Рефераты. Развитие повествовательной речи у детей старшего дошкольного возраста в коллективной творческой деятельности

p align="left">Оценка результатов по Т.А. Ладыженской: Диапазон оценки каждого критерия в баллах - от 1-го до 3-х баллов. Максимальная сумма по всем заданиям - 18 баллов [30]. Характеристика уровней развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы: 16 - 18 баллов - высокий уровень; 13 - 15 баллов - выше среднего; 10 - 12 балла - средний; 6 - 9 баллов - ниже среднего уровень.

На основании критериев и оценки результатов из исследований Т.А. Ладыженской [30] выделены 4 уровня развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы.

1. Уровень - высокий. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ содержит несколько микротем, которые раскрыты и логично связаны с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Рассказ композиционно завершен. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 10 - 12 предложений, в среднем в одном предложении от 8 и выше слов. Используются разнообразные видов внутритекстовой связи: синонимической связи, лексических повторов, местоименной связи, союзной связи, в рассказе есть как простые и распространенные предложения, так и сложные предложения (сложноподчиненные). Допускаются не больше двух пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельный.

2. Уровень - выше среднего. Содержание полностью раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротемы или содержит 1 - 2 микротемы, не связанные с темой рассказа. Последовательность частей рассказа соблюдена. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 6 - 9 предложений, в среднем в одном предложении от 6 до 8 слов. Используются союзная связь, доминирующей является цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения, имеется одно сложноподчиненное предложение. Допускает до трех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен самостоятельно с небольшой помощью педагога.

3. Уровень - средний. Содержание частично раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротем. В структуре повествовательного текста можно выделить наличие начала, середины и конца, но отмечаются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа. Отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 4 - 5 предложений, в среднем в одном предложении до 5 слов. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Допускает от четырех пауз и повторов. Повествовательный рассказ составлен с небольшой помощью педагога.

4. Уровень - ниже среднего. Содержание не раскрывает тему рассказа. Рассказ не содержит микротем. В структуре повествовательного текста отмечаются нарушения последовательности частей повествовательного рассказа, отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа. Объём высказывания: в повествовательном рассказе можно выделить 1 - 3 предложений, в среднем в одном предложении от 4 слов. Используется в основном формальная связь. В рассказе преобладают простые предложения. Допускает более пяти пауз и повторов. Пытается составить рассказ, но ограничивается отдельными предложениями без начала и конца.

Протоколы исследования в приложении 3. Полученные результаты представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Гистограмма уровней развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ

Дети контрольной группы (Аня Т., Женя М., Настя Р.) и экспериментальной группы (Наташа Б., Данил Ф.) проявляют самостоятельность в выборе названия темы и пытаются определить будущее содержание рассказа с учетом темы.

Содержание четырех рассказов Оли Р., Никиты М., Жени К., Нины Д. детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и одного рассказа Димы М. из контрольной группы не раскрывает тему рассказа. Содержание раскрывается частично у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Иры Б., Сергея С., Насти Ш., Насти Щ., у детей контрольной группы - Арины А., Жени В., Андрея В., Жени М., Насти Р., Полины С., Коли Ш.

В структуре повествовательного текста отсутствует начало в рассказах детей экспериментальной группы Оли Р. У детей контрольной группы Андрея В., Димы М., Коли Ш. рассказ начинается сразу с описания действий. В структуре повествовательного текста нет конца в рассказах детей экспериментальной группы Данила Ф., Сергея С., Никиты М., Оли Р., Жени К., Нины Д., Иры Б. и в рассказах детей контрольной группы Полины С., Жени М., Андрей В., Димы М., Жени В., Арины А.. Рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы не содержат микротем. В контрольной группе рассказы Ани Т., Азизы С. содержат элементы описания, согласованные с темой рассказа.

Последовательность частей рассказа не соблюдена в рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы Оли Р., Никиты М.. Текст рассказа у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы Полины С., Жени М., Димы М., Арины А. излагается не последовательно. Большинство повествовательных рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы композиционно не завершены.

Объём и связность высказываний детей экспериментальной и контрольной групп недостаточна для отнесения составленных рассказов к высокому уровню. В рассказе детей экспериментальной группы и контрольной группы преобладают простые предложения. Дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Ира Б., Наташа Б., Женя К., Сергей С., Данил Ф., Настя Щ.) пытаются использовать разные виды связи в предложениях, но доминирующей является цепная местоименная. Дети старшего дошкольного возраста экспериментальной (Сергей С., Наташа Б., Настя Ш.) и контрольной групп (Арина А., Настя Р., Андрей В.) пытались передать свои чувства в рассказе.

