Рефераты. Развитие сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с творчеством Ю.А. Васнецова

p align="left">Начиная со второй младшей группы в программе ставится задача учить детей передавать цвет как признак предмета. В первую очередь это цвет природных предметов и явлений, имеющий относительное постоянство. Так, рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличает ее от всех лиственных деревьев зимой. Изображая зимнюю картинку, дети передают белый цвет снега, вылепленных из него комочков, снеговика.

Но множество других предметов не имеет одного характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы могут быть разнообразной расцветки. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Рисунки и аппликации детей подготовительной к школе группы уже не только радостны и ярки по цвету, но и реалистичны: по расцветке угадывается в них березка, тюльпан, василек, синичка, снегирь. Цвет используется и как средство выразительности. Уже начиная с 3 лет, дети знакомятся с некоторыми оттенками цвета: синий -- голубой, красный -- розовый. Постепенно эти знания расширяются, дети узнают большое количество оттенков. В подготовительной группе детей учат самих составлять оттенки цвета и получать новые цвета, смешивая краски.

Дети узнают также, что цвет предметов может изменяться в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зеленая, а зрелая -- красная; весенняя листва светло-зеленая, летняя - густо-зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у некоторых, как у клена, приобретают все оттенки: от светло-желтого до темно-красного; небо изменяет цвет в зависимости от погоды, при заходе солнца, так же меняется цвет воды в озере, в реке, в море. Человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети отмечают все эти изменения в окружающей обстановке.

Так постепенно обогащаются цветовые представления детей, и это находит отражение в их изобразительной деятельности. Успешное овладение изобразительной деятельностью требует не только знания форм и цветов, но и соотнесения их с общепринятыми эталонами формы (геометрические фигуры) и цвета (цветовой спектр). Дети, не умея отличить квадрат от треугольника и назвать их, не могут определить форму предмета и назвать ее. Не зная названий цветов и оттенков, не умея различать их, дети не могут определить и цвет предмета, его окраску.

Программа рекомендует учить детей в рисунках выражать связное содержание, передавать события жизни, картины природы, эпизоды из знакомых книг. В такой рисунок должны входить изображения отдельных предметов, определенным образом связанные между собой.

В рисунках изображения располагаются на листе бумаги таким образом, чтобы смотрящему было ясно, какое это событие или какая картина природы. На плоском листе бумаги надо найти место для персонажей и предметов, включенных в одно событие. Малыши не в состоянии решить этих задач и понятно для всех выразить задуманное содержание. Они применяют в рисовании те же приемы, что и в лепке, в постройке: рисуют изображения предметов по всему листу, зачеркивают или рисуют вторично, когда надо, чтобы персонаж переместился. Лист бумаги играет ту же роль, что стол и дощечка при лепке. Рисунок, выполняемый таким образом, представляет собой следы игры, проведенной в процессе рисования, и после ее окончания часто непонятен. Но на первых порах такой рисунок удовлетворяет малыша.

В программе выдвигаются определенные требования к расположению изображений в рисунке. Обучая детей передаче связного содержания воспитатель прежде всего устанавливает постоянные пространственные отношения: низ, верх, правую, левую сторону рисунка.

Наиболее простым для детей является размещение изображений в ряд на линии и полосе, проведенной у нижнего края листа бумаги; при этом предметы находятся на переднем плане. В дальнейшем полоса земли или пола может быть шире, занимать половину листа и более, и дети рисуют предметы не только переднего плана, но и находящиеся дальше -- на втором и третьем плане, располагая изображения на всей полосе. Таким образом дети подводятся к передаче глубины пространства в рисунке.

Усвоение ими различных способов расположения изображений в пространстве создает новые возможности для выражения сюжета, связного содержания. Известное согласование изображений в одной «картине» необходимо и в отношении величины предметов. Сами дети часто оказываются к этому безразличны: их не смущает, что цветок такой же высоты, как дерево, а девочка, гуляющая около дома, достает до крыши. Обучая детей передаче величинных отношений, обращая их внимание на жизненное соотношение предметов по величине, воспитатель постепенно добивается того, что дети начинают понимать и передавать в изображении относительную величину предметов.

Вначале дети передают очень значительные различия по величине, затем более тонкие, приближающиеся к действительным.

Движение. При изменении положения предметов их форма и величина не меняются. Однако для того чтобы изобразить предмет в ином, пространственном положении, нужно его иначе расположить на листе бумаги. Это требует поворота руки при рисовании (а не листа бумаги, как иногда делают дети), разного поворота частей в аппликации и лепке.

