Известно, что организационные формы оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса. Они формируют определенную часть содержания образования (общую для всех учеников и всех предметов). Они учат слушать, обсуждать при коллективной работе, сосредотачиваться и организовывать свою деятельность при индивидуальной работе. Наиболее распространенной организационной формой работы в нашей школе, обеспечивающей планомерную познавательную деятельность группы учащихся определенного возраста, состава и уровня подготовки, направленную на решение поставленных учебно-воспитательных задач, является урок. Можно выделить следующие основные типы уроков: урок изучения нового материала; урок контроля знаний; обобщающий урок и зачет; урок -- лабораторно-практическая работа; комбинированный урок.
В рамках урока информатики используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности и по видам техники) формы работы учащихся.
Анализ характера деятельности людей, занятых в информационной «индустрии», позволяет сделать вывод, что ведущей в этой сфере является коллективная форма деятельности. Поэтому следует шире применять такие формы работы учащихся как учебные дискуссии, коллективно-распределительные формы работы с учебным материалом. В то же время при обучении информатике видно быстрое расслоение учащихся по степени заинтересованности, по уровню подготовленности. Следовательно, нужен индивидуальный подход к каждому школьнику, нужна система индивидуальных заданий для практических занятий по информатике. Достаточно эффективны на уроках информатики такие формы работы как: фронтальная беседа; работа за компьютером индивидуально и попарно; демонстрация презентации или работы программы всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.
В дидактике доказано, что злейший враг учения -- это скука. Поэтому очень часто используются практические методы. К ним относятся увлекательные задания различных типов в рабочей тетради, которые возобновляют познавательный интерес. Разбор и обсуждение на уроке множественных задач на развитие творческих способностей - побуждает учащихся к продуктивной работе. Кроме того, в рабочих тетрадях можно разработать задания, которые помогут в реализации различных методов обучения: это и поисковые ситуации (проблемные обучение), темы для проектов (метод проектов), задания на ролевое исполнение и составление алгоритмов (ролевой метод), различные иллюстрации (наглядный метод).
2. Содержание курса информатики и информационных технологий для 5 классов
По стандартам предлагается так называемый параллельный подход к изложению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части урока идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компьютере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение практических навыков (глава «Компьютерный практикум»). Ниже представлено рекомендуемое поурочное планирование для 5 классов по стандартам Российской Федерации[1, С. 72-75].
Рекомендуемое поурочное планирование курса
Номер урока
Теоретический материал
Технологический материал
Компьютерный практикум
1-2
Введение. Информация.
Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Работа с клавиатурным тренажером.
3
Действия с информацией.
Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.
Знакомство с клавиатурой.
4
Хранение информации.
Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
5
Носители информации.
Рабочий стол.
6
Передача информации.
Управление компьютером с помощью мыши.
Освоение мыши.
7
Кодирование информации.
Главное меню. Запуск программ.
Запуск программ. Основные элементы окна.
8-9
В мире кодов.
Управление компьютером с помощью меню.
10
Формы представления информации.
Программы и файлы.
Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор.
11-12
Метод координат.
Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор
13-14
Текст как форма представления информации.
Текстовый редактор и текстовый процессор.
Ввод текста.
15-16
Основные объекты текстового документа.
Редактирование текста.
17-18
Табличная форма представления информации.
Этапы подготовки документа на компьютере.
Форматирование текста.
19-20
Наглядные формы представления информации.
Компьютерная графика. Графические редакторы.
Знакомство с инструментами рисования графического редактора.
21
Обработка информации.
Компьютерная графика. Устройства ввода графической информации.
Раскраска
22-23
Изменение формы представления. Систематизация информации. Поиск информации.
Подготовка текстовых документов. Компьютерная графика.
Пригласительный билет.
24
Изменение формы представления информации. Кодирование как изменение формы представления информации.
Создание комбинированных документов.
25-26
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Работа с фрагментами рисунка.
27-28
Получение новой информации. Преобразование информации путем рассуждений.
Создание движущихся изображений.
Анимация.
29-30
Получение новой информации. Разработка плана действий и его запись.
31-32
Повторение главы I «Информация вокруг нас».
Анимация. Сюжет на свободную тему.
33-35
Резерв учебного времени.
После изучения курса учащиеся должны:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры информационных носителей;
иметь представление о способах кодирования информации;
уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать программы из меню Пуск;
уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
3. Разработка различных типов заданий для рабочей тетради
Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий.
Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения базового курса; вовлекают каждого ученика в работу; благоприятствуют к быстрому усвоению логически сложных разделов информатики; развивают мышление; ведут к формальному представлению объектов, действий, рассуждений в области обработки, хранения и передачи информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4