вводя соответствующие коды в поля Логин и Пароль в верхней левой части окна или щелком кнопки “Создать учетную запись обучаемого” начинать регистрацию нового пользователя.

Рисунок 14 - Окно входа в систему

При регистрации нового пользователя, отображается окно нижеприведенного вида, в полях которого пользователь вводит свой Логин и Пароль, а также адрес электронной почты (его наличие является обязательным), имя пользователя, город и страна, после чего щелчком кнопки “Создание новой учетной записи” пользователь регистрируется в системе.

Рисунок 15 - Окно регистрации нового пользователя

После ввода данные пользователя записываются в системе и высвечивается новое окно, подобное нижеприведенному, в котором пользователю предлагается получить уведомление о его записи на выбранный курс.

Рисунок 16- Подтверждение учетной записи

Если пользователь записан на курсы, то после загрузки отображается окно нижеприведенного вида с изображением списка курсов, на которые записан данный пользователь. Щелчком пункта списка пользователь получает доступ к соответствующему курсу и может принимать участив в учебном процессе данного курса.

В данном случае это курс «Интернет-технологии». В этом окне студент может ознакомиться с целью курса, а так же с преподавательским составом. Для него доступен список наступающих событий, календарь и информация о времени нахождения пользователей на сайте (рисунок 17).

Рисунок 17 - Страница доступа к курсу «Интернет-технологии»

2.2.6 Курсы формата Topics и Weeks

Курсы формата Topics (заголовки) состоят из уроков, которые могут содержать ресурсы, задания и форумы (Resources, Assignments, Forums). Пользователь, выполняя каждый из уроков, может ознакамливаться с его ресурсами, выполнять его задания и участвовать в его форумах.

Когда пользователь получает доступ к курсы формата Topics, отображается окно нижеприведенного вида, в левой части которого отображаются блоки, а в правой - содержание уроков, ссылки на их ресурсы, задания, форумы. Так, на нижеприведенном рисунке представлен план курса «Интернет-технологии», с изображением ссылок ресурсов и заданий. Щелкнув на эти ссылки пользователь получает доступ к ресурсам и заданием и может просматривать и выполнять их.

Рисунок 18 - Страница ресурсов и заданий курса «Интернет-технологии»

В левой части окна курсов преставляются блоки Управление, Поиск по форумам, Люди, Элементы курса, обеспечивающие соответственно реализацию административных функций Просмотра оценок, Изменения собственного пароля, Выхода из курса (Grades, Change password, Unenrol), Доступ к урокам, обозначаемых порядковыми номерами 1,2,3…, Доступа к курсам, Доступ к компонентам курса - Заданиям, Форумам, Ресурсам (Assignments, Forums, Resources), Доступа к сведениям об участниках данного курса.

Щелчком ссылки ресурса какого-либо урока пользователь получает доступ к соответствующему ресурсу и может просматривать представленный материал и изучать его. Так, щелчок кнопки ресурса первой недели, отображает окно нижеприведенного вида с материалами данного урока.

Рисунок 19 - Ресурс «Текстовая страница»

2.2.7 Интеграция курса в СДО Moodle

Для выявления возможности интеграции какого-либо курса в систему электронной поддержки обучения на основе MOODLE, был взят курс по дисциплине «Интернет-технологии». Выбор был обусловлен следующими факторами:

- большой набор электронных материалов;

- существование системы тестирования;

- наличие презентаций для экспорта в MOODLE.

Нынешний курс, состоит из полного курса лекционных занятий, преподаваемых в аудитории путём демонстрации слайдов и другого текстографического контента, набора тестов, лабораторных работ и, в завершение всего курса, студенту необходимо защитить курсовую работу.

Для того, чтобы интегрировать презентационные файлы в MOODLE есть несколько способов. Один из них - это действовать согласно руководству по эксплуатации MOODLE, в котором сказано, что для того, чтобы импортировать в систему .ppt файлы необходимо, для начала, сохранить их в виде веб-страницы. При таких действиях стоит обратить внимание на следующие параметры экспорта:

- размер слайдов;

- кодировка слайдов;

- шрифт на слайдах.

При этом шрифт необходимо подобрать в соответствие с установленным в MOODLE шрифтом.

