В ходе данного исследования в экспериментальной группе целенаправленно и систематически велось обучении детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности по разработанному тематическому плану. Таблица 1.
Перед проведением мероприятий коллективной творческой деятельности проводилась предварительная работа, которая заключалась в чтении художественных произведений и произведений устного народного творчества, подготовке необходимых атрибутов (изготовлении макетов и персонажей) для инсценировок, рассматривании картин, разучивании ролей, участии в коллективных праздниках, прогулках, беседах, наблюдениях и т.п.
После чтения произведений и определения их тем внимание детей обращалось на то, что один и тот же писатель может писать на различные темы, а разные авторы могут писать на одну и ту же тему, по-разному ее раскрывая. "Для установления связи содержания с заглавием предлагались разнообразные задания: сравнение художественных произведений: разнотемных и однотемных (Н.Г. Смольникова)" [55, с. 48]. Давались задания на определение темы по обложке, иллюстрациям книги; придумывание собственных заголовков к текстам, картинам, рисункам; выбор наиболее подходящего названия из нескольких вариантов, предложенных педагогом. Детям предлагалось ответить на вопрос: "Почему рассказ (сказка) так назван?" Если заглавие не сообщается, то после чтения детей спрашивали: "На какую тему этот рассказ?"; "О чем эта сказка?". Отвечая на эти вопросы, дети учились обращать внимание на связь между содержанием и заглавием. "Вдумываясь в заголовок, дошкольники выделяли основную мысль всего текста, учились ориентироваться в теме (Т. А. Ладыженская)" [31, с. 10]. Композицию (структуру) рассказа дети начинают осознавать также при ознакомлении с художественной литературой. После чтения различных произведений детям задавались вопросы, направленные на выявление понимания ими структуры рассказа: "О чем говорится в начале рассказа?" ("Как начинается рассказ?"); "О чем говорится в середине рассказа?"; "Чем закончился рассказ?". Знакомство детей со структурными компонентами рассказа осуществляли по следующей схеме: 1. Чтение рассказа без заголовка и начала (середины, конца); 2. Вопросы к детям: "Какой части недостает?"; "Как вы об этом узнали?"; 3. Придумывание детьми пропущенной части рассказа; 4. Озаглавливание рассказа; 5. Чтение авторского текста. Одновременно дети знакомились со значением каждого структурного компонента. Из начала рассказа должно быть ясно, о ком или о чем будет говориться в тексте, где и когда произошел тот или иной случай. Середина -- это основная часть рассказа, в ней подробно рассказывается какое-то событие или случай. Из заключительной части должно быть понятно, чем все заканчивается. Возникали ситуации, когда дети слабо включались, а то и вовсе не хотели включаться в коллективную творческую деятельность. Не допуская открытого давления, педагог своим примером и примером других детей побуждал ребенка к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлению общего замысла. Создание на занятии положительной эмоциональной обстановки, обеспечивалось доброжелательным общением педагога с детьми. На первых мероприятиях коллективной творческой деятельности некоторые дети принимали активное участие, а потом теряли интерес к делу, так как не приобрели еще умения действовать в коллективе и адекватно реагировать на замечания. Для улучшения взаимоотношений в группе детей учили тактично высказывать свое мнение, разъясняли, как следует выражать несогласие, не прибегая к некорректным формам выражения, учили отстаивать свое мнение. Также этому способствовала положительная оценка, которая давалась в присутствии всех детей и тем самым влияла не только на отвечающего ребенка, но и на каждого в группе, побуждая всех к активному участию в общей работе.
Конспекты мероприятий коллективной творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста в приложении 4.
Таблица 1.
Тематический план мероприятий коллективной творческой деятельности, направленный на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов
№ п/п
Тема
Цель и задачи
Дата проведения
1
"Мир людей"
Цель: Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
Задачи: 1. Учить детей составлять повествовательный рассказ из личного опыта о событиях в семье. Закреплять знания о различных родственных отношениях.
