Изучение социально-педагогических основ процесса обучения;' технологии диктуется тем, что задачи и содержание обучения обусловлены требованиями социального развития, развития производства, а также общепедагогическими требованиями.
Социально-педагогические основы обучения технологии содержат' целый круг вопросов:
рассмотрение целей, содержания и методов обучения технологии в истории развития общеобразовательной школы;
исследование проблемы соединения обучения и производительного труда, раскрытие научных и общетехнических основ обучения;
выявление познавательного и воспитательного значения технологии как предметной образовательной области и ее роли в системе школьного образования;
изучение дидактических систем и принципов построения учебно-воспитательного процесса при обучении технологии.
Общая методика обучения технологии рассматривает, главным образом, организационные формы и методы обучения, используемые в изучении технологии, специфику и особенности их применения.
Частная (конкретная) методика обучения технологии связана с изучением конкретного содержания учебного материала. Известно, что технология как предметная образовательная область включает в себя различные образовательные модули: технология конструкционных -материалов, электрорадиотехника, технология обработки тканей и т.д. Частная методика как раз и советует, как лучше изучать те или иные вопросы на уроках.
Организационно-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса определяются, прежде всего, учебно-материальной базой обучения технологии: инструментами и приспособлениями по обработке материалов, лабораторным и учебно-производственным оборудованием и др. К организационно-техническим условиям обучения технологии относятся также применение учебно-технической документации (чертежей, эскизов и др.), средств наглядности и технических средств обучения.
Методика обучения технологии определяет эти условия, разрабатывает требования к учебно-материальной базе, средствам наглядности и т.д.
Методика обучения технологии, как и любого другого учебного предмета, исследуя закономерности процесса обучения, разрабатывает теорию этого процесса и призвана ответить на следующие вопросы:
Для чего учить, то есть определить цели и задачи обучения технологии.
Чему учить, то есть разрабатывать содержание обучения.
Как учить, то есть исследовать процессы обучения и учения, разрабатывать формы, методы и средства обучения.
Каковы должны быть условия обучения, то есть определить эти условия, требования к ним и т.д.
Детализируя эти общие задачи методики обучения технологии, можно выделить ряд конкретных задач, к которым относятся следующие:
Формулирование образовательных и воспитательных задач обучения технологии, исходя из общих целей и задач обучения и воспитания в общеобразовательном учреждении, с учетом специфики изучаемого учебного предмета.
Разработка требований к содержанию обучения технологии учащихся разных возрастных групп и на этой основе определение практических рекомендаций по разработке государственного стандарта образовательной области "Технология", учебных программ, учебников и учебных пособий. Проведение проверки этих рекомендаций в ходе опытно-экспериментальной работы в школе.
Отбор наиболее целесообразных форм учебно-воспитательной работы, методов и приемов обучения технологии, разработка рекомендаций по изучению отдельных разделов и тем учебной программы, проведению уроков и т.д.
Разработка путей осуществления связи теории и практики в процессе обучения технологии, а также связи изучения технологии с основами наук: физикой, математикой, и т.д.
Разработка принципов организации, содержания и методов вне-классной и внешкольной работы учащихся по технике и труду, исследование возможностей этой работы в удовлетворении интересов и склонностей учащихся, в развитии их творческих способностей и технического мышления.
Разработка материального оснащения процесса обучения технологии, требований к лабораториям, техническим кабинетам, учебным цехам, инструментам, приспособлениям и другому оборудованию для проведения уроков и внеклассных занятий.
7. Выработка рекомендаций по планированию учебно-воспитательного процесса, выбору форм организации учебной деятельности учащихся.
8. Определение условий и факторов, влияющих на выбор типов уроков, их структуры, методов и средств обучения в соответствии с целями этих уроков.
Все указанные задачи методики обучения технологии и связанные с ними проблемы решаются на основе теоретических и экспериментальных исследований и анализа передового педагогического опыта учителей.
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УРОКОВ.
№ урока
Тема и краткое содержание урока
Образовательная цель урока (Учащиеся должны усвоить следующие понятия: …)
Развивающая цель урока (Учащиеся должны овладеть следующими видами действий: …)
Воспитательная цель урока (Убедить учащиеся в том, что …)
Тип урока
Методы обучения
1.