После этого необходимо заархивировать полученную в результате экспорта в веб-формат страницу и, после создания элемента курса лекция и введения всех необходимых параметров, выбрать пункт «Импортировать PowerPoint».

В нашем случае, используя такой принцип экспорта, не удалось добиться требуемых результатов. Причины следующие:

- необходимость соблюдать параметры экспорта и архивирования;

- учитывать размерность слайдов, указанных при создании лекции;

- учитывать разность в кодировках и использованных шрифтах.

Поэтому было принято решение найти более приемлемый способ импорта презентаций в MOODLE.

После непродолжительных поисков была найдена freeware программа экспорта файлов типа .ppt во flash-объект - AuthorPoint Lite. Данный продукт обладает следующими особенностями:

- умеет конвертировать презентации PowerPoint (.ppt, .pps,.pptx and .ppsx) во Flash (.swf);

- может являться плагином к PowerPoint для того, чтобы сразу экспортировать презентации;

- малый объём самого продукта;

- работать с очередями файлов .ppt;

- поддержка анимации, звуков анимации, звуков перехода, анимированными GIF-файлами и временными параметрами .ppt файлов (время показа слайда);

- большой набор опций для настройки нужного качества получаемых файлов.

Позволяет работать со следующими деталями выходных файлов:

- заметками слайдов;

- качеством аудио и изображений;

- добавлять или удалять тайминги и заметки на выходе;

- персонализировать выходные файлы (добавление логотипа или изображерния);

- настраиваемый вид выходных файлов (цвет и шаблоны);

- новый Flash-плеер с улучшенным интерфейсом и стандартными кнопками управления для лучшей навигации пользователей.

Для того, чтобы экспортировать презентацию во flash-объект в программе AuthorPoint Lite, необходимо запустить программу и выбрать необходимые презентации, после чего в меню Tools->Options выбрать необходимые параметры: цвет, тему, качество изображения и аудио. После этого можно приступать к импорту .ppt файлов во flash, нажав клавишу «Import now». На выходе пользователь получает не только .swf файл, но ещё и .html страницу, которую можно так же использовать в качестве презентации.

Рисунок 20 - AuthorPoint Lite

После всех этих операций файл можно вставлять в MOODLE как Flash-объект. Таким образом, приложив меньше усилий, получаем более качественный результат. Такого рода презентации можно использовать не только в качестве демонстрации в MOODLE, но и транслировать их прямо с lms.auditory.ru.

Вдобавок к такому варианту презентаций, показалось целесообразным выложить и оригинал лекций, которые можно скачать, кликнув по ссылке.

2.2.8 Тесты

Следующая задача для перевода курса в MOODLE - перевод тестового материала. Преподавателем была предоставлена программа тестирования, разработанная ранее и имеющая структурированный банк вопросов по дисциплине «Интернет-технологии». В основном, вопросы разбиты на 3 части (по темам). Так же имелся раздел, куда были занесены все вопросы.

Для начала, были рассмотрены возможности экспорта банков вопросов в формат, который поддерживает MOODLE. Данная возможность не была предусмотрена в предоставленной программе, поэтому тесты заносились в структуру MOODLE вручную. Сразу хочу отметить, что при переносе вопросов в MOOLDE возникли проблемы с языком и кодировкой - кодировка и язык в программе должна была совпадать с аналогичными параметрами в MOODLE.

Для создания такого рода теста потребовались следующие типы вопросов:

- вопрос в закрытой форме (множественный выбор)

- вопрос на соответствие

- ответ в краткой форме

MOODLE предоставляет достаточно обширные возможности по созданию тестов и банков вопросов. Это и настройки оценок, статистики, количества вопросов, случайного их порядка. В вопросы можно вставлять изображения, что расширяет возможности преподавателя. Так же в MOODLE присутствует достаточно гибкая система оценивания, что позволяет использовать тесты в качестве элемента контроля, так и в качестве проверки остаточных знаний студентов. Преподаватель может начислять штрафы за неправильные ответы, настаивать баллы за ответ на каждый вопрос, таким образом количество баллов за сложные вопросы будет больше, чем за простые - такая система оценивания более объективна, нежели оценивание вопроса как «1» и «0» баллов за правильный и неправильный ответ соответственно.

