Рефераты. Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

p align="left">Положительным моментом является также то, что в кружковой работе есть возможность осуществлять межпредметные связи. Например, на занятиях лепкой дети вылепили бусы из глины, на занятиях по рисованию они их раскрасили. Нанизывать бусы на шнурок посильно не всем, а также это требует дополнительного времени, которого недостаточно на уроке. Поэтому дети успешно занимаются этим на занятиях кружка. Результаты творческой работы детей демонстрировались на выставках, две - аппликации из природного материала, а третья - букет из бросового материала. Также в текущем учебном году была проведена выставка «Коллаж-это интересно!», где демонстрировалась часть работ (другая часть была подарена педагогам, по желанию детей).

Очень важно для ребенка, страдающего ДЦП, правильно организовать досуг. Зачастую содержательный досуг - единственная ниточка, связывающая его, находящегося в социальной изоляции, с внешним миром. Это для него спасительная возможность на какой-то момент забыть о своих проблемах, своих трудностях и погрузиться в царство радости и фантазий. Часто эти занятия перерастают в пожизненное хобби, повышается самооценка ребенка. Не стоит навязывать свои идеи и желания, ребенок сам должен сделать свой выбор, это его личное время и он сам вправе решать, чем он хочет его заполнить. Задача педагога - лишь предложить, подать идею, попытаться увлечь и не препятствовать, если ребенок предпочел другое занятие. Однако, если дети выразят желание заняться творчеством, они всегда могут взять цветные карандаши и бумагу, все это хранится в уголке творчества, расход бумаги неограничен. Всегда под рукой готовая глина, пластилин и краски. Когда дети занимаются творчеством, желательно включить негромкую спокойную музыку, чтобы создать соответствующий эмоциональный настрой. Если потребуется помощь, следует избегать распространенной ошибки: не делать вместо них, а работать совместно с ними, поддерживая и развивая инициативу. Например, дети организовали выставку портретов воспитателей ко дню учителя. Началось с того, что ребенок нарисовал портрет, и в процессе его обсуждения сошлись на том, что он похож на воспитательницу. Возникла идея о продолжении работы в этом направлении и организации выставки. Дети живо включились в этот процесс. Портретное сходство, естественно, вышло весьма отдаленное, однако короткое смешливое поздравительное четверостишие дополнило картинки и не оставило сомнений в том, кто изображен (это уже работа воспитателя). Осталось оформить работы в рамки и написать общий заголовок - и выставка готова. Никто из взрослых не остался равнодушным. Приходили и интересовались, готов ли их «портрет». Энтузиазму детей не было предела. А как они гордились интересу к их шутливой выставке! Возможно, теперь это станет доброй традицией, как стало традицией художественное оформление группы к Новому году, изготовление небольших подарков к международному женскому дню, поздравительных открыток к различным праздникам, масок к Колядкам. Старшие ребята ощущают значительность своего труда, а младшие стремятся им подражать.

Выбирая тот или иной вид досуговой деятельности, надо исходить не из паспортного возраста ребенка, а из возраста его фактического развития. При выборе вида досуговой деятельности не следует принижать его способности, говоря: «Ты этого не сможешь!». Однако и нельзя ставить слишком завышенные требования. Нужно предложить сразу несколько видов деятельности, а воспитанник сам решит, что ему больше нравится. Если ребенок берется за дело, которое ему явно не по силам, если что-то не выходит и работа испорчена, он очень огорчается. Бывает, доходит до слез. При этом отказывается от помощи, хочет все делать самостоятельно. Зная это, не нужно отговаривать его от задуманного, а постараться облегчить процесс творчества: предложить другой материал для работы, или альтернативное решение для преодоления возникших трудностей, возможно, привлечь других ребят для помощи. К сожалению, в группе есть дети, досуг которых невозможно разнообразить подвижными играми, они большую часть времени проводят в колясках, поэтому просто необходимо осваивать все новые и новые виды творческой деятельности.

Занятия изобразительным искусством воспитывают у детей с ограниченными возможностями чувство собственного достоинства и придают ощущение значимости. Благодаря тому, что занимаются они с великим удовольствием и увлечением, можно при этом решать некоторые реалибитационные задачи. Например, кроме того, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией совершенствуют мелкую моторику, развивается зрительно - пространственное ориентация, различение цвета, пространственное и абстрактное мышление, речь, расширяется кругозор.

Чем раньше ребенок ощутит результат своей деятельности, тем выше вероятность, что в дальнейшем у него появится стойкий интерес к занятиям. Любое занятие может в дальнейшем понравиться ему, если убедить его, что он делает это по-своему хорошо, так, как никто другой выполнить это просто не в состоянии.

2.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для оценки результатов формирующего этапа эксперимента в декабре 2008 г. был проведен контрольный этап с детьми экспериментальной и контрольной групп. На контрольном этапе была проведена авторская диагностика, содержащая те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента, выполнение которых оценивалось по трехбалльной системе.

