Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Развитие образной речи старших дошкольников с помощью произведений и фольклорного жанра
казки. В соответствии с программой в течение года воспитан-ников знакомят с двенадцатью сказками. В их числе русские на-родные сказки «Лисичка-сестричка и серый волк», «У страха глаза велики», «Заяц-хваста», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», сказки Пушкина Светлова Г. О сказках Пушкина для малышей // Дошкольное воспитание. - 1999. - №10. - с. 87.; сказки народов мира «Фея» (французская). «Три поросенка» (английская), «У солнышка в гостях» (словац-кая), а также авторские: «Бременские музыканты» бр. Гримм, «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия».-- 2-е изд.-- М.: Просвещение, 1981.--с.98..Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффектив-ными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на прие-мы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в об-разный строй и язык сказки.Приемы первой группы:1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охаракте-ризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.-- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? -- спрашивает педагог.-- Хитрая, умная, жестокая,-- говорят дети.-- И только-то? -- удивляется педагог и зачитывает отрывок, в котором рассказывается, как рыжая плутовка, вымазав голову тестом, дурачит волка-простофилю. Дети приходят к выводу, что лиса еще и находчивая, предприимчивая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса.Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопроси-тельной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заклю-чена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мох-натый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспи-татель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персо-нажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» -- добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. - М.: Просвещение, 1966. - с.58..Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности дан-ного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошколь-ников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?» (занятие по сказке «Хаврошечка»). Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачи-тывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям зажмуриться и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим -- с волшебной яблоней.С помощью этого приема дошкольников приучают вслушивать-ся и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие кар-тинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.) Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студен-тов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психоло-гия».-- 2-е изд.-- М.: Просвещение, 1981.-- с. 99..В свободное от занятий время дошкольникам предлагают на-рисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бу-маги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает луч-шие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Само-дельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.Приемы второй группы:1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пере-сказывают описания природы, поступки героя, которые им особен-но запомнились.3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отры-вок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно пред-ложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется инте-реснее (подробнее) ?»4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обо-гащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны--сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказ-ки «Крылатый, мохнатый да масленый» -- со слов «сядут за стол -- не нахвалятся» и др.Стихотворения и рассказы. В старшей группе для чтения де-тям программа рекомендует 17 поэтических произведений и 25 рассказов (т.е. 1--2 произведения в неделю). Небольшие по объему и простые по содержанию произведения читают вне заня-тий, например, рассказы «На горке» Н. Носова, «На лесной полян-ке» Г. Скребецкого, «Медвежонок» Е. Чарушина, «Цветы» Э. Шима; стихотворения «Веревочка» А. Барто, «Неумейка» Я. Акима, «Чудо» Л. Квитко, «Мальчик поте-рялся» З. Александровой.Можно объединять на одном занятии 2 произведения, ориен-тируясь на их тематику. Например, после чтения рассказа «Тороп-ливый ножик» Е. Пермяка и беседы по его содержанию дети с удовольствием слушают стихотворение «Неумейка» Я. Акима. После заучивания «Песенки весенних минут» В. Берестова хорошо воспринимается дошкольниками стихотворение «Веревочка» А. Барто Гербова В. В. Рассказывание по восприятию // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексе-ева, В.И. Яшина. -- М.: Издательский центр «Акаде-мия», 1999. - С.170..Беседы по содержанию рассказов в целом строятся на основе приемов, которые были рассмотрены при анализе бесед по сказ-кам.