Рефераты. Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра

42

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром 5
  • Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников 9
    • 2.1. Развитие образной речи на основе произведений 9
    • 2.2. Развитие образной речи на основе фольклорного жанра 16
  • Глава 3. Методика проведения занятий по развитию образной речи в старшей группе 36
  • Заключение 40
  • Список использованной литературы 42
    • Приложение 1 44
Введение

Художественная литература и фольклор -- важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Лите-ратура и фольклор влияют на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.

Произведения литературы и фольклор способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и пере-оцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что забо-тило, радовало и тревожило русских людей, чем они занима-лись, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня -- значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь его содержание -- жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.

Роль художественной литературы во всестороннем вос-питании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками -- в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович

Для решения задач всестороннего воспитания детей сред-ствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художе-ственных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе об-щих положений эстетики. Литературное произведение дол-жно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.

В работах педагогов рассматривают-ся разные стороны методики художественного чтения: методика ознакомления с поэзией и заучивания стихов и басен (Л.Я. Панкратова), влияние иллюстрации на пони-мание литературного произведения (Т.А. Репина).

Важным качеством речи является выразительность. Ли-нии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Ру-бинштейном. Педагогический аспект этой проблемы осве-щен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить эле-менты выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.

Целью данной работы является анализ развития образной речи дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра.

Перед нами в данной работе ставятся следующие задачи:

- раскрыть основные задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром;

- показать особенности развития образной речи на основе произведений;

- показать особенности развития образной речи на основе фольклорного жанра;

- показать основные приемы развития образной речи в старшей группе.

Глава 1. Задачи детского сада по ознакомлению детей с произведениями и фольклорным жанром

Искусство слова отражает действительность через художест-венные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку позна-вать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе-ственные произведения, раскрывая внутренний мир героев, застав-ляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведения-ми для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвя-занных задач нравственного, умственного, эстетического воспи-тания.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4--5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного вос-приятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справед-ливости Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе-ева, В.И. Яшина. -- М.: Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С.139.

.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в общест-ве. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с те-ми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рас-сказы, сказки, а к концу дошкольного возраста -- перевертыши, небылицы. Недостаточный уровень развития отвлеченного мышле-ния затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, по-словицы, загадки, обусловливает необходимость помощи взрослого Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. за-ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - c.209.

.

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные разли-чия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть един-ство содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, исполь-зованные другими поэтами.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом рассмотренных выше возрастных особенностей эстетического восприятия.

В настоящее время в педагогике для определения речевой дея-тельности, имеющей ярко выраженную эстетическую направлен-ность, принят термин «художественно-речевая деятельность детей». По своему содержанию это деятельность, связанная с вос-приятием литературных произведений и их исполнением, вклю-чающая развитие начальных форм словесного творчества (приду-мывание рассказов и сказок, загадок, рифмованных строк), а также образности и выразительности речи.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произ-ведений детской художественной литературы. Обеспечить усвое-ние ребенком содержания произведений, правильное их понима-ние -- важная задача.

Воспитатель формирует у детей умение воспринимать литера-турное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ре-бенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно также учить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенка формируют также некоторые эле-ментарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок дол-жен уметь определить основных героев (о ком говорится в произ-ведении), высказать свое отношение к ним (кто нравится и поче-му); определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наи-зусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть--уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задач -- формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, раз-вивать их творческие способности.

Нужно также воспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям, умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработать правильное отношение к книге и чтению; воспитывать навык совместного слушания, умение орга-низованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, вни-мательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

В дошкольной педагогике и в детской литературе на основе об-щих положений разработаны тре-бования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям.

В «Программе воспитания в детском саду» помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представ-лены устное народное творчество (сказки, песенки, потешки наро-дов России и зарубежных стран), произведения русских и зарубежных писателей. Весь рекомендуемый материал равномер-но распределен по кварталам учебного года с учетом воспитатель-но-образовательной работы, которая проводится на каждом вре-менном отрезке. В «Программе» указываются методы ознакомления детей с этими произведениями. Предлагаемые списки художественной литературы облегчают отбор текстов, но не исчер-пывают его.

Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знако-мились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу пре-дыдущей группы и наметить материал для повторения.

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образователь-ной ролью в жизни всего народа.

Глава 2. Развитие образной речи старших дошкольников

2.1. Развитие образной речи на основе произведений

В старшей группе у детей продолжают развивать интерес и любовь к художественной литературе. Значительно услож-няются задачи, которые педагог должен решать, знакомя ребенка шестого года жизни с произведениями различных жанров. У детей воспитывают способность замечать некоторые выразительные средства. Учат определять и мотивировать свое отношение к ге-роям произведения. Формируют нравственные критерии оценки.

Дошкольников учат также выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, ин-тонации, соответствующие характеру произведения, пережива-ниям героев. Примерные планы занятий даны в Приложении 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.