Рефераты. Развитие самостоятельности в процессе обучения

p align="left">Представленные компоненты технологии обучения направлены и на развитие творческого мышления, его креативности. Эта проблема является актуальной в теории и практике образования многих стран. В ряде стран (Англия, Австралия, Ирландия, Венесуэла и др.) два часа в неделю отводится специальному «обучению мышлению». В зарубежных моделях обучения реализуются различные программы развития мышления: развитие творческого мышления, обучение исследовательским навыкам, программа ориентации на обобщенные мыслительные умения, обучение мышлению как навыку или комплексу навыков».

Однако по-прежнему дискуссионными остаются следующие вопросы: развивать ли мышление в предметно-содержательном контексте или обучать мыслительным навыкам безотносительно к учебному материалу; можно ли целенаправленно развивать мышление, обучать ему; обладает ли обучение исследовательской мыслительной деятельности долгосрочным эффектом; переносятся ли элементы творческого мышления из учебных во внеучебные условия; посвящать ли развитию творческого мышления и обучению исследовательским умениям отдельные учебные курсы или «растворять» это обучение в рамках обычных учебных дисциплин.

Одной из основных задач обучения, ориентированного на развитие мышления, является формирование у учащихся научных понятий. Эта проблема не имеет однозначного решения в теории обучения. Однако в мировой образовательной практике разработаны различные модели обучения, направленные на формирование научных понятий.

Понятие образуется в результате выделения существенных признаков объектов. Модели объектов, представленные понятиями, - это не копии конкретных вещей. Они являются «идеальными объектами», отражающими устойчивые сочетания существенных свойств. Понятие выглядит как «идеальная конструкция», существующая в речевом плане. Поэтому освоение понятий выступает как освоение соответствующих систем речевых действий. Из этого следует, что понятия - это опыт, систематизированный по линии общих свойств реальности, существенных для практической и познавательной деятельности человечества, и закрепленный в слове. Формирование и усвоение понятий является предпосылкой целесообразной и эффективной деятельности человека при столкновении с новыми объектами, ситуациями, задачами.

Формирование понятий предполагает освоение способов получения информации о существенных свойствах предметов и явлений в процессе обучения. Существенными называют такие свойства или признаки предметов, которые являются общими, необходимыми и отличительными для данного класса и отсутствуют у предметов и явлений другого класса. Понятие выполняет интегрирующую функцию, объединяя предметы и явления, имеющие определенные признаки.

Психологи давно обратили внимание на то, что каждая из существующих видов деятельности играет свою роль в формировании понятий. В процессе предметной (манипулятивной) деятельности происходит выявление свойств. Перцептивная деятельность (восприятие и наблюдение) способствует созданию образов этих свойств. С помощью мыслительной деятельности происходит анализ, синтез и сравнение общих свойств. Отделение (абстрагирование) их от предметов и обобщение как признака класса осуществляется с помощью речевой деятельности.

Таким образом, формирование понятия проходит путь от восприятия предметов к представлению о них и затем уже к их словесному обозначению в понятиях. Этот путь формирования понятий известен как аналитико-синтетический. При его применении обучение начинается с того, что ученикам предлагают предметы, различающиеся по всем признакам, кроме существенных для изучаемых понятий. Это расчленяющая методика. Можно пользоваться и противопоставляющей методикой, когда подбираются предметы, сходные во всем, кроме существенных признаков.

Аналитико-синтетический путь формирования понятий предполагает наблюдение учащихся над этими предметами или явлениями, выделение в них различных сторон и свойств, структур, связей, действий и т. д. После этого выявленные свойства сравниваются и анализируются, а затем выделяются свойства, общие для всех рассмотренных объектов данной группы. За абстрагированными свойствами закрепляются их словесные обозначения - понятия. Далее учащихся обучают применять понятия, упражняя их на распознавание наблюдаемых и изучаемых предметов.

Аналитико-синтетический путь формирования понятий, при котором обучаемый идет от наблюдения через анализ, синтез, сопоставление к абстрагированию, обобщению, называют индуктивным. Новое понятие в этом случае образуется путем обобщения свойств исходных объектов. Слово при этом выступает как средство закрепления и обозначения результатов этого обобщения. Описанный путь формирования понятий относится к числу традиционных и наиболее часто используемых в образовательной практике. Его основы были заложены еще Я. А. Коменским. До настоящего времени индуктивный путь формирования понятий не только сохраняется, но и является преобладающим в обучении, имея за собой позитивный многовековой опыт.

Современные экспериментальные исследования подтвердили возможность использования и эффективность индуктивного метода формирования понятий, позволили уточнить его особенности, способы и механизмы. Установлено, что переработка информации начинается уже в процессе восприятия предметов и явлений. Дальнейшая мыслительная переработка (сравнение, обобщение) определяется результатами проведенного в ходе восприятия анализа предметов, явлений и их свойств. На этапе наблюдения (восприятия) учащиеся могут допускать ошибки, которые впоследствии обнаружат себя в неверных обобщениях и неадекватных понятиях.

На выделение существенных признаков объектов и результаты усвоения понятий решающее влияние оказывают следующие факторы: выраженность свойств предметов и объектов; личный опыт взаимодействия именно с данным классом объектов; применяемая методика обучения понятиям; характер предварительных представлений о том понятии, которое является объектом усвоения.

