Замысел -- это структурный элемент композиции -- средства для художественной идеи.
Композиция -- конкретный метод гармонии средств и умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств
Развитие ассоциативного мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Ассоциации могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные.
Решая определенную задачу, дизайнер всегда стоит перед проблемой выбора средств, способных наиболее полно и точно выразить его идею.
Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.
Абстрагирование -- это мысленное отвлечение от ряда свойств предмета, выделение его главных особенностей.
Творческими источниками в моделировании одежды традиционно были исторический и национальный костюм, ретромода, английская классика, предметы декоративно-прикладного искусства, растительный и животный мир. Кроме того, в настоящее время толчком фантазии могут быть продукты цивилизации, урбанизм городов, космические исследования, инженерные идеи, машинные формы, новые материалы и технологии, социальные катаклизмы общества.
Концентрирование усилий, интенсивная работа, использование различ-им ч методов эвристики и проектирования.
Эвристика -- метод интенсификации творческого мышления.
Методы проектирования -- методы решения проектной задачи.
Передышка, отвлечение, чтобы через некоторое время опять вернуться к решению и оценить его «свежим взглядом». Необходимо какое-то время, чтобы идея «улежалась».
Озарение -- получение окончательного оптимального решения.
Доработка, доведение работы до конца, обобщение, выводы, оценка, оформление документации.
На всех этапах проектирования теоретическая и практическая работа может и роится по единой проектной методике:
1) осмысление проблемной ситуации;
2) предпроектный анализ;
3) определение принципов и средств решения задачи;
4) формирование формального образа;
5) анализ проектной ситуации;
6) эскизный поиск принципиальных решений;
7) проектная проработка.
Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
информационный
аналитический -- исследовательская часть;
синтетический
коммуникативный -- практическая часть.
Творческие источники, используемые при проектировании костюма
Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера.
Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений. Творческими источниками могут быть: произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно - прикладного искусства, форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне - все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная профессиональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении (К.Диор признавался: «Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.»);
Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками. Одни -- использовали народный костюм, другие -- возвращались к одежде разных периодов XX в. (ретромоде) и там черпали идеи, третьи -- были апологетами классики, четвертые -- брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма.
Некоторые известные Кутюрье, такие как П. Карден, П. Рабанн, И. Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни исторический костюм, ни ретромоду, ни классику, а изобретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ношению одежды.
Эскизы моделей с использованием мотивов народного костюма
Создание художественного образа
Художественный образ -- отражение действительности в искусстве с точки зрения определенного эстетического идеала. Другими словами, художественный образ в дизайне одежды -- гармоничное единство образа человека и костюма в определенной среде.
Процесс создания художественного образа в дизайне одежды можно разделить на два этапа:
1. Возникновение образной идеи в русле поставленной проектной Образная идея воплощается в виде форм, линий, цвета, фактуры матери.
2. Создание целостного художественного образа человека и костюма. Модная одежда всегда была средством выражения социального статуса человека или иллюзорного его повышения, т.е. потребитель всегда старался казаться на ступень выше в социальной лестнице с помощью более престижной оде: Дизайнер одежды находится под влиянием процесса потребления, в частности, под влиянием «процесса потребления для развлечения». Этот феномен относится к концу XX в. Он заключается в том, что потребитель как покупатель модной одежды любит сам процесс покупки. Покупая одежду, примеряя разнообразные изделия, человек старается «войти» в разные образные предложения, раздвигает рамки своего повседневного существования. Он «проигрывает разные роли», выбирая для себя наиболее удачные с его точки зрения.
В конце 1990-х гг. дизайнеры одежды всего мира в своих коллекциях не только «от кутюр», но и «прет-а-порте» предлагают огромный, подчас противоречивый, выбор разнообразных образных решений.
Эклектизм современной моды разрешает соединять несоединимое, дизайнеры стараются перещеголять друг друга в создании острой выразительности моделей. Каждая демонстрация сопровождается целым театром образов, которые предлагаются на выбор: здесь и элегантность, и юмор, и гротеск, и трагизм, и предупреждение миру о катастрофе, и влияние маргинальных субкультур.
Яркая образность, доходящая до гротеска, достигается целым комплексом средств: одеждой, головными уборами, обувью, дополнениями, макияжем, прической, париками, украшениями.
Новизна и выразительность -- основные кри-терии создания образа. Примеры разных образ-ных решений знаменитых модельеров представ-лены на рисунке.
И. Мияке предлагает фантастический образ женщины будущего в простой одежде из трикотажа и синтетических пленок.
Д. Ван Нотен создает трагичный образ панка, с нанесенными на лицо «шрамами» и перевязанным горлом. Ж. -Л.Шерер надевает на шею манекенщице пружину . Дж. Гальяно в своих женских образах смешивает ретромоду модерна с элементами национально-го костюма народов Латинской Америки. М. Квин придумал новый образ строгой и педантичной классной дамы с высокой прической.
МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ
Когда традиционных методов творческого поиска явно недостаточно для решения поставленной задачи, уместно воспользоваться эвристическими методами. Эвристика -- это наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Методы Эвристики -- методы интенсификации творческой фантазии. Творческий процесс -- чрезвычайно многообразное и сложное явление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции -- вот возможности эвристических методов.
Процесс творчества -- это, в конечном счете, поиск единства формы и содержания. Иногда при решении творческой задачи применение традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Поэтому важна активизация творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого проектного мышления дизайнера и на интенсификацию самого процесса проектирования.
Дизайнеры всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта), во-первых, чтобы соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы, производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обусловливает поиски способов интенсификации творческой фантазии художников, проектировщиков, дизайнеров. Большой вклад в развитие эвристических методов внесли американские и российские ученые.
Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение, наряду с традиционными эмпирическими приемами, нетрадиционных методов, так называемых, технологических приемов творчества.
Методы творчества можно разделить по группам:
методы, применяемые при пересмотре поставленной задачи при проектировании;
методы проектирования;
методы, дающие новые парадоксальные решения; методы математического анализа; методы, использующие профессиональные игры. Пересмотр постановки задачи: наводящая задача-аналог; изменение формулировки задачи; наводящие вопросы; перечень недостатков; свободное выражение функции. Проектирование: аналогии; ассоциации; неологии;
эвристическое комбинирование; антропотехника;
использование передовых технологий.
Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия;
эмпатия;
«мозговая атака»;
«мозговая осада»;
«совещание пиратов»;
дельфийский;
карикатуры и др.
Методы математического анализа:
семикратный поиск;
построение матриц и сетей взаимодействия;
генерирование идей на основе построения диаграмм.
Методы, использующие профессиональные игры:
написание сценариев,
игры (игровой метод имитации) и т.д.
Из перечисленных методов можно выбрать любой, наиболее подходящий для решения конкретной задачи, или группу методов и использовать их при проектировании.
Иногда целесообразно применить преобразование проектной задачи в более легкую и доступную для решения.
Изменение формулировки задачи для расширения поиска ее решения:
Дизайнер, разрабатывая план проектных мероприятий, ставит перед собой стратегическую задачу. Разработка тактических конкретных действий -- необходимое качество профессионала.
Если дано задание спроектировать, например, плащ, то возможны следующие изменения формулировки:
придумать дождевик из непромокаемой или водоотталкивающей ткани, поли этиленовой пленки и пр.;
придумать такой дождевик, чтобы вода стекала с него определенным образом или накапливалась в микроскопических емкостях;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7