В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа.

Суммируя полученные баллы, определили степень сформированности изобразительных умений и навыков на контрольном этапе эксперимента по тем же критериям, что и в констатирующем:

Высокий уровень: от 45 до 57 баллов;

Средний уровень: от 32 до 44 баллов;

Низкий уровень: от 19 до 30 баллов.

Затем полученные данные сравнили с соответствующими показателями констатирующего эксперимента:

Таблица 1

Соотношение уровней развития мелкой моторики на основе исследования изобразительных умений и навыков у первой и второй групп детей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента

Группа

Уровень развития мелкой моторики

Высокий

Средний

Низки

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Нач.

Кон.

Первая

33%

50%

33%

50%

33%

0%

Вторая

50%

83%

33%

0%

17%

17%

В обеих группах прослеживается положительная динамика в развитии ручного умения.

В процессе исследования было выявлено, что некоторые дети экспериментальной группы, которые занимались по специально разработанный системе занятий, включающий специальные упражнения для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук, научились проводить вертикальные и горизонтальные линии, проводить горизонтальную линию слева на право и наоборот. Научились различать и изображать основные геометрические фигуры, у двоих детей значительно улучшилось рисование замкнутых кривых, волнистой и ломаной линий. Дети стали свободнее и адекватнее использовать плоскость листа бумаги при рисовании и аппликации. Рисунки стали более красочными, так как дети стали использовать оттеночные цвета. Намного точнее стали дорисовывать симметричные фигуры те дети, для которых в начале обучения это задание было трудным. При изображении ритмичных, повторяющихся элементов в рисовании также стала наблюдаться положительная динамика. Детям легче стала даваться штриховка. Если ранее она у 33% она была хаотичной, выходила за пределы контура рисунка, то на контрольной стадии эксперимента дети освоили штриховку линиями и цилиндрическую, рисунки стали аккуратнее, линии штриховки у большинства не выходят за пределы контура.

Ребята стали инициативнее на занятиях и в самостоятельной деятельности. Отмечается высокий интерес к занятиям, положительный эмоциональный настрой. По-прежнему большую трудность для детей составляет работа с ножницами, в этом направлении предстоит работать в дальнейшем, используя индивидуальный подход. Особо следует отметить, что два человека из группы за период эксперимента научились работать швейной иглой, раньше все попытки заканчивались неудачей. Этот критерий не включен в диагностику, поскольку на начало эксперимента с иглой не мог работать никто.

Гистограмма 3.

Сравнение результатов диагностики уровня развития мелкой моторики рук у детей экспериментальной группы на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Процентное соотношение детей с высоким уровнем развития мелкой моторики повысилось на 17%; такой же результат у детей со средним уровнем; вместе с тем следует отметить, что не осталось детей с низким уровнем, хотя этот показатель в начале эксперимента составлял 33%.

В контрольной группе, где дети не занимались по специальной системе занятий, тоже наблюдается положительная динамика: дети этой группы продолжают осваивать работу с ножницами, занимаются вырезыванием. У них прослеживается высокий интерес к изобразительной деятельности, ребята принимают участие в выставках и посещают занятия кружка.

Гистограмма 4.

Сравнение уровня развития мелкой моторики у детей контрольной группы на стадии констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

В контрольной группе дети тоже показали улучшение результатов: процентное соотношение детей с высоким уровнем развития изобразительных навыков увеличилось на 33% соответственно на это же количество понизился показатель среднего уровня; однако у 17% положительной динамики не наблюдается, остался прежний, низкий уровень развития моторики. Если проанализировать результаты обеих групп, то можно сделать заключение, что в развитии мелкой моторики и в экспериментальной и в контрольной наблюдается положительная динамика. Однако если провести сравнение в баллах, заметно отличие. Если в констатирующем эксперименте суммарный балл экспериментальной группы составил 214 баллов, то на стадии завершения э ксперимента эта цифра составила 270 баллов. Таким образом, если выразить в баллах общий результат усвоения навыков, то он составил 56 баллов.

Если провести сравнение с успехами контрольной группы, то эти показатели составили соответственно 246 и 281 баллов, то есть общий результат усвоения навыков у контрольной группы составил 35 баллов. Следовательно, в экспериментальной группе процесс развития мелкой моторики прошел успешнее, чем в контрольной, разница составляет 21 балл.

Если выразить эти цифры в процентах, то можно сделать вывод, что процесс развития мелкой моторики в экспериментальной группе на 60% превысил аналогичный показатель в контрольной группе. У детей контрольной группы результат усвоения графических навыков ниже, хотя изначально эта группа в диагностике показала лучший результат, чем экспериментальная (у экспериментальной группы начальный суммарный результат составил 214, а у контрольной - 246 баллов). В данных гистограмм 3, 4 показано сравнение успехов экспериментальной и контрольной групп:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.