Рефераты. Развитие мелкой моторики рук у учащихся с детским церебральным параличом на занятиях изобразительным искусством

p align="left">Т.С. Комарова предлагает при усвоении новых приемов изображения использовать информационно - рецептивный метод. Чтобы дети овладели формообразующими движениями руки, способами создания изображения, им эти способы нужно показать и объяснить. К примеру, обследуется предмет, называется его форма, предмет обводится по контуру, затем эти движения воспроизводятся руками в воздухе. Параллельно активизируется детский опыт, дети учатся, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с ранее усвоенными, устанавливать взаимосвязь нового с уже известным.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Детский церебральный паралич - тяжелое, врожденное заболевание, при котором поражается центральная нервная система. Это приводит к грубым двигательным нарушениям, которые часто сопровождаются недоразвитием психики, речи, зрения, слуха. Одной из особенностей, характеризующих детский церебральный паралич, является нарушение моторики рук. При определенном коррекционном и педагогическом воздействии эти нарушения могут быть обратимыми, поэтому занятия изобразительным искусством представляют широкую возможность для работы в этом направлении. В процессе усвоения детьми ряда графических и живописных умений и навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук, поскольку изображение окружающего мира требует от ребенка определенного уровня сформированности ручной умелости. Раннее развитие всех компонентов способностей, обеспечивающее успешное освоение изобразительной деятельности, способствует всестороннему развитию личности ребенка.

У детей, страдающих детским церебральным параличом, процесс формирования изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и задержкой развития высших психических функций. Нарушения моторики рук проявляются в виде повышенного тонуса мышц, наличия насильственных движений - гиперкинезов, а также неправильной установкой конечностей и контрактурами суставов. Нарушения ряда корковых функций обуславливают неточность в движении рук, их координации. Особенно отчетливо они проявляются при выполнении произвольных движений, что препятствует правильному формированию и фиксированию в памяти схемы этих движений.

Процесс обучения таких детей основам изобразительной деятельности требует особого подхода и организации. Чтобы добиться оптимальных результатов, на занятиях следует отдавать предпочтения таким видам работ, которые соответствуют возможностям детей и эффективны для формирования ладонного и щепотного и пинцетного захвата. Для этой цели была разработана система занятий, направленная на развитие мелкой моторики рук у детей с ДЦП.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.

2.1 ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

На базе Рудничного детского дома-интерната для умственно отсталых детей в период сентябрь 2008 - январь 2009 года была проведена опытно-экспериментальная работа с детьми, страдающими детским церебральным параличом. Исследование осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало:

1. исследование физического состояния кистей и пальцев рук;

2. выявление уровня развития мелкой моторики.

Всего в исследовании участвовало 12 детей с различными формами детского церебрального паралича (см. Приложение 2, таблица 1).

Заключение о физическом состоянии кистей и пальцев рук делалось в процессе наблюдений практической деятельностью детей: игра, работа на занятиях, самообслуживание, хозяйственно - бытовой труд (см. Приложение 2, Таблица 2). За основу брались следующие критерии: развитие захвата, умение манипулировать предметами, согласованность действий рук, координация движений, наличие врожденных патологий (тремор, гиперкинез).

Почти у всех ребят развит элементарный ладонный захват, они могут манипулировать предметами, однако у 92% моторика ограничена и наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Также нужно отметить недостаточную согласованность действий рук (в норме только у 8%) и нарушение координации движений у 67%. Гиперкинез пальцев и кистей рук наблюдается у 40% детей, у 20% очень высокой степени, у 20% он выражен незначительно, то есть не является непреодолимым препятствием для практической деятельности. Тремор (непроизвольное дрожание) присутствует у 25%, но не является постоянным явлением, а наблюдается частично, обычно как результат чрезмерного напряжения или усталости рук, который можно снять упражнениями на расслабление. Навыки самообслуживания развиты в разной степени, что объясняется не только физическими особенностями и степенью тяжести ДЦП, но и различиями в возрасте. Однако все дети хотя бы частично себя обслуживают, самостоятельно одеваются. Наибольшую трудность у детей возникает при застегивании пуговиц, молний. Практически все передвигаются на колясках, двое могут ходить с поддержкой или опорой.

Помимо общих вышеперечисленных трудностей следует отметить, что все дети очень разные по возрасту и имеют индивидуальные физические особенности, затрудняющие их работу: у семи человек есть грубые нарушения в координации движений (58%), у четверых наблюдается гиперкинез конечностей (33%), есть дети, у которых мелкая моторика практически в норме (один), то есть дети различаются по возможностям. Поэтому необходимо строить занятия и подбирать задания таким образом, чтобы с ними могли справиться все.

В результате наблюдений за практической деятельностью детей на занятиях были выявлены особенности изобразительной деятельности детей, страдающих разными формами церебрального паралича. Некоторые дети не могли выполнить самых простых рисунков. Их графическая деятельность носила характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями (с гиперкинетической формой ДЦП), даже стараясь воспроизвести форму, рисуют хаотически, проводят линии за пределы листа бумаги.