В результате переноса тестов в MOODLE мы получили 3 элемента курсов, которые располагаются после соответствующих презентаций.

К сожалению, методы тестирования студентов отличаются от стандартно используемой схемы, где вопросы подаются по-одному и переход от отного вопроса к следующему осуществляется только после ответа на вопрос и перехода на следующую страницу теста, где находится следующий вопрос. Но в таком подходе есть своя логика, по которой происходит электронное обучение за рубежом.

Рисунок 21 - Форма «Тест»

Следующим элементом курса «Интернет-технологии», является курсовая работа. Для создания соответствующего элемента в курсе был выбран элемент «Задание». Задания позволяют учителю ставить задачу, которая требует от учеников подготовить ответ в электронном виде (в любом формате) и загрузить его на сервер. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т.п. Модуль позволяет учителю ставить оценки за полученные ответы (рисунок 23). В параметрах этого модуля преподаватель может назначить дату окончания приёма курсовых работ, что ограничит студентов по времени и добавит стимул в процесс обучения. Благодаря такой системе преподаватель будет оценивать работы студентов и наблюдать за ходом выполнения работ (время, в которое была прислана работа, отмечается). Так же, вкупе с элементами тестирования, такой подход даёт возможность преподавателю следить за успеваемостью студентов и групп. Преподаватель может получать уведомления о новых ответах на задание на свой e-mail адрес, указанный в настройках.

Рисунок 22 - Модуль «Задание»

В курс лекций по дисциплине «Интернет-технологии» так же входили видеолекции. Анализ такого рода элементов показал, что студенты легче воспринимают совокупность наглядного видео-материала с комментариями преподавателя. Так же, такого рода материалы легко хранить и распространять (как через интернет, так и в качестве отдельного видео-диска с записью этих лекций).

Данный элемент курса был импортирован в MOODLE в качестве 8 video-файлов.

Импорт данных элементов был произведён через ресурс «Вставка файла или веб-страницы». Поскольку MOODLE умеет работать с media-объектами, то видео открывается в том же окне, а не требует сохранить его на диск для последующего просмотра. Для такого рода метода передачи информации в заметке к лекции был добавлен адрес, откуда можно скачать видео-лекции.

Модуль «Дискуссионные форумы» является одним из важнейших - именно в нём происходит большинство дискуссии. Форумы могут иметь различную структуру и создавать возможность для каждого поста участниками. Посты могут просматриваться в разных форматах и могут иметь разный формат. Участники, которые являются субскриментами Форум, получают по электронной почте копию каждого нового поста. Преподаватель может навязать (продиктовать) субскрипцию всем участникам.

Форма модуля представлена на рисунке 23.

Рисунок 23 - Форма «Дискуссионного форума»

Таким образом, были рассмотрены различные методы внедрения и создания модели коммуникативного класса с использованием СДО Moodle, на примере интеграции в нее курса «Интернет-технологии».

Заключение

Говоря о дистанционной форме образования, следует говорить о создании единого информационно-образовательного пространства, куда следует включить всевозможные электронные источники информации (включая сетевые): виртуальные библиотеки, базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, киберклассы, пр. Когда речь идет о дистанционном обучении следует понимать наличие в системе учителя, учебника и ученика. Это взаимодействие учителя и учащихся. Отсюда следует, что главным при организации дистанционной формы обучения является создание электронных курсов, разработка дидактических основ дистанционного обучения, подготовка педагогов-координаторов. Не следует отождествлять дистанционную форму с заочной формой обучения, ибо здесь предусматривается постоянный контакт с преподавателем, с другими учащимися киберкласса, имитация всех видов очного обучения, но специфичными формами. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и в большинстве своем на компакт-дисках, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Отсюда значимость проблемы, связанной с разработкой самих курсов дистанционного обучения и методикой их использования для различных целей базового, углубленного, дополнительного образования.

Сейчас существует необходимость создания и расширения дистанционной формы обучения в России и ее регионах. Это необходимо для развития квалифицированного, интеллектуального, высоко профессионального и просто здорового общества.

