В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого, - оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.
2. Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.
3. Выделяют две главные функции воображения - познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная («защитная»).
Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам. Аффективное воображение на этом этапе направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Обе функции имеют свою линию развития в дошкольном возрасте.
5. С ростом общего уровня развития ребенка возрастает роль самодеятельных форм поведения. Творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей влечениям самого ребенка может быть реализована в ходе театрализованной деятельности.
4. Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей и познавательной активности детей, нравственном развитию дошкольника, формированию познавательного воображения (проявляющемуся прежде всего в развитии логико-символической функции ребенка) и эффективного воображения (способствующего пониманию ребенком смыслов человеческих отношений, адекватному эмоциональному реагированию, формированию эмоционального контроля и таких высших социальных чувств, как эмпатия, сочувствие, сопереживание).
5. Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, придумывание сюжетов и пр.).
6. Выявление особенности структуры воображения ребенка-дошкольника показали связь развития воображения с развитием личности ребенка и помогли разработать психолого-педагогические условия развития творческого воображения.
Раздел 2. Экспериментальная работа по развитию творческого воображения дошкольников в театрализованной деятельности
2.1 Констатирующий эксперимент
Исследование проводилось в группе № ГККП ясли/сад «Болашак» г. Петропавловска с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - выявить уровень развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Структуру исследования можно представить в виде следующего плана:
на основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображения старших дошкольников;
для эксперимента отобрали 10 детей старшей группы № 3;
для проведения сравнительного анализа, сначала провели констатирующий эксперимент с отобранными детьми для определения первоначального уровня подготовки детей по выбранным для исследования параметрам;
следующая основная и объемная часть работы - это подборка игр и упражнений для развития творческого воображения старших дошкольников;
особое значение имеет следующий этап работы - проведение игр и упражнений с детьми;
для оценки результатов проделанной работы проводим формирующий эксперимент в экспериментальной группе;
и в заключении эксперимента подводим итоги в виде сравнительного анализа результатов полученных в формирующем эксперименте и вывода об эффективности проведения подобранных игр и упражнений.
В соответствии с темой квалификационной работы основной для нас является психологическая диагностика старших дошкольников, а именно развитие воображения на момент начала эксперимента, что и будет являться констатирующим экспериментом.
Методика № 1: «Дорисовывание фигур» [50, С.90-95].
Цель: определение уровня развития воображения, способности создавать новые образы.
Материал: 10 карточек, размером с половину стандартного листа (А5), на каждой из которых нарисована небольшая (примерно 1х2 см) фигурка неопределенной формы (см. Приложение 1), набор карандашей (в другом варианте методики предполагается простой карандаш).
Ход исследования.
Ребенку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получиться какая-нибудь картинка - любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребенок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.
Если ребенок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то свое не используя ее, рисует неопределенное изображение - узор и т.п.), экспериментатор может нарисовать на листе бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, вагон, машину, которая едет по улице города и т.п. Затем следует снова попросить ребенка дорисовать фигурку. В дальнейшем помощь и показ не используются.
Оценка результатов.
Для оценки уровня выполнения задания каждым ребенком подсчитывают коэффициент оригинальности (КО) - количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку. Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей. Таким образом, КО равен количеству рисунков, не повторяющихся по характеру использования заданной фигурки у самого ребенка и ни у кого из детей группы.
По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания, по вертикали - имена детей. Под каждой фигуркой записывается, какие изображения выполнил ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы по одной и той же фигурке у разных детей) выделяют (например, зачеркивают). Количество не зачеркнутых ответов - КО каждого ребенка. Затем выводят средний КО по группе (индивидуальные величины КО суммируются и делятся на количество детей в группе).
Н и з к и й у р о в е н ь выполнения задания - КО меньше среднего по группе на 2 и более балла.
С р е д н и й у р о в е н ь - КО равен среднему по группе или на один балл выше или ниже среднего.
В ы с о к и й у р о в е н ь - КО выше среднего по группе на 2 и более балла.
Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.
Можно выделить следующие уровни:
При н и з к о м у р о в н е дети фактически не понимают задачу: они или рисуют с заданной фигурой что-то свое, или делают беспредметное изображение («такой узор»), иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.
При с р е д н е м у р о в н е дети дорисовывают большинство фигурок однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся - самим ребенком или другими детьми группы.
При в ы с о к о м у р о в н е дети дают схематичные иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.
Анализ результатов.
В результате проведенной диагностики с десятью детьми старшей группы на начало учебного года были получены следующие результаты (табл. 1):
Таблица 1
Протокол обработки полученных результатов на начало учебного года
Ф. И.
ребенка
КО
Фигуры для дорисовывания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1. Алина Ш.
домик
корабль
дерево
кошечка
девочка
моряк
стакан
кресло
динозавр
2. Дима Т.
дом
буква К
утка
человек
горы
мышка
двойка
3. Владик П.
бильярд
кораблик
уточка
бабочка
жук
штанга
шляпа
4. Саша С.
котенок с
бабочкой
мальчик
волна
цифра 5
5. Яна Т.
елочка
змейка
принцес-
са
шарик
облако
просто
так
6. Вика З.
овечка
Буратино
сердечко
тело
кофта
7. Поля Ш.
тележка
елка
лошадь
заяц
валенок
8. Богдан Г.
телеви-
зор
лошадка
бинокль
стул
лестница
9. Вера Ш.
столб
снеговик
шапка
зайка
яблоко
10. Милана Г.
ведро
лодочка
кустик
зайчик
зубы
культу-
рист
котик
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15