Правильное употребление соответствующих слов еще не означает, что понятие сформировалось. Употребляемые слова зачастую являются обозначением лишь соответствующих наглядных представлений, а не настоящими понятиями об определенных признаках или классах объектов.

В экспериментальных исследованиях отечественных психологов Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, Е. Н. Кабановой-Меллер была изучена деятельность учащихся по усвоению и применению понятий. Ими было установлено, что разные объекты, разный учебный материал требуют различных приемов анализа и синтеза, т. е. для правильной классификации объектов надо знать, какие признаки в них следует выделять и с помощью каких действий. Оказалось, что для формирования ботанических понятий (вида, семейства растений и т. д.) требуется выделение одних признаков (функциональных частей растений: корень, ствол, листья, цветок, плоды), сопоставления и объединения их по определенным принципам (по форме листьев, числу тычинок, способу оплодотворения и т. д.). Формирование же арифметических понятий требует выделения, сопоставления и объединения совсем иных признаков (числа объектов в множестве, количественных отношений, последовательности операций и т. д.).

Следовательно, особенности учебного материала определяют приемы деятельности, необходимой для формирования соответствующих понятий. Усвоение понятий невозможно без обучения приемам умственной деятельности, с помощью которых достигается обнаружение, выделение и объединение существенных признаков изучаемых классов предметов и явлений.

В работах психологов Д. Н. Богоявленского, С. Ф. Жуйкова, Н. А. Менчинской были установлены основные приемы умственной деятельности, необходимые для формирования арифметических, грамматических, географических и других понятий, а также способы обучения этим приемам.

Выделение существенных признаков предметов или явлений можно проводить с помощью изолирующей, подчеркивающей и расчленяющей абстракции. Изолирующая абстракция заключается в полном отвлечении одного элемента от всех других. При подчеркивающей абстракции на передний план мысленно выделяется определенный признак как существенный, остальные признаки не отбрасываются, а играют роль фона, т. е. продолжают рассматриваться как особенности данного конкретного объекта. С помощью расчленяющей абстракции учащиеся сознательно выделяют и противопоставляют существенные и несущественные признаки.

Экспериментально доказано, что из трех названных способов выделения существенных признаков расчленяющая абстракция дает лучшие результаты. Понятия, сформированные на основе этой абстракции, отличаются большей полнотой, гибкостью, успешнее применяются к разнообразным частным случаям.

На этом основании были предложены этапы формирования понятий в процессе обучения: от нерасчлененных представлений о предметах учащиеся должны перейти к выделению в процессе восприятия и осознанию наиболее часто встречающихся признаков, затем к выделению существенных и определению их отличия от несущественных признаков, позже - к их обобщению. Последовательность этапов сохраняется, если обучение понятиям начинается не с восприятия предметов и объектов, а со слов, их обозначающих. Постепенно учащиеся должны усвоить, что существенные признаки - это не просто общие свойства какой-то совокупности объектов, а признаки, имеющие значение для той или иной деятельности.

Индуктивный способ усвоения понятий разрабатывался в рамках ассоциативной теории, которая утверждала, что познание мира человеком начинается с созерцания мира вещей и явлений, затем происходит обнаружение у некоторых из них общих признаков, позволяющих впоследствии объединить эти признаки в один класс и обозначить этот класс понятием.

Несмотря на то, что представители ассоциативного направления объяснили процесс и способы формирования понятия, они не сумели ответить на вопрос, что способствует выделению существенных признаков тех или иных объектов. Вне объяснения осталась связь процесса выделения человеком определенных признаков вещей с направленностью личности, мотивами, целями, опытом человека, его ценностями, знаниями и отношением к миру. В связи с этим было введено новое понимание понятия, которое стало обозначать не класс объектов, обладающих общими признаками или свойствами, а значимые свойства для некоторого класса объектов.

Бихевиористы первыми попытались ответить на вопрос о том, как выделяются значимые свойства, в какой форме они закрепляются в понятиях, через какую деятельность эти понятия формируются. Согласно их теории, значимо то, что получает подкрепление или награждение. Формирование понятия предлагается осуществлять через попытки его употреблять, использовать и регулирование результатов этих попыток.

Это своеобразный путь «проб и ошибок», когда освоение понятия происходит на основе подкрепления одних его употреблений и торможения других, а также с помощью дифференцировки речевого поведения по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Согласно взглядам теоретиков бихевиоризма выделение общих признаков предметов или явлений является не источником, а результатом деятельности. Ими было показано, что разные люди используют принципиально разные пути образования понятий. Первый путь - конкретно-практический, когда учащиеся не могут выделить сознательно основания для классификации, а опираются на непосредственное восприятие и руководствуются скорее интуицией, чем знанием. Второй путь - абстрактно-логический, при котором формирование понятий идет через выдвижение и проверку гипотез о значимости тех или иных признаков объектов. Проверка гипотез может осуществляться как через практические, так и через идеальные действия над предметами и их признаками.

В обоих случаях проверочные действия управляются выделенными признаками предметов. Но в первом случае эти признаки выделяются интуитивно, часто бессознательно. Восприятие как бы руководит анализом. Во втором случае признаки выделяются сознательно на основе некоторой мысленной гипотезы. Логический анализ руководит восприятием.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.