Изображения предметов располагаются ближе друг к другу или в отдалении, персонажи повернуты друг к другу лицом или помещены спиной, следуют друг за другом или расходятся в разные стороны и т. д. в зависимости от содержания рисунка.

Дети дошкольного возраста вначале рисуют фигуру человека, стоящего лицом. Только в 6--7 лет они начинают понимать, в чем заключается различие в изображении человека, стоящего лицом, спиной, боком. В особенности трудно дается детям в рисунке боковое положение, требующее иного изображения лица, положения рук, ног, корпуса.

Простые движения фигуры (поднятая или отведенная в сторону рука) могут передать дети пятого года жизни. Сложные движения человека и животного, повороты корпуса -- лишь старшие дошкольники. В лепке изобразить фигуру в движении детям проще благодаря пластичности материала.

В сюжетном рисунке большей частью возникает необходимость передать действие (недаром и участников такой «картины» мы называем действующими лицами). Это можно сделать, изменив положение всего предмета в пространстве или отдельных его частей: жук может ползти в ту или иную сторону, бабочка и птица летать, рыба плавать. У бабочки и птицы в полете раскрываются крылья, изменяется их вид. Можно изобразить человека, стоящего спокойно с опущенными руками. Но если надо выразить, что он что-то дает другому, руку его следует поднять и протянуть, т. е. изменить ее положение. Если человек наклонился, то сгибается весь корпус, а руки опускаются вниз и т. д.

В программе предусмотрено обучение детей передаче сперва более простых, а затем более сложных форм движения.

2. Исследование эффективности использования методов формирования умений создавать сюжетную композицию рисунка после просмотра книжных иллюстраций Ю.А.Васнецова

В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают яркую окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают у них непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, передача объема темным пятном, сложные ракурсы, резкая деформация предмета, сложные перспективы). Схематичные картинки не удовлетворяют ни младших, ни старших детей: дети хотят видеть в картинке все существенные признаки предмета.

Одним из показателей художественного восприятия является умение понять выразительность образа, характеристику, данную ему художником. Если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах: иллюстрации являются для них только средством припоминания книги, и лишь немногие дети при специальном вопросе взрослого обращают внимания на выразительные средства книжной графики.

Были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Изучить особенности композиционного построения в рисунках детей среднего дошкольного возраста;

2. Разработать серию занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей с использованием иллюстраций Ю.А.Васнецова, которые могут быть использованы в практической работе.

3. Выявить эффективность проведенных занятий на развитие сюжетных композиций в рисунках детей 4-5 лет.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1. Констатирующего;

2. Формирующего;

3. Контрольного.

2.1 Определение уровня развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста

Дети 4-х лет, которые приходят в среднюю группу из младшей, знакомы с различными видами изобразительной деятельности, поэтому, как правило, у них развит интерес к рисованию.

Целью констатирующего этапа эксперимента стало выявление начальных знаний, умений и навыков при композиционном построении рисунка.

Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и другие отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книгах, дети не обращают внимание на средства художественной выразительности. Этот фактор негативно сказывается при создании детьми сюжетных композиций в своих рисунках.

Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

1. Выявить у детей уровень восприятия художественной иллюстрации.

2. Определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 57 г.Сызрани. За экспериментальную и контрольную группы были выбраны 16 детей средней группы (Приложение 1). Эксперимент проходил в период с декабря 2007 года по март 2008 года.

Констатирующий эксперимент состоял из двух этапов.

Первый этап эксперимента включал в себя диагностику выявления уровня художественного восприятия иллюстраций детьми среднего дошкольного возраста.

Основные показатели художественного восприятия книжной иллюстрации детьми среднего дошкольного возраста- следующие.

o Устойчивый интерес, увлеченность, желание внимательно рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чувств с собственными.

o Правильное соотнесение иллюстрации с текстом и жанром данного литературного произведения. Понимание единства содержания и средств художественной выразительности книжной графики: рисунка, передающего характер образа ( с помощью линий, штрихов, передается образ предмета, животного, человека, позы, движения, жеста, мимики); колорита - цветовой согласованности как средства передачи настроения героев, сезона или времени суток, подчеркивание главного; выделение главного в композиции. Понимание особенностей использованных художником средств выразительности в зависимости от жанра и стиля литературного произведения. Видение индивидуальной творческой манеры изображения.

o Представления о книжной графике, её особенностях (связь с текстом), знание средств художественной выразительности, имен 2-3 художников - иллюстраторов и произведений, которые они иллюстрировали.

Диагностика проводилась в доверительной, естественной для детей обстановке. Дети были разделены на подгруппы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.