DabbleBoard - основан на технологии Flex. Особенностью этого инструмента является рисование от руки. Конечно, никто не может красиво нарисовать фигуру с помощью мышки, но DabbleBoard автоматически распознает, какую фигуру вы хотели нарисовать (круг, прямоугольник, овал ...) и перерисовывает все красиво (рисунок 6).
Рисунок 6 - Пример Whiteboard от DabbleBoard
Вообще все рисование происходит практически без использования панели инструментов. Если нужно рисовать линии и фигуры - рисуете, перетаскивать - наводите и перетаскиваете. Если нужно вставить текст - кликаете где надо, и набираете.
Очень удобно сделана панель навигации, которая позволяет создавать новые листы и переключаться между уже существующими. Многошаговый инструмент undo/redo позволяет легко исправлять ошибки.
После онлайн встречи изрисованные листы можно легко сохранить на компьютер в формате картинки.
Twiddla в отличии от DabbleBoard использует технологию Ajax. Функциональность этого сервиса более насыщена, но с другой стороны - более сложная для понимания. Здесь режим рисования от руки отделен от ровных фигур, которые вставляются из панели инструментов. Кроме фигур, можно вставлять картинки, клип-арт, текст, а также документы, математические формулы и даже виджеты и HTML-код (Рисунок 7).
Рисунок 7 - Twiddla Whiteboard
Кроме того, в сервис встроен текстовый и аудио-чат (в отличии от DabbleBoard, который расчитан на использование вместе с телефонной связью или мессенджером). У каждого участника есть свой профайл, который можно быстренько посмотреть.
- Breakout rooms (дословно -- комнаты прорыва) -- виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видеоматериалом, часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы.
Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии.
Обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы.
Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит так, как представлено на рисунке 8:
Рисунок 8 - Комната прорыва
2.1.3 Учебный телекоммуникационный проект
Учебный телекоммуникационный проект - одна из перспективных форм трансформационной модели дистанционного обучения, основанная на совместной (коллективной) деятельности учащихся, направленной на достижение некоторой модельной цели. Цель, которая обычно ставится перед учащимися, носит не учебный характер и моделирует цель какой-либо научной или производственной деятельности. Такая модельная цель придает деятельности учащихся в проекте интегрированный характер, стимулирует у них навыки и умения работы в коллективе, с использованием разделения труда и ролей, а также активную социальную направленность.
Важными отличительными чертами учебного телекоммуникационного проекта являются:
- его временная определенность и ограниченность (от двух недель до трех месяцев);
- использование компьютерных телекоммуникационных сетей и программных средств для обмена информацией между всеми участниками проекта, которые часто образуют виртуальную или квазивиртуальную группу;
- необходимость четкой организации деятельности учащихся, которая устанавливается координатором проекта.
Обратная связь в дистанционном обучении - обобщение соответствующего кибернетического понятия - означает поток информации от педагога к дистанционному ученику на стадии оценивания педагогом деятельности учащегося, его продвижения и успехов и несущая реакцию педагога на успехи учащихся, оценку его деятельности (одобрение или неодобрение).
Установлено, что планомерно и рационально организованная обратная связь чрезвычайно важна, так как способствует формированию устойчивой позитивной мотивации учебной деятельности. В традиционном обучении обратная связь осуществляется неосознанно, на уровне подсознания, с помощью мимики, жестов, интонации голоса педагога, его непосредственной реакции на ответ ученика в классе. При дистанционном образовании многие невербальные каналы общения педагога и ученика оказываются перекрытыми, поэтому обратная связь оказывается важнейшим опознанным и планируемым элементом педагогической технологии.
Диалоговая технология - конфигурация программного обеспечения, оборудования, а также межличностного взаимодействия и деятельности, обеспечивающая свободное общение.
Телеконференция - способ обмена текстовыми сообщениями с некоторыми сообществами заинтересованных в этом людей.
