Рефераты. Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Ю.А. Васнецова

p align="left">Передача цвета является одной из важнейших задач в достижении выразительности рисунка. Правильная живописная передача освещения и верный подбор цветов являются одним из необходимых условий колористической согласованности. Как на занятиях, так и в повседневной жизни детям рассказывали и показывали разницу колорита в пасмурную и солнечную погоду. Большую помощь здесь оказывают специально подобранные картины Ю.А.Васнецова. Иллюстрация, написанная в сероватых, тусклых цветах, кажется холодной, дождливой. Солнечный день передаётся яркими контрастными цветами. Те предметы, которые располагаются ближе к нам, кажутся темнее, и чем дальше находятся предметы, тем они кажутся светлее.

Детям объясняли, как используются краски одного цвета. Например: для рисования реки надо взять темно-синюю краску. Небо сделать более светлым, чем река, для этого взять голубую краску, или в синюю добавить немного белил, иначе одинаковые краски сольются, и трудно будет разобрать, где небо, а где река. Или, если траву рисуют темно-зелёную, то для раскрашивания листьев надо взять зелень чуть светлее, при этом можно добавить в нее жёлтую краску.

С иллюстрациями Ю.А.Васнецова мы знакомили детей не только на занятиях по рисованию, но и лепке, аппликации, развитию речи, музыкальных.

Например, рассказывая детям сказку «Три медведя» мы показывали иллюстрации Ю.А.Васнецова к ней. Иллюстрацию к потешке «Петушок» использовали несколько раз: на занятиях по развитию речи и изобразительной деятельности, а также на музыкальном занятии при пении песенки про петушка. Благодаря проведенной работе яркий, выразительный образ петушка стал близок и понятен детям. Они с интересом всматривались в иллюстрацию, спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобразил вдалеке. Алина М. сказала, что за лесом находится деревня и там живут дедушка с бабушкой. А Руслану Б. этот лес показался темным и страшным, и он решил, что там живет Баба Яга.

При рассматривании иллюстраций детей спрашивали:

“Почему художник взял именно этот цвет краски, а не другой?”

“Что получилось бы, если бы на месте синего цвета был светло-голубой?”

Эти вопросы заставляли детей понять, что цвет в картине берётся не случайно, а служит средством выразительности.

При рассматривании иллюстраций путем сопоставления картины удавалось показать детям, как меняется цвет снега в разное время дня, ночью, как меняются краски в зависимости от солнечной, пасмурной погоды и т.д.

Как показал опрос, дети обычно представляют себе снег только белым. При рассматривании иллюстраций обнаруживается, что они тоньше воспринимают цветовые сочетания и ищут слова для выражения различного состояния в изображаемой природе.

Рассматривая иллюстрацию к потешке «Конь», Коля О. сказал: «Солнышко светит ярко-ярко. На берегу тепло и светло и потому мы хорошо видим коня. Грива и хвост украшены бантами, сбруя и седло расшиты разными узорами».

Знакомя детей с творчеством Ю.А.Васнецова, педагоги стремились показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам, потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. Было проведено занятия с детьми на тему «О том, как Юрий Васнецов животных рисовал».

Внимание детей привлекалось и к построению изображения на странице книги: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомились с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнавали о труде художника-иллюстратора. Они высказывали свои суждения и оценки, используя эмоционально-нравственные и эстетические определения.

Следующим этапом работы было ознакомление детей с такими средствами выразительности рисунка, как изображение движения, позы животных. Для этого мы использовали игры: «Кто бежит, кто сидит», «Чем не похожи животные?», «Угадай, кто что делает».(Приложение 12). Были подобраны иллюстрации, где ярко переданы животные в разных позах, в движении и статике. Мы взяли изображения одного персонажа, например зайчика: зайчик танцует (потешка «Заинька, выйди в сад…»), зайка сидит и ест кашу («Сорока-белобока»), зайка плачет, убегает («Зайкина избушка»), зайка присел - увидел гриб («Сел комар на кусток») и т.д. Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы обращали их внимание на то, что животных и птиц художник изображает по-разному. Так, к потешке «Пошел котик на торжок» он изобразил кота очень хозяйственного, важно шагающего с булкой под мышкой. Кот в больших, расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег. А вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации художник нарядил кота, как на праздник: бант, яркая рубашка и усы распушил.

Для обучения детей сюжетному рисованию необходимо использовать сказки, по которым рисование проводится неоднократно (“Три медведя”, “Кот, петух и лиса ”, “Теремок”).(Приложение 13.) Содержание и идеи выбранных сказок должны быть понятны детям. Воссоздать рисунки можно только по тексту такого произведения, где картины действительно подразумеваются и воображаются. Эпизоды отобранных сказок носят избирательный характер.

Основные персонажи, участвующие в этих сказках, доступны для изображения ребёнком дошкольного возраста. Это звери: медведи, лиса, заяц и другие.

Сказки и потешки дают возможность детям в своих рисунках объединить несколько предметов в несложный сюжет, то есть выразить взаимоотношения между персонажами, отразить обстановку действия, выразить своё отношение к изображаемому событию.

Главное - направить внимание детей при восприятии иллюстрации на цветовое решение темы и использовать в рисунке цвет, как средство выражения содержания.

