Рефераты. Развитие связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи

ассмотрим методику работы над связной речью А.В. Ястребовой и Т.П. Бессоновой.

Цели: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности высказывания; отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

Эти цели реализуются в определенной последовательности. 1. Формирование практических представлений о тексте как едином целом на основе умений узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.

2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

- определять тему рассказа (текста);

- определять основную мысль текста;

- определять последовательность и связность предложений в тексте;

- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного высказывания:

- определить замысел высказывания;

- определять последовательность развертывания высказывания (план);

- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;

- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

- составлять план связного высказывания.

Этапы работы по развитию связной речи

Коррекционное обучение развитию связной письменной речи учащихся младших классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи состоит из 3 этапов.

Цель: формирование навыков планирования и построения связных монологических высказываний.

Задачи:

1. Усвоение норм построения связного высказывания.

2. Обучение детей выделению главных смысловых звеньев рассказа.

3. Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний.

4. Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.

На 1-ом этапе мы работали над формированием практических представлений о тексте.

Задачей этого этапа является формирование у детей практических представлений о связном высказывании как едином целом на основе умений узнавать существенные признаки текста в процессе его восприятия.

Здесь идет сопоставление 2-х образцов текста, рассказывающих об одном и том же, но по-разному. Для сопоставления берутся:

1. Текст и набор слов.

Сначала даем отдельные слова: кот, глаза, бросился, нос, бежать, гнездо, клевать, дерево, ворона, птенцы, увидел, влез, старая, однажды, Васька, она, испугался.

А потом читается текст:

Однажды кот Васька увидел в гнезде птенцов. Но только он влез на дерево, как прилетела старая ворона. Она стала клевать кота в глаза и нос, испугался кот и бросился бежать.

Во втором случае дети убеждаются в том, что можно красиво рассказать, а рассказанное показать, изобразить с помощью картинки или нарисовать. А в первом случае - набор слов.

2. Текст и одно предложение.

В этом случае текст сравнивается с диафильмом, а предложение с одним кадром этого же диафильма. Сначала дается ненормированная речь, а потом текст.

Он жил в Алешином сапоге.

У Алеши был ежик. Он жил в Алешином сапоге.

В первом случае непонятно о ком говорится, а во втором случае понятно о ком идет речь, можно нарисовать картинку.

3. Текст и набор предложений.

Дети делают фишки - Р -, которые обозначают рассказ. Они должны поднять фишку, когда услышат рассказ.

4.Текст и его искаженные различные варианты (пропуск начала, середины, конца текста; добавление в текст слов и предложений не по теме, отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему текста).

На II этапе проводится работа по формированию практических умений и навыков анализировать текст.

Развиваются умения определять последовательность и связность предложений в тексте; устанавливать смысловую зависимость между предложениями.

Виды заданий:

- выпиши только предложения

Шел Миша по лесу. У дуба. Он нашел гриб. Миша был рад. Гриб большой. Мальчик отнес гриб домой.

- спиши и обозначь границы предложений

Была сильная -жара поле и лес ждали дождя надвинулась темная туча грохнул гром застучали крупные капли дождя.

- выпиши предложения, которые можно объединить по смыслу

Надвинулась туча. Рожь поспевает. Река замерзла. В сеть попала щука. Идет урок. Поднялся ветер. Мальчик смотрит в окно. Началась сильная гроза.

Также развивается умение определять главную мысль и тему текста. Учим отличать тему от основной мысли: тема - это то, о чем говорится, а основная мысль - что об этом говорится.

Чтобы показать детям, как моделируется текст, спускаемся на уровень предложений. Для этого используем модели:

Предмет---------что о нем говорится

(о чем говорится) (предикат)

1-ый предмет действие 2-ой предмет

(первый предмет действует на второй)

Например: Мальчик читает книгу.

Переход к тексту удобнее делать через загадки - описание предмета.

Например: Я хожу по крыше,

Меня боятся мыши. Птичек ловлю, Молочко люблю.

Здесь легко выделить тему -- о ком говорится.

Далее учим ориентироваться в языковых средствах языка. Для этого можно использовать описание кота с помощью загадки и с помощью прилагательных (серый, пушистый и т. д.), а можно дать предложения, из которых потом составляется рассказ. Получается первичная ориентировка в связном высказывании.

На этом же этапе развивали навык связного говорения практическими методами. Активизировали содержательно-смысловую и языковую стороны высказывания. Для этого использовались приемы:

- игры на восстановление порядка серии картин, объединенных одной темой с последующим составлением рассказа или его фрагмента;

- игра: отобрать из ряда сюжетных картин те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ, и расположить их в нужной последовательности

- восстановить заданный порядок картин по прочитанному ранее рассказу (опора на память);

- самостоятельно расположить картинки в определенной последовательности и составить рассказ;

- выстроить последовательность событий по одной заданной картинке и отобрать из нескольких наборов серий сюжетных картинок те, которые соотносятся с первой картинкой (т.е. детям показывают одну картинку и они сами додумывают, что будет до и что будет после);

- подбор к каждой картинке серии предметных изображений;

- игры на воображение, которые заключаются в придумывании сюжета и оречевлении его с опорой на наглядный материал;

- требуется найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему. Надо найти в тексте слова или фразы, не подходящие по смыслу, и заменить их подходящими (например: Наступило лето. Дети пошли кататься на коньках).

