Рефераты. Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Ю.А. Васнецова

p align="left">Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны - от книжки - игрушки, книжки - образа, книжки - ширмы до книжки - тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления - его наглядность, стройность, занимательность - отличает книжную графику для детей.

1.3 Знания, умения и навыки, необходимые детям при композиционном построении рисунка

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке, задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Несмотря на то что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.

Прежде всего необходимо научить детей правильно держать карандаш, кисть, мелки в руке. Сами дети этому научиться не могут. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений.

Дети должны научиться держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволяет добиваться выразительности линий и изображения, так как линия -- один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью детей учат вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.

Детей учат правильным приемам закрашивания изображений (проводить линии в одном направлении, не меняя его в пределах одного контура, не выводить штрихи за пределы контура; передавая гладкую фактуру, закрашивать без просветов, а шероховатую -- с просветами).

Дети приобретают умения регулировать длину штрихов и линий с целью изображения предметов, их частей и фактуры.

Дети усваивают различные способы работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному, способом размывки. Их учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить их водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски -- гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).

Овладение техникой рисования развивает движения руки, позволяет детям свободно отражать в рисунке свой творческий замысел, создавать интересные выразительные рисунки.

Дети дошкольного возраста не могут в полной мере овладеть способами реалистического изображения действительности. Нельзя не учитывать тех трудностей, которые возникают перед ними в решении изобразительных задач, в частности в передаче окраски предмета, в соблюдении правильных пропорций и пр. Естественно, что обучение детей дошкольного возраста должно ограничиваться решением лишь наиболее простых изобразительных задач. Однако ребенок непрерывно растет и развивается, его способности формируются под воздействием воспитания и обучения, и задача педагога -- заботиться о подведении детей ко все более правдивому отображению действительности.

Для достижения сходства рисунка с тем, что стремится передать ребенок, в изображении должны быть отражены форма предмета, его величина, строение, цвет, положение в пространстве. Основным свойством, позволяющим установить сходство изображаемых предметов с действительными, является форма. Передачей этого свойства дети овладевают постепенно.

Требования к точности передачи формы от одной возрастной группы к другой усложняются. Прежде всего дети учатся изображать предметы округлой и прямоугольной формы. При этом они еще не отличают предметов круглой формы от предметов удлиненно-округлых, овальных, а прямоугольных от квадратных, т. е. они передают форму приблизительно.

Первые изображения упрощены, обобщены. Это определяется слабостью аналитического восприятия, а также ограниченностью движений рук. Детям проще передать предметы, близкие по форме к геометрическим фигурам -- кругу, квадрату, прямоугольнику, геометрическим телам -- шару, кубу, цилиндру. Так, например, мячик имеет форму шара, яблоко тоже по форме близко к нему, лопатка по форме напоминает прямоугольник. Все это предметы, состоящие из одной части и небольшого количества деталей (черенок у яблока, палочка у флажка). В их оценке может применяться лишь первоначальный критерий -- узнавание предмета. Для этого должны наличествовать основные части и приблизительно правильно изображенная форма -- округлая, прямоугольная и пр.

Далее знакомство с формами и умение передавать их в рисунке расширяются. Дети приобретают умение различать большее количество форм, а также определять разницу пропорций: лепить и рисовать предметы более узкие и широкие, более длинные и короткие. Предметы, которые предлагается изображать детям, значительно отличаются по форме от простых геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника), и дети передают это отличие.

Одним из важных средств реалистического, выразительного изображения является передача величинных отношений частей в предмете и их частей между собой. Этому дети учатся, начиная со второй младшей группы, различая вначале только большой и маленький. В последующих группах это умение все более и более усложняется: от детей уже требуется передача отношений частей по величине, соотношение по величине разных изображений в сюжетах, композициях, в рисунке. Решение этой задачи связано с развитием движений рук ребенка, глазомера, координации движений руки и глаза в процессе создания изображения.