Компьютерная связь - совокупность способов использования компьютеров и телекоммуникационных сетей в качестве инструментов для организации связи. Компьютерная связь включает в себя:
- электронную почту, которая позволяет направлять сообщения в почтовые ящики пользователей сети;
- телеконференции, которые позволяют направлять сообщения всем участникам одновременно;
- доступ к удаленным информационным источникам, например библиотечным ресурсам, базам данных, серверам.
Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта - уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она:
- стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов;
- повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется;
- расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи;
- делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
От обычной почты электронную отличают три особенности:
- подготовка писем с помощью компьютера, что избавляет от рутинной работы, делает процесс подготовки более творческим и быстрым;
- отправка и получение писем на рабочем месте - с помощью компьютера;
- быстрая доставка писем - в противоположную точку земного шара письмо может быть доставлено за 4-5 часов.
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев.
2.1.4 Технические требования к модели коммуникативного класса
Для работы с виртуальным классом обучаемым и преподавателю необходим перечисленный ниже набор программных модулей и технических средств. Работа с системой как для обучаемого, так и для преподавателя осуществляется с помощью браузера (Internet Explorer, Mozilla FireFox). Одним из преимуществ виртуального (коммуникативного) класса является то, что для выполнения основных операций с системой (как для преподавателя, так и для обучаемого) не требуется установки каких-либо программных продуктов (за исключением компонента Flash, который является де-факто стандартом для просмотра мультимедийных материалов и установлен на 95% компьютеров, имеющих выход в Сеть.
Основные требования:
- компонент Adobe Flash Player, версия не ниже 9;
- колонки, наушники или встроенный динамик - для того, чтобы слышать голос преподавателя.
Дополнительные требования:
- микрофон или гарнитура - для того, чтобы участвовать в аудиоконференции ;
- вэб-камера - для тех, кто хочет, чтобы их изображение видели другие участники семинара;
- компонент захвата экранов - для тех, кто хочет демонстрировать экран своего компьютера обучаемым.
Требования к каналам связи приведены в таблице 1.
Таблица 1 -Требования к каналам связи
Односторонняя аудио конференция (обучаемые слушают преподавателя)
30KBit/s (для передачи звука с качеством 11KHz)
Многосторонняя аудиоконференция
N*30 KBit/s (где N - число одновременно открытых аудиоканалов, т.е. общающихся одновременно людей)
Трансляция видео
от 32 до 256 KBit/s (в зависимости от качества видео - устанавливается в настройках). Для многосторонней видео-конференции - указанные показатели умножаются на количество одновременно транслируемых видеопотоков
Демонстрация экрана компьютера
не ниже 128KBit/s (качество передаваемого изображения может устанавливаться в настройках)
Требования к настройкам безопасности сети:
- HTTP-cервер виртуального класса работает на порту 8080. Пользователь должен иметь доступ к этому порту сайта v-class.ru
- для обмена данными сервис использует протокол RTMP, работающий на порту 8088 сайта v-class.ru. Для работы с виртуальным классом необходимо, чтобы пользователь имел доступ к этому порту сервера, при этом для данного направления должен быть разрешен TCP-трафик.
- в случае запрета доступа к порту 8088 или TCP-трафика, подключение происходит по протоколу RTMPT (протокол использует тоннелирование - перевод всего трафика в HTTP), работающего на порту 8089.
Конфигурация прокси-сервера:
- если настройки сети не допускают прямого подключения к серверу Виртуального класса, необходимо настроить прокси-сервер следующим образом:
- разрешить keep-alive соединения к данному сайту
- настройка таймаута соединения должна быть достаточно велика, для участия в вебинаре (60-120 минут)
- если на прокси-сервере включена фильтрация по MIME-типам данных, в список MIME-типов необходимо добавить тип "application/x-fcs"
- если на прокси-сервере имеется ограничение на размер скачиваемых данных, необходимо изменить его в зависимости от типа вебинара (например, для часа прослушивания голоса это около 15-20 мегабайт, для видео или трансляции экрана цифра может быть в несколько раз больше).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7