Присущие младшим школьникам с нарушением интеллекта грубые нарушения внимания препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса в коррекционном (образовательном) учреждении VIII вида. В связи с этим актуальны поиски путей и методов, способствующих коррекции дефектов внимания учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Поэтому, учитывая наличие данных недостатков внимания, мы пришли к выводу, что необходимо проводить коррекционно-развивающую работу с учащимися с целью предупреждения и исправления имеющихся нарушений. При этом коррекция должна осуществляться с помощью определенных средств. В данной работе средством коррекции внимания мы выбрали изобразительное искусство. Поэтому гипотеза нашей научной работы заключалась в том, что уроки и упражнения по изобразительной деятельности оказывают положительное влияние на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Анализируя работы специалистов по этому вопросу, мы видим, что в процессе изобразительной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта одним из важных психологических факторов является обучение рисованию. Высокий уровень сосредоточения необходим в восприятии натуры и рисунка и в осмысливании всего процесса изобразительной деятельности. Внимание рисующих представляет сложный процесс, и притом его структурные и динамические особенности изменяются в зависимости от поставленной изобразительной задачи, различных стадий работы над рисунком и применяемых способов его выполнения и корректирования.
Проведенная нами исследовательская работа показала, что у учащихся 1-2 классов с нарушением интеллекта страдает внимание. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью нарушены все свойства внимания, но не у всех учащихся одинаково. Многие ученики не в состоянии активно переключать внимание, и в большей степени страдает объем. Другие наоборот имеют относительно высокую устойчивость и концентрацию.
На формирующем этапе нами были использованы ряд уроков и специально подобранных упражнений для развития внимания учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью.
На контрольном этапе нашего экспериментального исследования нами были сделаны контрольные срезы знаний по методикам констатирующего эксперимента. Сравнивая результаты этих двух этапов эксперимента, мы увидели, что под влиянием коррекционно-развивающей работы постепенно расширились возможности учащихся замечать, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, обобщать и осмысливать воспринятое. Они становились более сосредоточенными, самостоятельными, внимательными. Их деятельность приобретала осознанный, осмысленный и целенаправленный характер.
Таким образом, в ходе нашего экспериментального исследования была подтверждена гипотеза о влиянии изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта.
Цели и задачи нашей дипломной работы так же подтвердились, об этом может свидетельствовать наличие тех недостатков внимания, которые мы выявили, изучая теоретические источники.
Тем не менее, проблема развития внимания у учащихся младших классов с интеллектуальной недостаточностью остается актуальной на сегодняшний день. Поэтому мы считаем, что разработанные нами рекомендации, а так же уроки и подобранные упражнения по изобразительной деятельности, направленные на развитие особенностей внимания, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении нарушений внимания у младших школьников специального (образовательного) учреждения VIII вида.
Список литературы:
1. Айзенберг Б.И. Сравнительная характеристика распределения внимания в мыслительной деятельности у учащихся образовательных и вспомогательных школ. //Дефектология. - 1984. - № 6. - С. 8-13.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. / Под ред. Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисаровой, Т.А. Добровольской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 248 с.
3. Баскакова И.Л. Внимание школьников - олигофренов. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. - 128 с.
4. Баскакова И.Л. О переключении внимания дебилов в умственной и сенсомоторной деятельности. // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, Т.Н. Головиной. - М.: Педагогика, 1977. - С. 81 - 88.
5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
6. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1967. - 207 с.
8. Вопросы психологии внимания. - Саратов: СГПИ, 1979. - 96 с.
9. Воспитание и обучение во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа - ПРЕСС, 1994. - 416 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -- М.: Просвещение, 1960. - 500 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 150 с.
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2002. - 336 с.
13. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский И.В., Петрова В.Г., Розанова Т.В. Изучение психического развития аномальных детей. //Дефектология. - 1983. - № 6. - С. 13-16.
14. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1974. - 120 с. + 16 с цв. вкл.
15. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
16. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида.- М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. - 224 с.
17. Грошенков И.А. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. // Дефектология. - 1980. -№6.-С. 45-53.
18. Грошенков И.А. О преподавании рисования во вспомогательной школе. / Методические рекомендации и планирование. - М.: МГОНО, 1969.- 48 с.
19. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-IV классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1966. - 76 с.
20. Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1975. - 176 с. с ил.; 8 л. ил.
21. Дефектология. Словарь-справочник. / Под. ред. Б.П. Пузанова. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.
22. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. - М.: Педагогика, 1990. - 55 с.
23. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М.: 1998. - 94 с.
24. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение «ВЛАДОС», 1995. - 112 с.
25. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. М.: Просвещение, 1970. - 152с.
26. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Пропедевтика обучения арифметики во вспомогательной школе.-М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. - 96 с.
27. Лебединский В.В. Нарушения психологического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985.- 167с.
28. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232с.
29. Лиепиня С.В. Особенности внимания учащихся младших классов вспомогательных школ. //Дефектология. - 1977. - № 5. - С. 20-25.
30. Ломов Б.Ф. О системной детерминации психических явлений и поведения. // Принцип системности в психологических исследованиях. -- М.: Наука, 1990. -- С. 10--18.
31. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного развития. - Иркутск: ИГПИ, 1992. - 159 с.
32. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. - М.: Эйдос, 1996. - 114 с.
33. Немов Р.С., Психология: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений: В 3 кн.: кн.3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 512 с.
34. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развитии (Олигофренопедагогика). / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
35. Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: (изобразительное искусство, физическая культура, ручной труд, пение и музыка). / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1983. - 208 с.
36. Переслени Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. - 1979. - №5. - С. 23 - 31.
37. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по арифметике во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1972. - 126 с.
38. Перова М.Н. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. - 158 с.
39. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. - М.: «Академия», 2002. - 160 с.
40. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью. //Вопросы психологии. - 1982. - № 2. - С. 51-52.
41. Практикум по олигофренопсихологии. -- Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1980. - 80 с.
42. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. / Под ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - Питер.: СПб., 2001. - 256 с.
43. Психологическая коррекция умственного развития учащихся. / Под ред. НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. - М.: Б. И., 1990. -124 с.
44. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. -- М: Педагогика, 1980. - 176 с.
45. Психологический словарь. / Под ред. Н.Н. Авдеева и др. - М.: Педагогика - пресс, 1977. - 438 с.
46. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: АСТ, 2006. - 479 с.
47. Развитие у учащихся вспомогательной школы интереса к изобразительной деятельности. //Дефектология. - 1980. - №6. - С. 45 - 53.
48. Рожкова Л.А., Переслени Л.И. Нейрофизиологические критерии оценки уровня развития механизмов когнитивной деятельности у детей в аспекте проблем дифференциальной диагностики. // Дефектология. -- 2001. -- №4. -- С. 3- 11.
49. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. - М.: Информ. - реклам. - Изд. фирма «Тривола», 1995. - 347 с.
50. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Просвещение, 1986. - 190 с.
51. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.: ЭКСМО - ПРЕСС, 1999. - 414 с.
52. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Подъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14