Рефераты. Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

. Обучение лексико-грамматическому формированию связных высказываний.

7. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

На логопедических занятиях необходимо учить детей пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, развивать у них речевую активность, т. е. уметь связно, последовательно изложить суть выполненного задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме. Например:

«Предложение «Мальчик перепрыгнул с дерева» неправильное. Надо сказать «Мальчик спрыгнул с дерева».

«От слова «лес» я составил три новых слова: лесок, лесник, лесной. Слова «лесок» обозначает маленький лес. Слово «лесник» - это человек, который охраняет лес. «Лесная» бывает дорога. Эти слова все родственные, так как во всех совах общая часть «лес».

На занятиях совершенствуются также умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение. Особенно замедленно и с большими трудностями дети с недоразвитием речи овладевают такой формой высказывания как рассуждение.

Использование повествовательного текста для изложения, когда в качестве источника берутся наглядные средства, гораздо проще в сравнении с описанием и рассуждением, так как предполагает последовательное изложение в соответствии с фактическим ходом событий. Поэтому нельзя не согласиться с мнением методистов, которые утверждают, что на текстах повествовательного характера легче всего обучить учащихся основным навыкам и умениям связной речи, последовательности и логичности в изложении мыслей.

Сначала дети рассказывают, наблюдая непосредственно те предметы или действия, о которых говорят. Затем речь их строится с опорой на картинки и серии картин. И лишь впоследствии они переходят к описанию пережитых или услышанных событий. При обучении детей связному рассказыванию следует учитывать взаимосвязь лексико-грамматических и фонетических направлений работы. Ведущим при этом выступает семантический компонент.

Большое внимание на этом этапе обучения уделяется приемам, которые стимулируют детей к развернутым связным высказываниям. Хорошим эмоциональным стимулом является использование различных видов коммуникативных ситуаций. Именно они позволяют обеспечивать естественную полимотивированность речевых действий в обучении, оказывают значительное влияние на речевое поведение и высказывания детей.

Особое место в системе работы над развитием связной речи занимает составление плана развернутого высказывания. В ходе коррекционных занятий с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи, работа над планом должна быть использована не только как средство для развития речи (внешней и внутренней), но и как способ организации их учебной деятельности.

В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное от второстепенного, строить собственные сообщения в логической последовательности. При этом большое внимание следует уделять развитию у них различных приемов мыслительной обработки материала: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана пересказа, изложения. Опыт показывает, что необходимо специально учить детей и тому, как пользоваться планом в своей практической деятельности, в частности, как отвечать по плану. Во время работы над самостоятельным составлением рассказа на заданную тему, сначала с опорой на графический план, а затем без него, во внутренней речи, у детей осуществляется планирование.

Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное

Любому виду пересказа или рассказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям учеников.

Следует также формировать у них контрольно-оценочные действия путем организации проверки правильности выполнения тех или иных заданий. В процессе проверки (на первых порах при максимальной помощи учителя) дети также обучаются построению связных высказываний.

Эффективность всей коррекционной работы зависит от соблюдения специальных образовательных условий:

- систематичность проведения занятий;

- распределение их в порядке нарастающей сложности;

- подчиненность заданий выбранной цели;

- чередование вариативности упражнений; воспитание внимания к речи;

- разнообразие организационных форм и методических приемов с учетом психолого-педагогических особенностей детей;

- дозирование речевых, интеллектуальных и физических нагрузок;

- соблюдение охранительного режима; осуществление индивидуального подход к детям, учет личностных и характерологических особенностей детей.

Часто причиной недоразвития речи детей является билингвизм в семье. Поэтому при работе с таким детьми используются методики развития речи, предназначенные для национальных школ. Рассмотрим работу над связной письменной речью, описанную в методике А.Г. Величук, А.Ш. Асадуллина, С.Г. Сулеймановой.

Развитие связной письменной речи начинается в первом классе с элементарных и наиболее легких ее форм с опорой на навыки устной связной речи. На этом периоде обучения развиваются в основном такие виды связной письменной речи:

- списывание (подписывание картинок предложениями из прочитанного текста, выборочное списывание по заданию, полное списывание небольших связных текстов из 15-20 слов);

- ответы на вопросы (данные учителем по прочитанному тексту);

- составление предложений (по схемам, из данных слов, по картинкам).

До письменного выполнения каждое предложение, составленное по схеме из данных слов, по натуральному объекту или по картинке, разбирается устно. Учитель должен предвидеть и предупредить возможные ошибки детей в конструировании предложений и правописании отдельных слов.

Для второго класса рекомендуются следующие виды работ по развитию связной письменной речи:

- списывание (полное или выборочное);

- ответы на вопросы (по прочитанному тексту, по увиденному на экскурсии, по сюжетной картинке, по серии картинок, по диафильму) с помощью учителя; письмо по памяти выученного наизусть;

изложение (полное, поданному плану), изложение-сочинение;

- составление рассказа-сочинения (по картинке, по серии картинок, по диафильму, по впечатлениям от экскурсий, по данному плану, по опорным словам).