- Нахождение слов, близких по смыслу к заданному;

- Нахождение слов, противоположных по значению;

- Нахождение обобщающего понятия (например: Кому для работы нужны кисти, краски, ведро, лестница?);

- Нахождение слов для адекватного завершения смысла высказывания (Витя закинул удочку и вытащил...);

- Нахождение слов с нарастанием значения (улыбнулся - засмеялся - захохотал).

На этом этапе работы используется чтение, как специальный прием. Можно предложить детям чтение с различными установками (например: придумай начало и конец).

Также используются задания на составление текста с помощью вопросов, опорных слов и картинок.

На III этапе формируется самостоятельное умение создавать текст на основе знания правил его построения.

Сначала строится текст с опорой на заданный компонент содержания, производится графическая запись. Затем запись уходит. Для детей используется памятка как создать текст..

План рассказа о событии:

1. Нарисуй про себя событие, о котором будешь рассказывать.

2. Подумай, о каких предметах надо рассказать.

3. Мысленно расположи предметы в таблицу.

4. Посчитай, сколько в твоем рассказе предложений.

План рассказа о предмете:

1. Нарисуй предмет рассказа (мысленно).

2. Что ты увидел?

3. Потрогай предмет, каков он?

4. К каким предметам его можно отнести.

На этом этапе выполняются следующие упражнения: -- упражнения на развитие замысла.

Например, на основании графического плана угадай недостающий предмет; затем может быть пустым целое звено - самостоятельное рассказывание.

Например: по сюжетной картине с опорой на заданную схему; либо по заданной теме с опорой на предметные картинки.

Для развития умения и навыка активного говорения используется следующий план работы над текстом:

1. Чтение материала.

2. Анализ с целью построения смысловой программы.

3. Пересказ с опорой на план.

В анализе разбираем о ком говорится в этом тексте, какие события были в тексте. Каждая часть озаглавливается полным предложением.

На этом этапе проводится лексико-грамматическая работа. Сначала уточняется то, что изучено ранее (синтаксическая структура, распространение предложения, использование наращивания предложения словами).

Виды заданий:

Исправить ошибки, допущенные при построении текста.

На горке.

Ребята катались на лыжах с горы. Миша въехал в сугроб и упал. Подъехал Вася и смеется. Встал он, отряхнулся. Весело ребятам зимой.

Восстановите порядок предложений.

На прогулке.

Журчат веселые ручейки. Пришла весна. У Вовы в руках лодочка. Миша несет бумажных человечков, вышли ребята гулять. Весело детям! Посадили мальчики человечка в лодочку, пустили в ручей. Поплыла' лодочка, закружилась.

Продолжи рассказ по началу.

Однажды ребята пошли в лес. Они пробирались через кусты. Вдруг...

Далее анализируется связь между предложениями (межфразовая связь) - союзная связь. Для этого даются карточки с союзами а, и, но. Карточки подставляются между двумя предложениями. Ставим карточку между предложениями -- получается сложносочиненное предложение, нет союза - два простых предложения, т. е. надо показать, что союз можно использовать для связи слов в предложении.

На этом этапе используются следующие виды работ: - пересказ с опорой на предварительно составленную программу;

- пересказ с опорой на план;

- изменение связи между предложениями (вместо местоимения можно подставить синоним или однокоренное слова);

- пересказ с частичной опорой на графический план (отдельные части по памяти);

- самостоятельное создание высказывания с опорой на наглядность (в качестве наглядности - картинки, схемы);

- придумывание недостающего смыслового отрезка (творческие пересказы)

- рассказывание по задуманной теме;

- составление рассказа на основе личных впечатлений.

Во время работы над самостоятельным составлением рассказа на заданную тему, сначала с опорой на графический план, а затем без него, во внутренней речи, у детей осуществляется планирование.

В ходе коррекционной работы мы выявили, что наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. Цель которого передать содержание услышанного кратко, выбрав самое главное

Любому виду пересказа или рассказа должны предшествовать словарная работа, анализ текста, четкая целевая установка для всех учащихся, присутствующих на занятии. После этого переходим к составлению самостоятельных рассказов по аналогии, по серии картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям учеников.

По ходу всех занятий обращаем внимание на осуществление контроля и самоконтроля за собственной речью самих учащихся и построением связного высказывания.

2.4 Контрольно-оценочная работа

По данным экспериментального исследования была создана контрольная группа из 10 человек, в которую вошли дети 2-го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи.

Целенаправленная коррекция связной письменной речи у учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход в зависимости от состояния связной речи каждого ребенка, что выражается в объеме подготовительной работы, количестве тренировочных упражнений, использовании разных видов помощи, а также определении сроков обучения.

По окончании обучения нами было проведено повторное экспериментальное исследование связной речи учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Организация, задачи и содержание исследования были такими же как при первом исследовании, был изменен речевой материал. Нами были получены следующие результаты.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.