Нарушение оптико-пространственного восприятия в рисунках выражались неправильной передачей пространственных отношений между отдельными предметами или их элементами, смещением рисунка относительно центра листа. При выполнении заданий по словесной инструкции дети не могли разместить предметы на листе в соответствии с инструкцией, при срисовывании выполняли рисунки в зеркальном изображении.

Дети испытывали трудности при передаче величины предметов - чаще они рисовали все предметы сильно уменьшенными. Дети же с гиперкинетической формой ДЦП из-за непроизвольных навязчивых движений наоборот сильно увеличивали изображения.

Следует отметить основные трудности, с которыми пришлось столкнуться в процессе организации занятий по изобразительному искусству и ручному труду:

- недостаточное развитие мелкой моторики рук, пальцев. Детям трудно крепить, изготовлять мелкие детали. У многих детей наблюдается гиперкинез конечностей, когда вследствие постоянно резко повышенного тонуса мышц руки сжаты в кулачки и большой палец плотно приведен к ладони, что очень затрудняет его участие в хватательных движениях;

- значительно нарушена зрительно - двигательная координация движений. Например, при изготовлении аппликации намазанную клеем деталь не сразу удаётся приложить на нужное место, работа получается неаккуратной. Ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки;

- трудность восприятия, недостаточное развитие образного и пространственного мышления. Некоторые дети испытывают трудности при определении формы, цвета объектов, их положения в пространстве. Например, лапки у фигурок животных могут прикрепить не снизу, а в любом другом месте, не ориентируясь на образец;

- практически у всех детей преобладает непроизвольное внимание. Они легко отвлекаются от темы занятия при появлении посторонних раздражителей. Внимание неустойчивое, непродолжительное, поэтому не следует «загружать» большим объёмом информации. В процессе обсуждения нужно постоянно держать под контролем их внимание, вести беседу на высоком эмоциональном уровне, применять как можно больше наглядных, ярких, интересных пособий;

- память у большинства кратковременная. По прошествии некоторого времени дети легко забывают приобретённые знания, умения и навыки, поэтому нужно уделять большое внимание повторению, закреплению;

- одна из основных бед многих детей - заниженная самооценка, отсутствие веры в свои силы;

- недостаточное развитие эмоционально - волевой сферы. Проще говоря, дети малоусидчивы, легко теряют интерес при непосильном задании и огорчаются при неудачах.

В ходе исследования уровня развития мелкой моторики была проведена диагностика выявления имеющихся изобразительных умений и навыков у детей с ДЦП (см. Приложение 2, Таблицы 3,4 ). Были сформированы две группы детей, по шесть человек в каждой. Задания, входящие в диагностику, оценивались по трехбалльной системе:

1 - навык не сформирован;

2 - навык частично сформирован;

3 - навык сформирован.

В диагностику были включены три группы умений и навыков: по изобразительному искусству, лепке и аппликации. Проверялись элементарные графические навыки, умение правильно держать карандаш и кисть; степень развития формообразующих движений и приемов лепки (раскатывание, вытягивание, соединение деталей). В аппликации выявлялись умение работать с ножницами, наносить клей на деталь и переносить деталь на плоскость листа. В диагностику также был включен такой критерий, как зрительно-двигательная координация, от которой зависит точность выполнения задания.

На основе полученных данных были определены три уровня сформированности изобразительных умений и навыков:

Высокий уровень: от 45 до 57 баллов;

Средний уровень: от 32 до 44 баллов;

Низкий уровень: от 19 до 30 баллов.

Высокий уровень означает, что элементарные графические навыки в целом сформированы; средний - навыки сформированы частично; низкий - практически не сформированы.

Это позволило сделать заключение об уровне развития мелкой моторики рук у детей, участвующих в эксперименте, результаты отражены в гистограмме 1:

Гистограмма 1.

Начальный уровень развития мелкой моторики у детей первой группы

В первой группе детей, участвующих в исследовании 50% детей умеют держать карандаш (т.е. сформирован трехточечный захват), графические навыки развиты слабо, линию провести могут 17%, у 50% она получается искаженной (прерывистой и кривой), а круг не может нарисовать никто; легче детям дается штриховка. В лепке дети лучше освоили такие приемы, как раскатывание, труднее им дается соединение деталей (особенно примазывание) и изготовление мелких деталей. У 50% детей приемы лепки освоены частично, у 33% - на низком уровне. На занятиях аппликацией особую трудность составляет не только нанесение клея на деталь, но и перенесение этой детали на плоскость листа (поскольку для этого должен быть хорошо развит пинцетный захват) эти умения частично сформированы у 50% детей. Работа с ножницами представляет особую трудность, только 33% детей с трудом могут вырезать, поэтому на занятиях аппликацией дети наклеивают готовые формы.

Детям второй группы были предложены те же задания. Результаты диагностики отражены в гистограмме 2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.