В третьем классе могут проводиться такие виды письменных работ: списывание связного текста, самостоятельные ответы на вопросы, письмо по памяти выученного наизусть, изложение (полное и краткое, по плану и без плана), изложение-сочинение (по данному началу, по началу и концу), составление анологичного рассказа, рассказ-сочинение (по картинке, по диафильму о случае жизни), сочинение-описание (предметов, объектов), сочинение-рассуждение (по прочитанной теме, по содержанию пословиц, на заданную тему), письмо (товарищу, другу, родным и т. д.).

При списывании необходимо поставить определенную задачу, например, списать красиво и без ошибок, к качественному списыванию детей надо готовить, а именно разобрать произношение отдельных звуков, установить взаимосвязь между произношением и правописанием некоторых слов (его, живет), разобрать трудные орфограммы, научить детей правильно читать избранный отрывок. Только после тщательной подготовки нужно предлагать списывание текста или его отрывка.

Ответы на вопросы должны быть тщательно разобраны предварительно устно. Учителю необходимо предупредить возможные ошибки учащихся. Только тогда ответы на вопросы будут способствовать привитию навыков грамотной русской речи, как устной, так и письменной.

При подготовке письму по памяти необходимо разобрать каждый случай, где может быть допущена ошибка, знаки препинания, и т.д. в процессе работы над стихотворением должно быть отработано произношение каждого звука, каждого слова, должна быть усвоена интонация каждого предложения.

Методика проведения обучающего и контрольного изложения общепринятая. Однако следует заострить внимание учителя на следующих моментах:

1) Вступительное слово учителя (постановка цели и инструктаж) должен быть кратким и лаконичным.

2) До чтения текста нужно обратить внимание детей на его заглавие и провести небольшую беседу, способствующую активному восприятию читаемого.

3) Работа над словом и словосочетанием.

4) План может составляться коллективно.

5) До письменного изложения текст должен быть тщательно отработан устно.

При работе над рассказом-сочинением требуется прежде всего полноценный анализ того объекта, по которому составляется рассказ. Для этого учащиеся должны владеть определенным кругом слов, словосочетаний и моделями предложений: Умелая подача опорных слов и словосочетаний есть одно из главных условий для успешного составления рассказа-сочинения.

Простейшие сочинения-описания проводятся устно уже в первом классе. Учитель намечает план, по которому должно быть написано сочинение-описание, готовит вопросы для ведения беседы, определяет опорные слова, словосочетания. Основные опорные слова - это имена прилагательные.

Сочинение-рассуждение может проводиться по прочитанному тексту. В данном случае учащиеся выражают свое отношение к тому или иному факту, к поступку героя и т.д. можно использовать пословицы и поговорки.

Каждая обучающая работа по развитию связной письменной речи учащихся тщательно готовится устно. Без соответствующей устной подготовки (отработки произношения отдельных звуков, разбора трудных' орфограмм, конструкций, словосочетаний, предложений и т.д.) проводимые письменные работы не достигнут своей цели. А так как у детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы, то такая тщательная работа над звуковой стороной, над лексикой, грамматикой, над конструированием предложений будет способствовать развитию грамотной, правильной связной речи. Применение этой методики повысит эффективность занятий по развитию связной письменной речи детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Методика развития речи, предложенная А. Гином состоит из нескольких шагов.

Цель: научить детей общему способу рассказывания по картинке, данная методика помогает выявить слабые места в составлении рассказа и разработать систему шагов. Суть ее в том, что каждый шаг сам по себе простой и легко выполнимый для каждого ребенка. А все шаги вместе обеспечивают вышеназванные требования к развитию речи.

Например: составление рассказа по картинке «Развлечение детей зимой».

1 шаг-«Дели!»

Необходимо найти все части картины. Дети перечисляют все, что можно обнаружить. Логопед рисует схематично все предметы.

Затем в три колонки дети записывают словарь существительных, прилагательных, глаголов

Зима наступила холодная

Снег пришла долгожданная

Дети падает вьюжная

Лыжник кружится метельная

И т. д.

2 шаг -- «Соединяй!»

Дети находят на схеме предметы, соединяя их, составляют предложения.

3 шаг-«Войди в картину!». «Что ты видишь, слышишь, чувствуешь?»

Здесь нужно включить воображение, войти в мир ощущений. Детям предлагается внимательно всмотреться в картинку и уловить исходящие от нее звуки, запахи и ощущения. Затем они составляют предложения о том, что видят и слышат. Этот шаг придает рассказу образность.

4 шаг -- «Отставай и забегай вперед!».

Дети должны представить с чего начиналось изображенная на картинке ситуация. Как развивались события, чем все закончилось? Далее дети упорядочивают то, что уже говорили по картинке.

На наш взгляд использование данной методики развития связной речи А. Грина в работе с детьми с нарушениями речи может быть затруднено. Дети могут испытывать затруднения в оречевлении увиденного на картинке, также испытывать трудности при составлении словаря существительных, прилагательных, глаголов. Эти трудности связаны с бедностью словаря. Особые трудности могут возникнуть на 2 шагу из-за ошибок в согласовании, управлении. Для придания образности рассказу на 3 шагу также необходим богатый словарный запас. На наш взгляд данная методика может быть использована после предварительной работы над обогащением словаря, грамматическим структурированием и моделированием текстов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.