Рассматривая иллюстрации с детьми, мы наблюдали следующее. Дети радостно, с улыбкой они воспринимали петушка и лучистое солнышко. Но как быстро менялось у детей настроение, когда они видели козу с козлятами и прячущегося за деревом волка.

Переживали дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию дети находили новые интересные подробности.

Юля Р. заметила, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воду с собой не принесли. Разводят лапками, и все!»- с огорчением отметила она. « Я боюсь, - сказал Ильдар М., - что курица разольет воду. Она очень быстро бежит».

В процессе формирования замысла сюжета рисунка для нас было очень важно помочь наглядным материалом, углубить зрительный образ прочитанного, помочь представить обстановку, время действия, внешний вид героев. Представление чувственного характера может сформироваться только путём восприятия самого предмета или его изображения.

Разнообразное содержание выражается в изобразительном искусстве определёнными средствами (форма предметов, цвет, композиция). Дети более точно и тонко воспринимают форму и цвет, ритм, симметрию в окружающей действительности. В замыслах детей на темы из окружающей действительности появляются уже такие сравнения, которые могут свидетельствовать о некоторых элементах художественного восприятия действительности.

Одна из особенностей формирования образов будущих сюжетов под влиянием иллюстраций сводится к тому, что иллюстрация даёт материал создавать новые образы путём сложной переработки увиденного, проявляется умение мысленно объединять образы в новых сочетаниях и комбинациях.

На занятиях у детей появлялось стремление подойти к решению образа, использовав движение персонажей. Активная и самостоятельная проработка воспринятых иллюстраций давала возможность ребенку в собственном рисунке найти творческое решение образа.

Все дети учились реалистической передаче формы с её признаками и относительной пропорциональностью частей. Лиса имеет вытянутую острую мордочку, острые небольшие уши, длинный пушистый хвост; заяц имеет длинные уши, короткий хвост, овальное тело; медведь с короткими толстыми лапами, крупной головой, у него полукруглые маленькие уши.

Но для выразительности рисунка нужна не только передача признаков, но и передача характера образа. Характер - это не только многообразие, но и определённость. Это очень важно для создания полноценного, яркого, выразительного образа. Всегда выявляется что-то ведущее, главное, что обуславливает поведение персонажа. Часто одни и те же персонажи фигурируют в разных произведениях, но они разные по характеру.

Чтобы дети правильно передали образ того или иного персонажа, мы раскрывали перед ними характерные особенности этого персонажа, показывали иллюстрации с этими персонажами, в результате рисунки становились выразительными.

Почти в каждой сказке встречаются сказочные избушки: простые, на курьих ножках, терема, богатые дворцы. Живут герои иллюстраций Ю.А.Васнецова в избушках с причудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и скажешь, кто в нем живет. Для зайки художник нарисовал маленькую простую избушку, и стоит она на пенечке. Для трех медведей большой крепкий дом из толстых бревен. Дети старались их рисовать, но они не всегда получались. По этой теме мы провели предметное рисование ( Приложение 14). Детям предлагалось представить, что в лесу стоит сказочный домик, в котором живёт кто-нибудь из зверей. А после занятия показывали иллюстрации из книг: “Ладушки” , “Теремок” , альбом с открытками и картинками с изображением различных теремков. Обращалось внимание на красочность, разнообразие форм, на различную роспись узоров, витиеватость резьбы на ставнях, балконах, крыше.

В свободное время показывали, как проще нарисовать бревенчатую избушку, чтобы после её закрашивания видны были брёвна (по высохшему фону провести тоненькой кисточкой полоски чёрной краской).

После этого мы провели рисование по сказке “Теремок”. Содержание этой сказки дети хорошо знают, только ещё раз вспомнили, кто в нём жил. Дети самостоятельно выбирали сюжет из сказки и связывали его с изображением теремка на иллюстрации. Они уже ясно представляли, какой может быть сказочная избушка, и изображали её каждый по своему вкусу, проявляя выдумку и фантазию. На таких занятиях каждый ребёнок старался придумать что-то своё, дополнить работу чем-то особенным.

После ряда занятий дети уже имели представление и навыки в рисовании не только животных, но и избушек, могли подобрать такие краски, которые красиво гармонировали с фоном и одна с другой.

Они знали, какими элементами украсить избушку сказочных героев, могли нарисовать сказочные деревья, над изображением которых работали на занятиях.

Чтобы у детей возникло чёткое представление о том или ином животном из сказки, мы показывали иллюстрации и подчёркивали при этом характерные особенности животных, положение туловища, головы.

Детям объяснялось, что в рисунках нужно не только изобразить животное, а составить композицию, которая объединяет животных. Необходимо увидеть и осмыслить позу животных, так как расположение фигуры в пространстве и придаёт сюжетность и сказочность изображения. Передавать взаимоотношения персонажей, динамику действия(Приложение 15).

С целью знакомства детей с творческую манерой рисования художником Ю.А.Васнецова сказочных образов растений, цветов, деревьев было проведено занятияе (Приложение 16).

Детям 4-5 лет недоступно перспективное изображение. Поэтому нашей задачей было научить правильному построению композиции на плоскости листа.

Выбор композиции всегда был самостоятельным. Детям не давалось прямых указаний для обучения в правильной постановке композиции, поэтому и применялось моделирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.