Рефераты. Развитие творческого воображения дошкольников в процессе театрализованных игр

p align="left">

Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

Проводимые в течение года игры и упражнения на развитие творческого воображения позволили не только формировать эмоциональной отношение к деятельности, но и способствовали процессу развития воображения.

Результаты проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития творческого воображения дошкольника.

Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования (Приложение 4,5).

Выводы по второму разделу

В ходе нашего практического исследования мы выявили следующее:

Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента наглядно свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса занятий по развитию творческого воображения.

1. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

3. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

4. Развитие воображения, творческих возможностей - тонкий процесс, пронизывающий все развитие личности ребенка. Это мы могли наблюдать и в процессе нашей работы. Хотя детям давались задания только на развитие воображения, почти у всех ребят исследуемой группы произошли существенные личностные изменения. Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, перед возможным критическим замечанием. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Конечно, все эти особенности отмечались у детей пока еще только на занятиях.

Заключение

Таким образом, в результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Важнейшая особенность восприятия как познавательного процесса человека - его роль в преобразовании окружающего мира. Деятельность педагога направлена прежде всего на формирование и развитие творческого воображения.

Способность к необычному комбинированию элементов действительности, сообщение предметам новых функций, создание не имеющих в реальности аналогов определяют главные черты воображения как акта творчества: умение видеть и ставить проблемы, возможность рассматривать предметы и явления в различных контекстах, связях и отношениях, находить нетрадиционные способы решения проблемных ситуаций.

В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает активный характер. Складываются действия воображения - создание замысла в форме наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления события и последующее обогащение этой схемы деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты действий воображения от результатов мыслительных действий.

4. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.

5. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).

6. Театрализованная деятельность представляет широкий спектр средств для развития творческой деятельности, в том числе игра-драматизация, театрализованные игры.

7. В ходе изучения психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы нами были отобраны те формы работы с детьми, в которых целенаправленное руководство взрослых не подавляет, а развивает творческое воображение детей.

8. Исследования в виде формирующего эксперимента позволяет с уверенностью сказать, что разработанный комплекс занятий эффективно влияет на развитие творческого воображения старших дошкольников. Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий дают вполне ощутимый положительный результат.

9. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень развития воображения в группе повысился на 30 %.

10. Но уже сейчас можно сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей, и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.

Список использованной литературы

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 1991.

Белобрыкина О.А. Речь и общение. - Ярославль, 1998. - 240 с.

Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993. - С.3.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

Выготский Л.С. Обучение и развитие в детском возрасте. - М., 1956.

Выготский Л.С. Психология искусства _ под ред. М.С. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.

Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2003. - 256 с.

Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968. - 154 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: МГУ, 1998. - 318 с.

Готовимся к аттестации // Методическое пособие для педагогов. - С-Пб.: Детство-пресс, 2000. - 144 с.

Гурович Л.М. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет), - Л., 1973.

Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176с.

Грязнов Б.С. Логика, рациональность, творчество. - М.: Наука, 1982. - 256с.

Демьянченко О.М. Воображение дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1990. № 5.

Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-методическое пособие / под ред. О.С. Ушаковой. - М.: РАО, 1997. - 136 с.

Доронова Т., Доронова Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» - М., 1997. - 27 с.

Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. - М.: РАО, 1996. - 197 с.

Дъяченко О.М., Кириллова А.Н. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С.107-114.

Дъяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве. - М., 1990. - 31 с.

Ершова А. Вреден ли театр дошкольникам? // Обруч. - 1999. - № 4. - С.3-4.

Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2000. - 423с.

Жуковская Р.И. Творческие ролевые игры в детском саду. - М., 1960.

Захарова Б.Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1973. - 320 с.

Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: МГУ, 1983. - 168 с.

Камаева Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 6. - С.5-7.

Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

Кириллова Г.Д. Развитие воображения в детстве. - Орел: МП Простор, 1992. - 120 с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.

Копосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1994.

Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжету литературного произведения. - Киев, 1990. - 22 с.

Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - с.69-72.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.