Повествовательный рассказ составлен самостоятельно детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Настей Щ., Данилом Ф., Сергеем С., Наташей Б. С помощью педагога составили повествовательные рассказы из опыта дети старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Ира Б., Нина Д., Женя К., Никита М., Оля Р., Настя Ш.. Проявили самостоятельность при составлении повествовательного рассказа дети контрольной группы - Арина А., Женя В., Андрей В., Женя М., Настя Р., Полина С., Азиза С., Коля Ш. Остальные старшие дошкольники контрольной группы составляли рассказ при помощи наводящих вопросов педагога.

К высокому уровню развития умений у детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ не был отнесен ни один из рассказов детей как контрольной, так и экспериментальной группы.

К вышесреднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены 50% детей контрольной группы (Азиза С., Аня Т., Женя М., Настя Р., Коля Ш.) и 40% экспериментальной группы (Наташа Б., Данил Ф., Настя Щ., Сергей С.).

Содержание повествовательных рассказов детей экспериментальной и контрольной групп частично раскрывает тему рассказа. Рассказы детей контрольной группы не содержат микротем (Азиза С., Аня Т., Женя М.).

Имеются нарушения последовательности в повествовательных рассказах детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Данил Ф., Настя Щ., Сергей С.). Наблюдается отсутствие какой-либо части повествовательного рассказа, чаще всего отсутствует начало или конец повествовательного рассказа. Объём высказывания небольшой не более 9 предложений.

В рассказе преобладают простые и распространенные предложения. Используется в основном формальная и цепная местоименная связь. Наблюдаются повторы слов, фраз, предложений у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Сергей С.), контрольной группы (Женя М.). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.

К среднему уровню развития умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательный рассказ отнесены дети старшего дошкольного возраста контрольной группы - 40% (Арина А., Женя В., Андрей В., Полина С.), экспериментальной группы - 30% (Ира Б., Женя К., Настя Ш.).

Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ ниже среднего показали дети старшего дошкольного возраста контрольной группы -10% (Дима М.) и экспериментальной группы - 30% (Оля Р., Никита М., Нина Д.). Дети пытались составить связный и последовательный рассказ, но ограничивались отдельными предложениями без начала и конца. Содержание не раскрывает тему рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы - Оля Р., Никита М., Нина Д. и контрольной группы - Димы М. Рассказы детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп не содержат микротем и элементов описаний, рассуждений. В структуре повествовательного текста отмечаются нарушения последовательности частей рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы (Нина Д.). При составлении повествовательного рассказа детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп использовали лишь формальную связь. Интереса к деятельности не проявляли.

Анализ повествовательных рассказов, составленных детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной группы и контрольной группы, показал, что у дошкольников недостаточно знаний о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец) и представлений о связи между предложениями. Дети старшего дошкольного возраста затруднялись выделить в тексте начальные и завершающие предложения, организующие повествовательный текст. При построении повествовательных текстов не могли раскрыть тему и основную мысль высказывания, а также озаглавить рассказ. В среднем повествование состояло из 6 - 8 предложений. В высказываниях дети чаще строили предложения из 4 - 6 слов. Дети старшего дошкольного возраста в начале учебного года только начинают применять разнообразные конструкции предложений. Дошкольники использовали в рассказах один, два вида связи (чаще это была цепная местоименная или формально-сочинительная связь). При составлении повествовательных рассказов требовалась помощь взрослого.

Таким образом, уровень развития умений составлять повествовательный рассказ в экспериментальной группе в среднем меньше, чем в контрольной группе. Высокий уровень в экспериментальной группе и в контрольной группе не показал никто из детей. Вышесредний уровень в контрольной группе на 10% больше, чем в экспериментальной группе. Средний уровень в экспериментальной группе меньше на 10%, чем в контрольной группе. Уровень развития умений составлять повествовательный рассказ нижнесреднего в контрольной группе на 20% меньше, чем в экспериментальной группе.

Данные констатирующего этапа исследования свидетельствуют о необходимости целенаправленного обучения детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов.

2.2 Развитие умений детей старшего дошкольного возраста составлять повествовательные рассказы в коллективной творческой деятельности

Цель: обучение детей старшего дошкольного возраста составлению повествовательных рассказов в коллективной творческой деятельности

Задачи: 1. Разработать мероприятия коллективной творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста, направленные на обучение составлению повествовательных рассказов.

2. Апробация комплекса мероприятий коллективной творческой деятельности в педагогическом процессе дошкольного учреждения, как части комплексной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.