Рефераты. Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности

p align="left">1.5 Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности

В дошкольных учреждениях имеется большое разнообразие форм воспитательно-образовательной деятельности, направленной на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов, одной из таких форм является коллективная творческая деятельность.

"Психологи, исследуя понятие творческой деятельности - подчеркивали, что условием и средством достижения деятельности является творческое созидание. Это творческое, преобразующее начало должно обязательно присутствовать в обучении" [11, с. 7].

"В основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности (Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова). Это расходится с распространенной точкой зрения на речевое развитие как на "артефакт подражания", как на эффект неосознанного усвоения языка ребенком" [35, с. 8].

Подлинное развитие повествовательной речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Для этого требуется особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в коллективной творческой деятельности.

Форма воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении может быть, и коллективной, и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом: учитываются интересы и потребности каждого, индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле, данная форма является по исполнению неповторимой [29].

"Коллективная творческая деятельность - это естественное социальное педагогическое явление. Коллективная творческая деятельность состоит из двух понятий: коллективная, потому что планируется, совершается и обсуждается совместно с детьми и педагогами, и творческая, так как планируется и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных задач" [23, с. 18].

"Формы коллективной творческой деятельности от других форм отличаются, прежде всего, характером постановки воспитательно-образовательных задач и освоения коллективного опыта детьми. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель не передает им готовый опыт, а ставит воспитательно-образовательные задачи перед детьми незаметно. Дошкольники сами "открывают" эти задачи, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, принимают ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые. Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п. для которых, напротив, характерна открытая постановка и осуществление образовательных, развивающих и воспитательных задач" [22, с. 29].

"Коллективная творческая деятельность характеризуется практической направленностью, коллективной организацией педагогического процесса, творческим характером, где дети заботятся друг о друге, о своем коллективе. Такая организация жизни детей в воспитательно-образовательном процессе сплачивает воспитателей и дошкольников" [22, с. 30].

Методику применения коллективных творческих дел разработал Иванов Игорь Петрович (1925-1991) - академик РАО, автор методики коммунарского воспитания и коллективных творческих дел. Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и дошкольников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения, навыки на общую пользу и радость [22].

Общие черты рассматриваемой технологии это свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения педагогу. Педагогика сотрудничества, сотворчество воспитанника и воспитателя. Главной методической особенностью коллективного творческого дела является субъектная позиция личности. Технология воспитания общественного творчества И.П. Иванова направлена на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфичные особенности. Мотивом деятельности детей в коллективном творческом деле является стремление их к самоутверждению, самовыражению [23].

Различаются следующие виды коллективных творческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздоровительные [23].

Успешное использование системы коллективных творческих дел при реализации педагогических возможностей обеспечиваются соблюдением трех основных условий:

1. Развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников.

2. Развитие отношений творческого развития между воспитанниками.

3. Развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями [23].

Осуществление системы коллективной творческой деятельности возможно на разных уровнях. Первичный уровень характеризуется ситуативным типом использования коллективного творческого дела. Средний - избирательно-систематическим. Высший - развернуто-систематическим. В реальном воспитательно-образовательном процессе тип использования коллективного творческого дела зависит от особенностей становления и развития коллектива. Алгоритм организации и проведения коллективной творческой деятельности состоит из следующих компонентов: поиск, целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, реализация, аналитико-рефлексивная деятельность [23]. Мероприятия это одна из форм коллективной деятельности, представляющей собой события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воздействия на них. Каждое отдельное мероприятие коллективной творческой деятельности осуществляется поэтапно. Первый этап - предварительная работа. Педагоги устанавливают место предстоящего коллективного творческого дела в воспитательно-образовательном процессе, определяют конкретные задачи, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Второй этап - коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микро коллективах (группах, звеньях). Этот разговор условно называют сбором-стартом. Третий этап - Коллективная подготовка дела. Составление плана подготовки, организация его выполнения. Четвертый этап - проведение коллективного творческого дела, подведение итогов подготовки. Пятый этап - коллективное подведение итогов коллективного творческого дела. Это может быть общий сбор коллектива, где каждый высказывает свое мнение, может осуществляться: опросом, заполнением анкеты, творческими отчетами. Шестой этап - ближайшее последствие коллективного творческого дела. На общем сборе дети и педагог делятся своими впечатлениями [23].