Рассмотрим приемы, которые могут быть рекомендованы для подготовительной работы:1. Воспитатель показывает детям портрет писателя, предлагает вспомнить и назвать его произведения (по памяти, с опорой на наглядность). Такое вступление целесообразно делать на заня-тиях по произведениям В. Маяковского, К. Чуковского, С. Мар-шака, А. Барто, З. Александровой, Е. Благининой, П. Воронько. Оно даст ребенку возможность воспринять новое произведение не само по себе, а как стоящее в ряду других созданных писателем. Кроме того, дети лучше запоминают писателя, их представления о его творчестве становятся полнее.1. Воспитатель рассказывает детям о действительных собы-тиях, фактах, которые нашли отражение в данном художествен-ном произведении. Тогда авторский текст приобретает для ребенка значимость и весомость. 3. Педагог выясняет, какие представления имеются у детей о профессии, описанной в рассказе (стихотворении). А после прочтения интересуется, что нового для себя они узнали об этой профессии (например, о службе милиционера-регулировщика -- рассказ «Едет, спешит мальчик» М. Коршунова).4. С дошкольниками рассматривают картины и иллюстрации, помогающие легче представить описание природы, облик пер-сонажей, о которых рассказано в произведении («Медвежонок» Е. Чарушина, «На лесной полянке» Г. Скребицкого и др.).Рассматривая иллюстра-тивный материал, дети делятся друг с другом своими наблюде-ниями, педагог уточняет и конкретизирует их высказывания.5. С детьми проводят целевую прогулку (прогулки), в про-цессе которой дошкольники приобретают впечатления, позволяю-щие глубже понять содержание произведения, его идею. Так, пе-ред чтением «Почты» С. Маршака с детьми совершают экскурсию в ближайшее отделение связи, где они знакомятся с правила-ми приемки и отправки писем.Заучивание наизусть. В старшей группе занятия по данному виду работы проводятся ежемесячно (одно занятие в месяц). С новым стихотворением детей можно знакомить или непосред-ственно на занятии, или заранее. Большинство произведений, ре-комендованных программой, не требует специальной подготови-тельной работы. Однако в ряде случаев она все-таки нужна.Например, перед заучиванием стихотворения «Дуб» И. Токмаковой детям следует показать, если есть такая возможность, это мощное дерево, зеленеющее до поздней осени. На занятии, демонстрируя осенние пейзажи, воспитатель предлагает опре-делить, о каком дереве сказано: «Одела осень могучего богатыря в медную броню» (Г. Скребицкий). И, показав дубовую ветку с осенними листьями (натуральную), предлагает сравнить их цвет с цветом медной монетки.Перед чтением стихотворения «Песня о весне» С. Маршака же-лательно весной организовать прогулку с целью показать вос-питанникам сережки вербы, серебристые, бархатные. Если прогул-ку провести трудно, можно принести в группу ветки вербы.Чтобы воспитанникам было легче понять смысл строчек «Как, февраль, не злися, как ты, март, не хмурься...» («Ласточка» А. Майкова), можно проанализировать с ними календарь погоды в рисунках детей за февраль и март. Тогда они сами подметят, что февраль -- месяц вьюг и ветров («злится февраль»), а в марте небо то засияет и заголубеет, предвещая теплые и яс-ные дни, то вдруг «нахмурится»: наплывают темные тучи, валит мокрый снег и т. д.Для того чтобы помочь детям запомнить стихотворение, вос-питатель может использовать следующие приемы Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии, 2001. - с.106.:1. Предложить воспитанникам назвать отрывки, которые им особенно понравились. Прочитать их при участии детей, выполнив 3--4 заявки.2. Заранее продумать вопросы в виде цитат из текста, тре-бующие от ребенка повторения («Оля, скажи, «и помчится наша песня за леса и за моря?» -- спрашивает воспитатель. «И помчит-ся наша песня за леса и за моря»,--отвечает девочка). Обычно этот прием используется в тех случаях, когда в стихотворении встречаются строчки, которые дети запоминают с трудом или искажают при чтении («По Москве весенней улицей зеленой все несут на площадь красные знамена» -- З. Александрова; «Росой окропились цветы на полях, стада пробудились на мягких лу-гах» -- А. Пушкин; «Туча небо кроет, солнце не блестит» -- А. Плещеев; «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной» -- И. Суриков и др.).Вопросы могут быть адресованы одному ребенку, группе де-тей, отдельно мальчикам, отдельно девочкам и т. п.3. Чтение детьми отрывков (5--6 выступлений). Воспитатель поясняет, как нужно прочесть те или иные строчки, поощряет поиски ребенком нужной интонации. В процессе этой работы все дети запоминают текст.4. Если позволяют возможности произведения, организовать чтение по частям («Зима» И. Сурикова, «Осенью» А. Плещеева), в лицах («Песня о елке» С. Маршака, «Сельская песня» А. Пле-щеева), драматизацию («Есть в лесу под елкой хата...» П. Воронько).Чтобы помочь детям понять настроение стихотворения (лирич-ное, сказочное, веселое и озорное, праздничное), разобраться в его содержании, воспитатель может использовать следующие приемы:1. Предложить детям охарактеризовать стихотворение. Если им это трудно, самому дать 3--4 определения, из которых дети выберут наиболее подходящее.
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
,
6
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.