Рефераты. Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

p align="left">Более сильный эффект дает воздействие льдом. Сначала нужно обвести кусочком льда по контуру пальцев, задержавшись несколько дольше в точке между большим и указательным пальцем (5-6 сек.) затем дать ребенку "помылить" льдом руки. Руки растираются полотенцем, можно погрузить их в горячую воду, а затем тепло укутать. При гиперкинетической форме процедуру полезно завершить, положив на руки грузы (мешки с солью, песком). Эффект криотерапии длится в течение нескольких часов, причем с каждым сеансом становится все более стойким, (но до определенного предела).

Также полезно делать ребенку массаж рук. Массаж улучшает крово- и лимфообращение, ускоряет обмен веществ в тканях, нормализует мышечный тонус, рефлекторно воздействует на нервную систему и внутренние органы. Комплекс упражнений для массажа кистей рук и верхних конечностей в сочетании с пассивной гимнастикой предлагает невропатолог Т.И. Серганова

Дошкольникам с легкой формой ДЦП, с достаточно развитыми движениями и самоконтролем можно предложить сделать самомассаж кистей и пальцев рук. Эффективный комплекс упражнений предлагают В.В. и С.В. Коноваленко.

Качественный массажный эффект дает и работа с тестом, в которое подмешана крупная соль. Тесто раскатывается, сжимается руками, можно выдавливать на нем следы пальцев, отщипывать кусочки, лепить. Время работы примерно 15 минут.

М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова и Е.М. Мастюкова предлагают комплекс упражнений, направленный на нормализацию тонуса кистей рук и подготовки их к работе .

Особенно важна пальчиковая гимнастика. Помимо основного эффекта она способствует также развитию речи, т.к. проекция кисти руки в двигательной зоне головного мозга расположена очень близко от речевой моторной зоны (М.М. Кольцова). Сначала рекомендуется выполнять упражнения более сохранной рукой, потом пораженной, а затем двумя руками вместе. При тяжелом поражении функции рук упражнения выполняются вначале пассивно.

Комплексы пальчиковой гимнастики широко представлены в литературе работами В. Цвынтарного, И. Лопухиной, М.С. Рузиной, Н.В. Новотворцевой и др.

Наиболее важной, с точки зрения обучения рисованию и художественному труду, является, естественно, кисть руки, а точнее - пальцы, осуществляющие мелкую моторику. Наряду с перечисленными выше мероприятиями, направленными на развитие моторики ребенка, можно предложить упражнения на формирование направленности позы пальцев, точнее - произвольного отведения и приведения пальцев. Позы пальцев можно зафиксировать в виде «следов» обведенной карандашом на листе бумаги кисти руки с различными вариантами отведения пальцев. Например, 1-й палец находится под прямым углом к 4-м остальным, тесно прижатым друг к другу. Или все пальцы разведены как можно шире. Совмещая руку ребенка со «следом», т. е. накладывая, мы тем самым формируем в его памяти след этой пальцевой позы. Следует сделать «следы» для обеих рук. Начинать тренировку следует со здоровой, или более сохранной руки, а затем подключать паретическую. В игровую деятельность данной категории необходимо включать взаимодействие с предметами, имеющими определенную пространственную взаимозависимость: посуда, мебель и т. д.

Предложенные выше упражнения легко включить и в повседневную работу воспитателя. Улучшение двигательной деятельности ребенка наступит лишь тогда, когда коррекция нарушений проводится систематически, направленно и планомерно. Параллельно с мероприятиями, направленными на активизацию двигательных функций и пространственной ориентации, должны проходить занятия по формированию графических навыков в соответствии со спецификой изобразительной деятельности.

После проведения упражнений и процедур, направленных на нормализацию тонуса мышц кистей и пальцев и подготовки их к предстоящей работе, можно переходить к собственно формированию захвата.

При формировании трехточечного карандашного захвата могут возникнуть следующие трудности: у некоторых детей, особенно при наличии гиперкинезов, пальцевой захват не сформирован или сформирован патологически. Для коррекции неправильной позы пальцев и «приучения» их к правильной позе, следует сформировать правильную позу для захвата карандаша и зафиксировать ее вместе с карандашом резинкой.

Какое-то время рука должна оставаться в таком положении для лучшего запоминания позы пальцев. Кроме того, используется и пассивный метод, когда правильная укладка пальцев фиксируется взрослым, который рукой ребенка проводит с ним линии или иные фигуры. Приучение пальцев к карандашному захвату требует довольно длительного времени. Но в наиболее тяжелых случаях достаточно научить ребенка захватывать карандаш таким образом, который он сам выбрал как способ приспособления в связи со своим двигательным дефектом. Дети с гиперкинетической формой ДЦП по степени и характеру двигательных нарушений представляют наиболее сложную группу с точки зрения организации их обучения графическим навыкам. Они нуждаются в дополнительных средствах оборудования для снижения противодействия гиперкинезов. Для этого рука и голова ребенка должны быть зафиксированы во время рисования, на запястье руки следует надеть утяжеленный браслет с тем, чтобы уменьшить ее подвижность. Карандаш или ручка также должны быть тяжелыми, для чего изготовляется специальный металлический корпус, куда помещают пишущий стержень. Диаметр карандаша, ручки для такого ребенка удобнее, если он больше обычного. Пальцы фиксируются на карандаше резинкой. Бумага также закрепляется на специальном планшете. Дети с другими формами ДЦП в меньшей мере нуждаются в специальных ортопедических приспособлениях.