Возможности коллективного творческого дела реализуются тем полнее и глубже, чем органичнее эти дела подкрепляются остальными основными средствами и мероприятиями воспитательно-образовательной работы.

Деятельность на коллективных мероприятиях по обучению детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов заключает в себе широкие возможности для объединения дошкольников, обладающих самыми различными умениями, знаниями, позволяет каждому испытать радость успеха. На таких мероприятиях возникает много ситуаций, позволяющих педагогу подчеркнуть значение ответа каждого ребенка для наиболее полного решения общей задачи [24].

Объединяя детей для выполнения ими совместных заданий, воспитателю немаловажно учитывать уровень речевых умений каждого ребенка, наличие у него речевого творчества, самостоятельности, характера взаимоотношений, сложившихся у него со сверстниками [29].

В старшем дошкольном возрасте задачи формирования у детей опыта коллективной творческой деятельности усложняются, у них формируется практический опыт поведения в совместной деятельности, сопряженной с преодолением трудностей и радостью как от своих, так и от общих достижений, что приводит к формированию настойчивости, старательности, доброжелательности, выдержки. Вместе с воспитанниками педагог оценивает предложения детей, учит внимательно слушать друг друга, разъясняет, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учит отстаивать свое мнение, доказывая его правильность [22].

Главная цель обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко применять их в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными навыками.

Глава 2. Экспериментальное исследование обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности

Экспериментальная часть была выполнена на базе детского сада "Спутник" п. Мирный Зонального района. Данная группа детей выступала экспериментальной группой. Дети старшего дошкольного возраста МДОУ "Ромашка" с. Новая Чемровка Зонального района Алтайского края - контрольная группа. Список детей в приложении 1.

Цель экспериментального исследования подтвердить или опровергнуть предположение о том, что применение комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности, будет способствовать эффективному развитию умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, на котором выявлен исходный уровень развития умений составлять повествовательный рассказ детей старшего дошкольного возраста.

Вторым этапом работы была разработка и апробация мероприятий коллективной творческой деятельности, направленных на развитие умений составлять повествовательные рассказы детьми старшего дошкольного возраста.

На заключительном этапе - была проведена оценка изменения в уровне развития умений составлять повествовательный рассказ детей старшего дошкольного возраста после проведения комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности.

2.1 Исследование уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Цель: Выявить уровень развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

Задачи: 1. Подобрать методику для диагностики уровня развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

2. Определить критерии сформированности умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ.

С учетом программных требований для детей старшего дошкольного возраста [10, 22] и методики для выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной [53, 71-78] использовалась серия заданий для оценки уровня развития умений старших дошкольников составлять повествовательный рассказ. Обследование проводилось с детьми индивидуально. Детям старшего дошкольного возраста предлагалось задание: составить повествовательный рассказ из коллективного опыта. Инструкция к проведению. Вспомни интересные события, которые происходили с тобой вместе с другими детьми. Расскажи так, чтобы получился рассказ. Где было бы начало, что-то происходило и конец рассказа. Тексты повествовательных рассказов детей старшего дошкольного возраста в приложении 2.

Повествовательные рассказы детей старшего дошкольного возраста анализировались по следующим критериям: 1) степень раскрытия содержания (содержание полностью раскрывает тему рассказа, частично раскрывает, не раскрывает тему рассказа); 2) наличие и количество выделенных микротем (микротемы раскрыты и логично связаны с темой рассказа, микротемы не связаны с основной темой рассказа и не раскрыты); 3) соблюдение последовательности (последовательность частей рассказа соблюдена, имеются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа) и структуры повествовательного текста (наличие начала, середины, конца, отсутствие какой-либо части); 4) объём высказывания (количество предложений и слов в одном предложении, простые, распространенные, сложные предложения); 5) связность высказывания (наличие или отсутствие различных видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи), наличие и количество пауз и повторов; 6) степень самостоятельности при составлении повествовательного рассказа (повествовательный рассказ составлен самостоятельно, с помощью педагога, рассказ не составлен).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.