Педагогу следует помнить, что передача двух разных по величине предметов: большого и маленького -- удается без особого труда, правда, это касается простых одночастных предметов. Сложнее передать тонкие градации: большой, маленький, еще меньше. Здесь требуется более точное движение и пристальный зрительный контроль за движением руки. Еще труднее передать пропорциональные отношения -- насколько один предмет больше другого. Это доступно лишь детям старшего дошкольного возраста. Подбирая соответствующую тематику детских работ и организуя восприятие величинных отношений, воспитатель постепенно вооружает детей умением отражать эти отношения в рисунках.

Уже в программе второй младшей группы имеется требование научить детей вычленять составные части предмета и передавать их в лепке, рисунке и аппликации. Таким образом, дети подводятся к передаче строения предмета. Части в предмете могут быть одинаковыми и разными по величине, по форме; они расположены известным образом по отношению друг к другу -- одни выше, другие под ними и т. д.

Вначале надо выбирать для изображения предметы, наиболее простые как по общей форме, так и по форме частей, по окраске, по строению, с равномерно расположенными, сходными по форме частями. Относительная простота и сложность предмета для изображения зависят также от характера расположения частей, от строения предмета: части могут быть расположены в простом чередовании, симметрично или в сложном чередовании, несимметрично.

Чтобы дети могли передать строение предмета из нескольких частей, надо их знакомить с обозначением пространственных отношений -- выше, ниже, внизу, слева и т. д.

Первые изображения цветка, дерева, которые могут дать дети, подчеркнуто симметричны: ветки дерева отходят от ствола вправо и влево на одинаковом расстоянии, у цветка лепестки равномерно расположены вокруг середины, а листья в правильном чередовании -- по стеблю. От упрощенной передачи формы и строения предметов дети постепенно переводятся к более точной и полной, к изображению характерных различий предметов по форме и строению.

Дети дошкольного возраста могут передать форму предмета в рисунке лишь плоско, изображая его с какой-либо одной стороны. Так, у дома рисуется передняя стена и вид крыши спереди; стул, стол рисуются так, как они видны сбоку. Существенным является такой выбор положения предмета по отношению к рисующему, в котором можно его изобразить наиболее полно и правильно без объема, плоско. При таком способе изображения неизбежно допускается некоторая условность в расположении частей. Когда мы смотрим, например, на комнатное растение в горшке, то видим, что одни ветки и листья находятся за другими и частично ими загорожены. При плоскостном изображении загораживание одних частей другими не передается, так как все части изображаются в одной плоскости, а не в пространстве. Без передачи пропорций, т. е. правильного отношения частей в предмете по величине, форме и положению, не может быть правдивого изображения. Определение отношений дается детям дошкольного возраста с большим трудом. Эту способность следует развивать постепенно, с первых шагов обучения изобразительной деятельности.

Передача характерной формы и строения требует выражения пропорциональных отношений и внутри каждой части, и в строении предмета в целом. Такое требование выдвигается в программе для детей после 5 лет. При изображении предметов, состоящих из нескольких частей, необходима более сложная аналитическая работа мысли -- сравнение, сопоставление, учет относительной величины частей, установление различия их формы, окраски. Эта способность развивается у детей дошкольного возраста постепенно.

В отношении формы и строения предметов мы ведем детей от передачи основного, определяющего к передаче деталей, от обобщенного изображения к более расчлененному, к передаче признаков, характеризующих видовые и индивидуальные свойства предметов.

Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Но многие дети без специального побуждения не используют цветового разнообразия материалов: они могут весь рисунок выполнить карандашом или краской одного цвета. По предложению взрослого они охотно берут карандаш другого цвета, однако вновь взятым карандашом могут рисовать до конца, не меняя его. Лишь постепенно под воздействием педагога дети начинают замечать цветовое богатство окружающего их мира, у них появляется желание передать это в рисунке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.