Понятие об основах проектирования
1) Ознакомить учащихся с новым понятием «дизайн»
2) Ознакомить учащихся с законами художественного конструирования
3) Ознакомить учащихся с экспертизой изделия
. 1) Учащиеся должны уметь различать понятие «дизайн» от дизайнера.
2) Учащиеся должны уметь применять проектирование нового изделия, законы художественного конструирования
3) Уметь самостоятельно ставить эксперимент и уметь его оценить.
. 1) Убедить учащихся, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни.
2) Убедить учащихся, что экспертиза нужна для улучшения изделия.
Урок изучения нового материала.
Эвристическая беседа.
2.
Алгоритм дизайна
: 1) Ознакомить учащихся с алгоритмом дизайна.
2) Ознакомить учащихся с системным подходом.
3) Ознакомить учащихся с дизайнерским проектом.
1) Учащиеся должны уметь правильно и последовательно проектировать.
2) Учащиеся должны уметь систематически подходить к изученному предмету.
1) Убедить учащихся, что без последовательного проектирования нельзя угадать спрос товара.
2) Убедить учащихся, что полученный результат пригодится в дальнейшей работе.
3.
Создание банка идей
1) Ознакомить учащихся с понятием «идея», «генерирующая идея».
2) Ознакомить учащихся с понятием «клаузура».
1) Учащиеся должны уметь различать понятие «идеи» от «генерирующей идеи».
2) Учащиеся должны уметь показать на бумаге образ будущего изделия.
1) Убедить учащихся, что генерируемая идея важна в дизайне.
2) Убедить учащихся, что представленная клаузура поможет в дальнейшей работе.
4.
Силуэт и стиль в одежде. Требования, предъявляемые к одежде.
1.Ознакомить учащихся с историей моды.
2.Ознакомить учащихся с понятием силуэт и стиль в одежде.
3.Ознакомить с требованиями, предъявляемыми к одежде.
1.Учащие должны знать одежды разных эпох.
2.Учащие должны уметь самостоятельно различать силуэты.
3.Учащие должны развить самостоятельность.
1.Убедить учащих, что полученные знания на уроке пригодятся в жизни.
2.Воспитывать эстетический вкус.
3.Желание создавать эстетического изделия.
5.
Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия.
: 1) Ознакомить учащихся с видами плечевых изделий и их характеристикой.
2) Ознакомить учащихся с тканями и отделками, применяемыми для их изготовления, правилами снятия мерок.
1) Учащиеся должны знать приемы снятия мерок с фигуры человека для построения чертежа плечевого изделия.
2) Развивать пространственные преставления.
1) Воспитывать эстетический вкус.
2) Желание создавать эстетическое изделие.
Межпредмет-ные связи
Повторить к уроку
Дом. задание
Объект труда
Материалы. Сортамент. Расход
Инструменты и приспособления
Наглядность, ТСО
Литература
черчение, художественная графика ,дизайн.
Художественную графику.
§15.Ответить на вопросы.
Экспертиза школьных форм
Тетрадь ,ручка, линейка, карандаш..
Ручка, карандаш, тетрадь.
таблица
Подготовка учителя техноло-гии к уроку: В.Г. Соловьянюк - Бирск: БГСПА, 2007.
Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г.
«Технология» 10 класс Симоненко В.Д.
черчение, художественная графика ,дизайн
§15
§16 Ответить на вопросы. Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования.
Алгоритм изучения школьной формы..
-//-
. Ручка, карандаш, тетрадь.
Таблица «Алгоритм дизайна».
. Журнал «Школа ипроизводства» №3 2006 г.
Художественная графика, дизайн, черчение
Художественную графику §17
Попытаться рисунками, клаузурами эскизами показать будущее изделие
Зарисовать школьную форму
Карандаш, линейка,
Таблица «Банк идей и предложений»
§18 читать
Ознакомиться с литературой по основам художественного проектирования
Оформить в альбомном листе «Основные силуэты в современной моде»
Формат А 4..
Рисунки, образцы разных эпох, журнал мод.
. Журнал «Школа ипроизводства» №6 2005 г.
Художественная графика, дизайн
Принести миллиметровую бумагу для построения выкройки.
Прием снятие мерок с фигуры человека
Тетрадь, сантиметровая лента, образцы плечевых изделий, манекен
Плакаты, схемы.
. Журнал «Школа ипроизводства» №4 2007 г.
«Технология» 8 класс Симоненко В.Д
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7