2. Развивать память при составлении повествовательных рассказов из опыта.
3. Воспитывать уважение к своим близким.
09.09.08
2
"Поможем Красной Шапочке и бабушке"
Задачи: 1. Познакомить детей со структурой повествовательного рассказа.
2. Развивать умение творчески отображать придуманный рассказ в рисунке.
3. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, оценивать значимость своего вклада в коллективную работу.
30.09.08
3
"Времена года"
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности.
Задачи:
1. Учить включать описания в повествовательные рассказы. Учить детей употреблять в речи сложные предложения.
2. Развивать представления о структуре повествовательного рассказа.
3. Воспитывать уважение друг к другу, умение выслушивать не перебивая.
21.10.08
4
"Вежливые слова"
1. Совершенствовать умение составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картин. Учить детей подбирать подходящие по смыслу окончания фраз.
2. Развивать фантазию и умение придумывать концовку рассказа.
3. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.
11.11.08
5
"Зимние прогулки"
Задачи: 1. Учить составлять повествовательные рассказы из коллективного опыта.
2. Развивать у детей память, умение передавать колорит зимы словами.
3. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы.
09.12.08
6
"Зимний сад"
Задачи: 1.Учить составлять повествовательный рассказ из коллективного опыта по образцу воспитателя.
2. Развивать внимание, память, мышление.
3. Формировать навыки сотрудничества на занятии при составлении рассказа, слушании и оценивании ответов друг друга. Воспитывать заботливое отношение к природе, видеть ее красоту.
28.01.09
7
"О дружбе, о друзьях"
Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.
Задачи: 1. Активизировать в речи детей глаголы и прилагательные.
2. Развивать память, мышление через объяснение смысла поговорок.
3. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы.
11.02.09
8
"Чего на свете не бывает"
1. Учить детей составлять повествовательный рассказ с выдуманным персонажем, учить детей находить неточности в тексте и исправлять их.
2. Развивать воображение посредством изображения персонажей и придумывания событий с этими персонажами.
3. Воспитывать умение тактично высказывать свое мнение в группе.
25.02.09
9
"8 Марта"
Задачи: 1. Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы из коллективного опыта с опорой на наглядность.
2. Развивать память при отборе для рассказа материал.
3. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе.
11.03.09
10
"Скоро в школу"
1. Совершенствовать умение составлять повествовательные рассказы по заданной теме. Активизировать в речи детей глаголы.
2. Развивать умение совместно строить план рассказывания и следовать ему в процессе рассказывания.
3. Вызывать у детей положительное эмоциональное отношение к школе.
18.03.09.
Предлагаемые мероприятия направлены на развитие коммуникативных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Перед проведением первого мероприятии коллективной творческой деятельности "Мир людей" проведена следующая предварительная подготовка: чтение художественной литературы ("Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Волк и семеро козлят", "Золотая рыбка", "Морозко", "Крошечка-Хаврошечка", "Гуси-Лебеди", "Красная шапочка", "Аленький цветочек" и др.). Рассматривание семейных альбомов. Рисование портретов родителей, бабушек, дедушек, и других родных. Все это способствовало активизации памяти, обогащению словарного запаса, накоплению впечатлений из опыта. Во вводной части проведена игра "Мир людей", которая способствовала созданию положительного эмоционального настроя, сплотить дошкольников в команды, для решения общей речевой задачи - составить рассказ. Соревновательный аспект мероприятия позволил ребятам объединиться в сплоченные команды, стимулировал действовать сообща для достижения одной цели - победы. В результате работы у детей получились коллективные рассказы на тему "Праздники в семье", где каждый ребенок вспоминал, как проходят у него дома праздники, высказывался, сравнивал с другими предложениями. Все вместе отбирали лучшее и старались связно рассказать другой команде. В конце мероприятия все участники награждены призами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8