Работа с пластическими материалами для ребенка с нарушенной манипулятивной деятельностью предъявляет свои сложности. Для создания мотивации к занятиям этому виду деятельности можно изготовить несложные приспособления, позволяющие детям изготовлять оригинальные изделия, например, различные штампы, позволяющие делать оригинальные оттиски. Кроме того, следует разнообразить материал для лепки, не ограничиваясь пластилином. Можно использовать не только глину, но и тесто, которое замешивается не только из муки, но и из бумаги. Приготовление теста можно поручить детям, это придает занятию оттенок игры и дополнительно тренирует руки. Кроме того, занятия лепкой можно проводить коллективно, что также существенно повышает мотивацию детей. На занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата.

Аппликацией можно заниматься только тогда, когда у детей сформирован захват тремя и двумя пальцами, а также умение достаточно точно помещать предмет в определенное место. На первых этапах для соединения деталей используется пластилин или клей-карандаш. Аппликацию можно выполнять коллективно. Например, на большом листе бумаги расположены постройки деревенского двора, а фигурки животных (домашних и диких) расположены отдельно. Дети должны отобрать среди них тех, кто живет в этом дворе и приклеить их там, где они считают нужным. При этом идет коллективное обсуждение, правильно ли животное выбрано и где ему «удобнее» находиться на «дворе». Таким образом, можно посадить «сад» или «лес». Разместить городские или деревенские «постройки», «транспорт» и т. д. Кроме того, что дети учатся распределять на плоскости листа детали картинки, они расширяют свой кругозор. Такие работы могут иметь продолжение на последующих занятиях, что повышает у детей интерес к ним. Аппликацией можно украсить праздничную открытку или другую поделку из бумаги. Виды работ, рекомендуемых для проведения занятий по аппликации, даны в приложении (см. Приложение 1)

С целью формирования пространственных представлений эффективно использование в занятиях с детьми, страдающими двигательными расстройствами, подвижной аппликации и фланелеграфа. Особенно это касается детей с гиперкинетической формой ДЦП, так как рисование карандашами и красками для них наиболее затруднено. У части детей с гемипаретической формой ДЦП вызывает затруднения задание - дорисовать недостающую половину симметричной фигуры. Они изображают ее с большими искажениями, чаще всего - меньшей по размеру. Это задание можно выполнить в технике аппликации - поискать среди готовых форм подходящую половину и приклеить ее. Корригирующие возможности занятий аппликацией очень велики: характерные для детского церебрального паралича нарушения, связанные с точностью попадания, можно корригировать на занятиях художественным трудом. Например, при составлении аппликации или коллажа из мелких предметов - бусин, гороха, зерен злаков, фасоли, камешков и т. д. Очень эффективно использовать выкладывание узора на пластичной основе (густой клей, пластилин).

Среди нарушений при ДЦП довольно часто встречается и нарушение тактильных ощущений, стереогноза. Тренировать эти ощущения можно, ощупывая предметы с разной фактурой без зрительного контроля. С учетом этого должны подбираться и игрушки, используемые на занятиях, среди которых - и мягкие, и гладкие, и колючие и т. д. Процесс узнавания по «шкурке» игрушки можно легко включить в игру. Такие игры можно органично включать в занятия, обследуя объекты, которые предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие также хорошо совершенствовать посредством известной игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для преодоления стереоагноза.

Для поддержания у детей постоянного интереса к изобразительной деятельности и формирования полноценных графических образов следует применять разнообразные методы и приемы обучения: предварительное наблюдение за намеченными для изображения предметами и явлениями окружающего мира, обыгрывание предметов, анализ предмета с помощью осязательно-двигательного способа обследования, обведение контура по трафарету и по шаблону, выкладывание изображений из отдельных элементов, словесное описание предмета. И. А. Грошенков считает, что при обучении детей отсталых в развитии большое место занимает показ приемов изображения. Умение подражать действиям взрослого следует расценивать как важный этап на пути развития активности и самостоятельности. Дети испытывают особое желание воспроизводить действия взрослого и видеть в нарисованном образы знакомых предметов. Умственно отсталый ребенок не может действовать в полном соответствии с инструкцией, если она сформулирована в общем виде: «Посмотрите на предмет и нарисуйте его». Такое указание не фиксирует внимание детей на особенностях воспринимаемого объекта, не позволяет понять его структуру и усвоить порядок рисования. Поэтому они нуждаются в развернутых инструкциях, устанавливающих взаимную связь составных частей, подчеркивающих индивидуальные особенности деталей и объекта в целом. Процессу рисования всегда должны предшествовать подробное изучение и анализ предмета, в ходе которых задается ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где применяется? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей?». Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется сравнение со сходным объектом. Например, для более точного восприятия формы квадрата рядом с ним надо расположить предмет прямоугольной формы. В качестве объектов изображения используются хорошо знакомые детям предметы, в том числе игрушки, которые нетрудно нарисовать, слепить.

Всегда следует поощрять желание ребенка многократно повторять штрихи, линии, так как выполняемые при этом ритмические движения служат основой для вырабатываемых впоследствии графических умений.

Качественный эффект дает использование метода совместных действий (так называемое «сотворчество»). Этот метод позволяет педагогу в наглядной и занимательной форме демонстрировать тот или иной прием, представляя ребенку для выполнения ту часть задания, которая находится в зоне его ближайшего развития. Использование этого метода позволяет развивать малейший успех, наметившийся у ребенка, обеспечить ему продвижение в освоении способов самостоятельных действий при выполнении аналогичной работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.