Рефераты. Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"

p align="left">Предпочитая мех всем прочим материалам, Ирина Крутикова шьет из него изделия самых разных ассортиментных групп: вечерние костюмы и платья, шубы и манто, куртки и жакеты, аксессуары (сумки, головные уборы, шарфы, муфты, украшения). Талант Крутиковой нашел почитателей не только в нашей стране, но и во всем мире. Не зря ее называют «королевой русского меха» [15, С. 216].

Описанные в этом параграфе способы моделирования прошли длительный путь развития и совершенствования. В практике современного формообразования костюма находят применение все четыре способа создания одежды. Каждый из них представляет собой исторические фазы освоения человеком различных костюмных материалов - с появлением новых тканей и материалов, обладающих определенными свойствами, рождались и новые приемы формообразования одежды. Данный факт дает основание предполагать, что процесс этот будет продолжаться и в будущем и, может быть, вскоре будет разработан очередной способ моделирования, учитывающий особенности вновь изобретенных тканей.

2.2 Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья

Метод (methodos) по-гречески -- «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практике 14, С. 86.

Американский педагог Кларк Керр выделяет четыре «революции в области методов организации». Первая состоялась, когда учителя-родители уступили место профессиональным учителям. Существо второй состояло в замене устного слова письменным. Третья революция привела к введению в обучение печатного слова, а четвертая, свидетелями которой мы являемся, направлена на частичную автоматизацию и компьютеризацию дидактической работы.

Понятно, что в разные периоды развития образования тем или иным методам придавалось более существенное значение. Вместе тем практика доказала, что ни один из них, будучи использован исключительно сам по себе, не обеспечивает нужных результатов. Вот почему на практикуме по швейному производству успехов можно достигнуть только при использовании многих методов, поскольку ни один из них не является универсальным.

В настоящее время среди дидактов нет единого мнения относительно классификации методов организации. Каждая ветвь педагогики выделяет методы в соответствии со своими постулатами.

Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным (Таблица 1). В ней выделяют следующие методы.

Обьяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Он включает демонстрацию лекцию, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи, использование дидактических машин и т. п.

Он тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.

Проблемный метод используется главным образом на лекции, входе наблюдений, при работе с книгой, при экспериментировании на экскурсиях. Благодаря ему студенты приобретают навыки логического, критического мышления.

Частично-поисковый метод при самостоятельной работе студентов, беседе, популярной лекции, проектировании и т. п. предоставляет студентам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.

Исследовательский метод: студенты постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.

Авторы предложенной классификации считают, что она обеспечивает постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность студентов, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность. Таким образом, у педагога есть возможность перехода от преподносящих методов к 2 методам, предполагающим взаимные действия у педагога и студентов, и, наконец, к методам самостоятельной работы.

Основные методы организации занятий по моделированию женского платья могут быть конкретизированы по трем группам -- в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Таблица 1 Классификация методов

Словесные

Наглядные

Практические

Устное изложение (рассказ, объяснение, Лекция)

Демонстрация наглядных пособий

Упражнения по выполнению приемов, операций, комплексных работ

Беседа

Показ трудовых приемов

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа учащихся с литературой

Самостоятельные наблюдения учащихся

Лабораторно-практическая работа

Письменное инструктирование

Производственные экскурсии

Управление технологическими процессами

Телевидение, звукозапись

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Преподаватель практикума по швейному производству, рассказывая студентам о сравнительно сложных технологических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.

Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия студентами. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысления, для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, -- все это обычные методические условия устного изложения. Правильные интонации, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другим по звучанию), правильные ударения и отказ от бытовых названий в пользу принятых в технологии - это обязательные требования применения словесных методов.

Слова, которые употребляет преподаватель, должны иметь для студентов вполне определенный, точный смысл.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо расчетливо. Если студенты должны что-то внимательно рассматривать (плакат или кадр диафильма), то обязательное заполнение при этом паузы словами не оправдано. Можно привлечь внимание к какому-то элементу, но, пока он рассматривается, длинная речь не будет восприниматься студентами. И если об этом элементе нужно рассказать подробно, то объяснение уместнее уже тогда, когда запечатлелся зрительный образ. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают: когда слова важнее, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя сосредоточилось на их речи. И наоборот. Так что, соединение слова с показом должно быть весьма продуманным.

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа студенты знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию.

В практикуме по швейному производству гораздо чаще используют разновидность: рассказа - объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию платья, инструментов, приспособлений или правила построения. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т. п.

В работе со студентами нередко используют лекционный метод. От рассказа лекция отличается тем, что она не только воздействует на воображение и чувства и стимулирует конкретно-образное мышление, но и активизирует способность отбора и систематизации излагаемого материала. Структура лекции более строгая, чем структура рассказа, а ее ход в большей степени подчинен требованиям логики. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу так называемых монологических методов, при которых доминирует пассивная репродуктивная деятельность обучаемых (наблюдение, слушание, запоминание, выполнение действий по отбору и т.п.). При этом, как правило, отсутствует «обратная связь», т. е. необходимая педагогу информация об усвоении знаний, формировании умений и навыков. Поэтому более совершенным методом является беседа -- метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у студентов знания и опыт, и с помощью вопросов и полученных ответов подводит их к пониманию и усвоению нового материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.

Беседа не только требует от студентов следования за мыслью преподавателя, но и провоцирует самостоятельные рассуждения.

Самостоятельная работа студентов с технической и учебной литературой представляет собой метод обучения, основанный на слове, и является одним из важнейших средств как познания, так и закрепления знаний. При обучении по программированным текстам работа с книгой является эффективным средством контроля и оценки результатов самообразования.

Самостоятельная работа с книгой позволяет научить студентов целенаправленно подбирать литературу, пользоваться разного рода вспомогательными материалами (справочниками, энциклопедиями).

Письменное инструктирование является разновидностью работы с технической документацией и применяется в первоначальные периоды обучения, когда учащиеся еще не имеют достаточно знаний, умений и навыков в новой для себя области.

На занятиях могут быть использованы запись радио- и телепередач по моделированию женского платья, показ готовых моделей.

Таким образом, для проведения занятий преподаватель может избрать словесные методы, применение которых наиболее приемлемо для конкретного случая.

В практике педагога одно из самых важных мест занимает демонстрационные (Таблица 2) (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий преподавателя, которая состоит в показе студентам самих моделей, а также в представлении им определенных процессов с объяснением их выполнения.

Таблица 2 Система демонстрационных методов

Демонстрация наглядных приемов

Показ трудовых приемов

Натуральные образцы

Изобразительные рабочих

Рабочая поза

Пользование

инструментами

Характер рабочих движений

Оборудование

плакаты

Макеты

Скорость

Механизмы

таблицы

Модели

Темп и ритм

Приспособления

чертежи

Диафильмы

Координированность

Инструменты

Схемы

Видеофильмы

Точность

Материалы

Кинофильмы

Пластичность

Ловкость

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.