Рефераты. Развитие выразительности детских рисунков в процессе обучения сюжетному рисованию

p align="left">Выразительность -- главный существенный признак художественного образа. Под выразительностью понимается способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использование их в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления или характера. [5, 233]

Выразительность детских рисунков -- пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему. [13, 56]

Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. Техническая сторона художественной деятельности наряду с выразительными присутствует в любом виде искусство.

Итак, выразительность -- качество детской художественной работы, которое можно рассматривать как самостоятельное. Применительно к детскому рисунку выразительность -- качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старших таковым не является. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла.

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. К старшему возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Иногда ребенок отдает предпочтения какому-то одному: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Ребенок - дошкольник может использовать любимый цвет иногда не адекватно, в любом противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае, он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее, его содержанием и делает своеобразный «подарок» образу, как бы украшает его. Может чередовать цвета, например малыш (5 лет) нарисовал свою маму с волосами всех цветов радуги. (Моя мама красивая).

Исследователи детских рисунков отмечают, что дети, осваивая цвет, начинают использовать его однозначно, земля - всегда черная, небо - синее и т.п.

Другое свойство линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает специально небрежной линией.

Композиция сюжетного рисунка также бывает очень выразительной. Главный, более значительный для него образ, дошкольник часто выделяет цветом или величиной, расположении отдельных элементов рисунка.

Малышу очень трудно передать движения. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно. Например: кошка мчится за мышью, вытянувшись как струна и расправив когти.

Рисуя, малыш использует и такое средство как агглютинация -- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств, средств разных предметов. Н. П. Сакулина отметила, что выразительность детского рисунка многообразна посредством и способом. [20, 124]

По мнению Е. А. Флериной, чтобы судить о выразительности образа, созданного ребенком, важно видеть процесс выполнения рисунка.

Однако при любом, даже очень малом объеме изобразительных умений ребенок должен уметь и иметь возможность выражать свои чувства, впечатления свободно, использовать их самостоятельно и творчески. [26, 40]

Перед детьми в течение всего срока обучения нужно ставить задачи «на выразительность» все более усложняющееся по содержанию и касающиеся цвета, формы, то есть всей совокупности изобразительных средств. Решая эти задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий художник.

Таким образом, необходимо пробуждать у ребенка заинтересованность к сюжетному рисованию. В этом могут помочь задания, требующие адекватного выражения чувства, отношения к окружающему миру, настроения, замысла ребенка.

1.2. Образная выразительность в рисунках детей старшего

дошкольного возраста

В основе всякого произведения искусства лежит художественный образ, видения, созданное фантазией художника. Образ всегда индивидуален, нов и неповторим. Он - основное отличие искусства, его главный признак. Образ не только изображения. Он больше, чем простое воспроизведение чего-то, именно в нем выражено отношение автора к изображаемому, его главная мысль - основная идея произведения.

Но любой образ должен быть выразителен. Цвет, форма, композиция является средствами выразительности образа в детском рисунке. Поэтому, прежде всего, детский рисунок ценят за его выразительность.

Н. А. Ветлугина [28, 137] считает, что способность к образному творчеству у детей прежде всего проявляются в выборе содержания, в отборе предметов для воспроизведения. Умение остановить внимание на характерном, особенном, выделяющемся в кругу остальных, принадлежит детям в завидной степени.

Рисунок как определенный продукт детского творчества оценивается в педагогической литературе различно. Одних привлекает прежде всего непосредственность, своеобразная выразительность, иногда даже неожиданность образов, оригинальность композиционных построений. Другие рассматривали его с точки зрения правдивости, способности к наблюдению, точности изображения, наличия определенных умений и навыков. В своем анализе детских рисунков мы сделаем акцент на характере выразительности образа и тех средствах выражения его содержания, которые доступны детям старшего дошкольного возраста.

Создавая образ человека, предмета или целого явления, стремясь к полноте, правдоподобному изображению, ребенок выбирает, однако, самые характерные признаки и особенности предмета. Ребенок отходит уже от абсолютно точного воспроизведения натуры и, стремясь выразить сущность явления, передает в своих рисунках выразительный образ.

Детское творчество самым непосредственным образом связано с особенностями восприятия окружающего мира. Вот почему одним из важнейших условий развития детского изобразительного творчества является обогащение культуры зрительного восприятия формирования художественного образного видения.

Воспитание образного видения предметов, явлений «во всей их жизненной наполненности» стоит, поэтому в центре внимания при формировании детского творчества. Процесс создания образов немыслим без помощи воображения, фантазии. Фантазия детей проявляется не только в сочинении сказочных сюжетов. Они проявляются в рисунках, темы которых взяты из самой действительности.

Фантазия проявляется прежде всего в усилии, подчеркивании определенных сторон образа, в заостренной цветовой или ритмической характеристике мира. В детских рисунках мы встречаемся подчас с таким необыкновенным сочетанием красок, которых не увидишь в действительности. Слишком яркое синее небо, чересчур зеленая трава - эта форма выражения вымысла, творческой фантазии ребенка.

Ребенок не просто воспроизводит то, что видит, но по-своему истолковывает и домысливает свой рисунок. Поэтому большой интерес представляют те замыслы, которые затем воплощаются в рисунке.

Образ в рисунке связан с предварительным формированием замысла.

Анализируя изобразительные замыслы старших дошкольников, мы находим в них не только отражение содержательной стороны будущего рисунка, но и представление о его композиции, о взаиморасположении персонажей, о цветовой характеристике этого рисунка и т.д.

Образы в рисунках привлекают не только непосредственность видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т.д. Художественный образ прежде всего выигрывает на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют: они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора - ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму являются одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Н. А. Ветлугина [31, 86] говорит о том, что рисунки дошкольников отличаются своим, жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее море и белые пароходы, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т.д.

В детских рисунках, однако, можно встретить также образы, которые строятся на монохромной, нежной гамме красок: сиреневые, лиловые, теплые коричневые тона. Чаще всего это можно наблюдать при передаче образов природы.

Все это позволяет нам говорить о разнообразии колорита в творческих рисунках детей. Цвет становиться эмоционально содержательным лишь тогда, когда он выражает качества определенных предметов. Выразительность цвета зависит от нашего отношения к данному предмету. Основываясь на жизненных ассоциациях, можно понять, почему в зависимости от содержания применяются тот или другой цвет. В детском рисунке цвет является также средством выражения определенного образного содержания. При передаче отрицательных образов сказок (ведьмы, бабы-яги) показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам. Дети изображают ведьму не только с распущенными, всклокоченными волосами, уродливым лицом, они «одевают» ее в черное платье и даже дом, в котором она живет, раскрашивается черной краской. Так сказывается отрицательное от ношение к этому образу.

Композиция - это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритм - это повторяемость, чередование и соразмерность элементов композиции. В детских рисунках мы встречаемся не только с чередованием форм, и с композиционно-цветовым ритмом в передаче организованность, упорядоченность построению рисунка. Большое значение имеют здесь и технические возможности ребенка. Найденная форма легко повторяется и воспроизводится. Композиционно-ритмическая организованность рисунка отвечает часто по существу избранной ребенком теме.

Композиция определяется также и как способ соединения образов. Выразительность в рисунках детей проявляется прежде всего за счет передачи движения, изображения характерных поз персонажей, т.е. за счет оперирования внешними признаками предмета.

Интересы в этом смысле некоторые особенности построения композиции, специфичные именно для детского рисунка. Выстраивая свой рисунок, дети устанавливают пространственные отношения между предметами, персонажами; причем они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, но находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию. Поэтому композиция детского рисунка не совпадает полностью с картинами реальной действительности.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольно. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.