В ходе выполнения задания были рассмотрены различные методы внедрения и создания модели коммуникативного класса. На примере внедрения курса по дисциплине «Интернет-технологии» были выявлены специфические особенности использования LMS MOODLE как системы электронной поддержки обучения:

Данная система представляет собой мощный инструмент по оказанию электронной поддержки обучения студентов. Для корректного использования данной системы, необходимо изучить документацию и немного разобраться с настройками элементов и блоков. В дальнейшем, такого рода знания, безусловно помогут создавать учебно-методические пособия для студентов и поддерживать процесс обучения на должном уровне.

При использовании презентаций в реальном курсе рекомендуется использовать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы либо в виде элемента «Пояснение» к блоку, либо в виде элемента «Лекция», попутно производя процесс контроля за изучением предмета, либо в качестве статей в словаре LMS MOODLE, попутно давая ссылки на него в течение курса (или же применить фильтр, который будет преобразовывать слова в ссылки на глоссарий).

При переносе тестов, если таковые существуют в курсе, стоит избавиться от взаимоисключающих вопросов, приведя их к общей форме вопроса с выборкой, или же вопроса с ответом в виде части изображения. Так же следует помнить, что все вопросы следует располагать либо на одной странице (как в бумажных тестах), либо разбить их по группам, чтобы студент мог концентрировать внимание на определённой теме.

Курсовые работы и отчёты по ним следует принимать в формате «Задание». Таким образом, преподаватель сможет давать оценки студентам и смотреть сводную таблицу успеваемости.

При проведении многих курсов преподавателю могут помочь видеоуроки, сделанные студентами, так и собранные в Интернете, вставленные при помощи редактора TinyMCE 3 в курс.

Следует использовать возможности форума и блока личных сообщений для общения со студентами. А так же, иногда, имеет смысл просматривать логи сайта на тему посещения студентами того или иного элемента курса.

Для ознакомления с материалом следует задать открытый курс, без элементов контроля. В таком курсе будут спрятаны элементы типа «Тест» и «Лекция», либо элемент «Лекция» будет без контрольных вопросов. Для контроля следует назначать группы студентов для прохождения курса.

Для интеграции специфических компонентов курсов (схем, исходников) следует использовать элемент курса «Ссылка на файл или веб-страницу». После этого означенным файлам или шаблонам стоит присвоить различные уровни доступа (для различных групп студентов).

Для импорта семинарских занятий необходимо воспользоваться элементом курса «Лекция» с соответствующими страницами с вопросами по изложенной тематике.

Для проведения лабораторных работ можно воспользоваться элементом AutoView для подачи связанного с презентацией видеоконтента, а так же можно использовать элемент «Лекция», в которой можно шагам расписать, что необходимо сделать в лабораторной работе. Плюс такого подхода в нелинейности, поскольку внутри элемента «Лекция» организуется своя система связей между страницами.

Методические указания и шаблоны стоит выкладывать как файлы либо в верхнем ненумерованном модуле курса, либо в модуле, где эти файлы могут понадобиться.

Такой подход обеспечит структурированность материала, позволит ограничить доступ к материалам там, где это необходимо, в результате чего система значительно облегчит студентам работу по поискам информации, а преподавателям придётся меньше времени тратить на объяснение, как и откуда достать необходимую информацию.

Таким образом, рассмотрены программные и аппаратные средства создания коммуникативного класса, а также приведен пример использования системы поддержки электронного обучения для создания курса «Интернет-технологии», с дальнейшим использование его в учебном процессе, как модели коммуникативного общения.

Список использованных источников

1. С.Л. Лобачев, А.Э. Попов Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. - Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

2. В.И. Солдаткин Образовательная среда сегодня и завтра. - М.: Рособразование, 2004. - 272 с.

3. В.П. Демкин, Г.В. Можаева Телекоммуникации для образования. - СПб.: «БХВ-Петербург», 2004. - 1136 с.: ил.

4. Официальный сайт LMS Moodle. Перевод статьи «Улучшения в версии Moodle 1.9» - http://docs.moodle.org/en/Release_Notes#Moodle_1.9.1

5. Н.Г. Малышев, В.А. Сердюк Международный центр дистанционного обучения: концепция и бизнес-план - М.: Минобразование России, 2004. - 402 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.